Все рубрики
В Омске пятница, 27 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 26,0943    € 10,1096

В первый кризис люди стали покупать товары в низком ценовом сегменте, во второй кризис – уходить в другие товарные категории

26 ноября 2022 10:28
0
1348

Мы считаем, что локальная экономика – это правильно, это дает осознание покупателю, что он инвестирует в собственный регион, поддерживает своего соседа, коллегу. 

В конце октября в Новосибирске прошел форум бизнеса и власти «Дни ритейла в Сибири» – отраслевое мероприятие для профессионалов и экспертов в сфере розничной торговли в Сибирском федеральном округе. В первый день форума состоялась региональная сессия «Ритейл в Сибири 2023: честный разговор с владельцами и CEO розничных сетей». Представляем читателям ряд выступлений на этом мероприятии.

Сергей ЛЕОНОВ, сооснователь сети «Хороший выбор»: «Покупатели опять возвращаются к 2000-м годам, когда цена, промо являлись доминантами»:

— Вне зависимости от построения оптимистических или пессимистических моделей бизнеса, по сути, во всех них есть вещь, связанная с дороговизной цепочек поставок. Честно говоря, не видим, как в ближайшее время они могут измениться. Производство сырья, упаковки очень подорожало. Даже снижение стоимости евро или доллара не нивелировало историю, связанную с ростом цен на транспортировку, хранение, стоимость ингредиентов.

Увеличиваются сроки поставок, какие-то поставки практически невозможно осуществить и так далее. Вот эта одна из основных проблем, которая чревата падением уровня сервиса.

Второе – это изменение покупательского спроса. Покупатели опять возвращаются к 2000-м годам, когда цена, промо являлись доминантами. В первый кризис люди стали покупать товары в низком ценовом сегменте, во второй кризис – уходить в другие товарные категории, заменять белок, если можно так сказать. Мы наблюдаем, что люди готовы приобретать неизвестную для себя продукцию, но по более низким ценам, что, в общем, характеризует тренд, связанный с выходом новых производителей на рынок, которые умеют производить дешевле, но не имеют достаточно больших маркетинговых затрат. То есть третий прогноз – перераспределение рынка.

В марте-апреле мы сдерживали цены, так как, на наш взгляд, в их увеличении было много эмоционального. Летом, когда формировали стратегию, начались первые предложения от производителей о том, что они хотели бы уходить от дистрибьютерских каналов, которые обслуживают отдельно стоящие магазины, больше консолидировать поставки, укреплять дистрибьютора (когда дистрибьютеры работают не на один регион, а множество). Таким образом они сокращают цепочку поставок и, главное, ее стоимость. Мы же еще два года назад начали создавать логистическую инфраструктуру: у нас есть распределительные центры в Москве, в Новосибирске. Большинство крупных производителей уже перешли на централизованные поставки на наши распределительные центры, оттуда товар идет в сети. У таких компаний от 12 до 30% снизилась себестоимость продукции.

Мы продолжаем учиться применять технологии, которые оптимизируют обработку товара, его транспортировку. На сегодняшний момент от нашего совместного оборота стоимость транспортировки и хранения составляет около 3%. Товарооборот ключевых наших сетей увеличился более чем на 25%. («Хороший выбор» – франчайзинговая сеть, в которую входят томская и новосибирская ГК Лама «Interspar», «Spar», «Абрикос», архангельский «Петровский», алтайский «Аникс», кемеровский «Бегемаг», екатеринбургский «Елисей», тульский «Spar» и якутская ТС «Айгуль». – Прим. авт.) Появилось более 40 новых производителей.

Артем ВОЛКОВ, сооснователь ТС «Калина-малина»: «Не занимаемся выбиванием скидок из производителей, потому что как производители знаем, – необходим бюджет для развития»:

— Вообще мы с семьей производственники – занимаемся этим 31 год. 20 лет назад купили в Заринске недостроенный австрийский модуль, достроили его и получили убой свинины. 15 лет назад купили птицефабрики тоже в неработающем состоянии – в Новокузнецке, Прокопьевске, научились производить мясо птицы. Последние два года выращиваем шампиньоны, производим утку. Неплохо научились кооперироваться с фермерами и создали ритейл, восемь лет назад его переформатировав.

Кока-кола ушла от нас еще задолго до того, как это стало мейнстримом! Выкинули абсолютно все продукты, которые продавали сети, понимая, что нам нет смысла с ними конкурировать. Это невозможно, если мы не хотим закрыться завтра или продаться, соответственно, начали делать все не как сети. Оказалось, это правильный маршрут! Продавали только натуральные продукты, без консервантов, с короткими сроками годности. Для сетей это больное место, а мы научились работать с фрешем, это наше преимущество. Даже иногда приходим в торговую сеть, видим там популярный товар, просим наших поставщиков сделать точно такой же, только лучше и свежее.

Заводим мелких производителей, работаем со стартапами – только на территории Сибири. Это ребята, которые либо делают все своими руками, либо микропроизводства. Никакая сеть с ними работать не будет, соответственно, они наши. Основная ценность для нашего покупателя – не самая низкая цена на полке, а ценность продукции. Мы считаем, что локальная экономика – это правильно, это помогает развивать регионы, дает осознание покупателю, что он инвестирует в собственный регион, становится от этого богаче, поддерживает своего соседа, коллегу.

Не занимаемся выбиванием скидок из производителей, потому что как производители знаем, – необходим бюджет для развития. В отличие от крупных игроков, стремящихся консолидировать бизнес, наоборот, его отдаем: у нас есть франшиза, когда внешние партнеры инвестируют в точки, свои собственные точки отдаем во внутреннюю франшизу – нашим же сотрудникам (два года транслируем такую модель). Они увольняются, берут наш проект и работают как предприниматели. Эффективность магазинов растет, а управляемость облегчается, что позволяет нам быть гибкими и не превращаться в неповоротливую машину.

Пять лет назад мы создали фонд поддержки фермеров, куда откладываем примерно 1,5% с проданных товаров. Таким образом формируется некий банк, из которого фермер, участвующий в фонде, может взять инвестиции под 0% и вернуть товаром, который сможет произвести. 90 займов мы отметили уже за этот период, получили 59 новых продуктов. Это достаточно выгодная для всех схема: мы получаем недостающий товар, либо стандартизацию качества поставщика, либо расширение производительности, потому что спрос у нас сейчас выше предложения, а фермер – беспроцентный кредит и возможность производить продукцию сразу с добавленной стоимостью.

Еще мы долго думали, как реально реализовать экологичное производство, потому что в промышленности никуда не денешься от пластика, а работать с другой упаковкой тяжело. Придумали пункт «Точка сбора» (пока он есть только в Кемерово), куда человек может прийти и сдать 15 фракций отходов – естественно, он должен их помыть, подготовить, рассортировать. Мы принимаем бесплатно, но даем бонусы и купоны в нашу «Калину-малину», формируем вокруг себя очень классную, лояльную, осознанную аудиторию и нивелируем свой промышленный экологический след. Человек может купить у нас продукт в пластиковой упаковке, но знает, что сможет сдать ту на переработку. Если в первый месяц в «Точку сбора» пришло 118 человек и норма мусора была 2,9 кг на одного, то сейчас приходит 1,5 тысячи и приносит по 176 кг отходов! В первый месяц отправили на переработку 487 кг, а в последний 11 тонн. Думаем теперь, как этот проект сделать безубыточным.

Пару лет назад налоговая служба очень рекомендовала нам уйти с упрощенной системы налогообложения на общую и возникла такая история, когда ты не просто называешь продукт «фермерским», продавая крупных производителей, а реально работаешь с мелкими фермерами, у которых, естественно, нет НДС – они на упрощенке или патенте. Когда начинаешь платить НДС товара, тебе просто прилипает 20%! Такая вот интересная арифметика, которая не поддается логике. Если мы пытаемся развивать местных производителей, стартапы, а государство при этом заставляет реализатора или торговую сеть платить НДС, конечно, она не замотивирована это делать. Мы-то упоротые, понятно, продолжаем – сейчас отдали просто 4/5 своей прибыли. Но в целом это не способствует тому, чтобы ритейлеры продавали продукцию мелких производителей.

Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 9 ноября 2022 года.

Фото © Форум бизнеса и власти «Дни ритейла в Сибири» и ТС «Калина-малина»



Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.