Все рубрики
В Омске пятница, 27 Января
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 26,0943    € 10,1096

Илья НИКОЛИН, и.о. президента Союза предпринимателей: «Предприниматели, стремятся минимизировать затраты, в том числе налоги, а чиновники – их увеличить»

3 декабря 2022 13:30
0
4179

«Доносить боли и чаяния бизнеса до людей, облеченных властью» (полный текст). 

Седьмого ноября состоялось заседание координационного совета Омского областного Союза предпринимателей, на котором была принята отставка с поста президента союза Алексея ПРОВОЗИНА, досрочно сложившего с себя полномочия. Исполняющим обязанности президента был единогласно избран руководитель франчайзинговой сети автокомплексов REAKTOR, кандидат философских наук Илья НИКОЛИН. О нынешних чаяниях омского бизнеса он рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

– Илья Владимирович, ключевой вопрос: собираетесь ли вы 8 декабря, на выборах президента Омского областного союза предпринимателей выдвигать свою кандидатуру?

– Честно говоря, еще не решил. Меня и так очень обязали коллеги, выбравшие меня исполняющим обязанности президента.

– Вас это удивило?

– Скорее огорошило. Но, с другой стороны, я ведь вижу, как голосуют союзники, выбирая членов координационного совета – стабильно занимаю третью-четвертую строчку по количеству набранных голосов. Безусловно, мне льстит, что меня видят и слышат. Но я давно состою в координационном совете и имею возможность – в том числе через президента ООСП – доносить и отраслевые запросы, и общие проблемы, волнующие всех предпринимателей. Одним из последних животрепещущих вопросов, затронувшим всех, например, был переход с ЕНВД на УСН. Колоссальное количество времени мы провели в дискуссиях как внутри союза, так и с органами власти. Отдаю должное нашим чиновникам: благодаря их поддержке, нам удалось щадяще пережить смену налоговых спецрежимов. Все это к тому же происходило в пандемию, от которой пострадали все бизнесы без исключения (может быть, за исключением фармацевтики, но у них была своя проблема – маркировка). Теперь у нас сложности в связи с весенними событиями – сказывается массовый отток людей и снижение покупательской способности. А для сферы услуг основа бизнеса не столько технологии и оборудование, сколько именно персонал и, конечно, клиенты.

– Сейчас ведь много различных бизнес-объединений– «Статус», «Моментум», «Опора России» и так далее.

– Не вижу противоречий, между нами нет конкуренции. Идея клуба «Моментум» – обмен опытом и бизнес-наработками его участников. «Опора России» организована с подачи федеральных властей, то есть сверху, но также несет дух предпринимательства, является проводником необходимой информации. ООСП же создавался по инициативе снизу. Я, кстати, член «Опоры России», и мы партнерствуем со всеми. К слову, недавно были в гостях у клуба «Моментум». В целом все сообщества преследуют одни и те же цели.

– Вы также входите в правление Союза автосервисов.

– Да, и пользуясь случаем, говорю огромное спасибо ООСП – мы при создании Союза автосервисов взяли за основу формирования Союз предпринимателей Омска: устав организации, разделение на гильдии (только в Союзе автосервисов они называются коллегиями). Союз автосервисов имеет федеральный статус, в нем участвуют коллеги из Москвы, Санкт-Петербурга и т.д. Безусловно, членство в объединении предполагает финансовые взносы, ведь руководители союза вынуждены часто отправляться в командировки, вести переговоры с законодателями федерального уровня, с представителями исполнительной власти, общественными деятелями. Благодаря эффективным коммуникациям, нам, в частности, удалось добиться отмены принятия изменений в основополагающий для нашей отрасли (технического обслуживания и ремонта автомобилей) документ в предлагаемом законодателями виде – техническом регламенте Таможенного союза по обслуживанию автомобилей.

– А что было не так с проектом регламента?

– На наш взгляд, он дискриминировал все независимые предприятия восстановительного ремонта. Либо сказалось лоббирование зарубежных производителей, либо составители неправильно перевели с иностранного языка, но из контекста была вырвана фраза о том, что ремонт автомобиля можно осуществлять только новыми узлами, агрегатами и деталями. Принятие документа с такой формулировкой сделало бы незаконной деятельность предприятий, осуществляющих ремонт агрегатов, рулевых реек, двигателей, коробок передач и т. д. Следует учесть, что фраза, которую хотели использовать, относилась исключительно к производству новых автомобилей. Вполне логично, что в нем не допускается использование восстановленных механизмов.

– Работа сети автосервисов REAKTOR не пострадает, если вы углубитесь в общественную деятельность?

– Последние семь лет сеть развивается по франчайзинговой модели, так что в операционную деятельность я не погружен. Моя задача – консультировать наших франчайзи, анализировать показатели, определять идеологию бренда, выбирать поставщиков запчастей и т. д. К слову, работать с предпринимателями, безусловно, состоявшимися как личности, имеющими собственное мнение, оказалось сложнее, чем, например, управлять автосервисом самому. Мы, как управляющая компания, до сих пор переписываем франчайзинговый договор, не поверите.

– А что не так?

– Например, в Новосибирске случился конфликт между партнерами REAKTOR: сотрудники решили перейти из одного автосервиса в другой, принадлежащий другому франчайзи. А как я уже говорил, сфера услуг полностью завязана на людей, потерять ценного специалиста почти равно потере конкретного бизнес-направления. Причем партнеры за разрешением конфликтной ситуации, конечно же, идут к владельцу бренда, то есть ко мне. И мы прописали в договоре, что франчайзи, от которого уходят сотрудники, должен дать на то согласие (то есть подтвердить, что увольняющиеся не совершили каких-то серьезных проступков), а франчайзи, к которому они переходят, заплатить отступные – то есть компенсировать своему коллеге по сети затраты на наем, обучение и адаптацию работников. На самом деле в этом и есть прелесть франшизы – возможность экономить на поиске персонала, продвижении и так далее. Я доволен тем, что мы перешли на такую бизнес-модель, она удобна для всех. Но мне очень часто приходится выступать в роли третейского судьи. Это довольно тяжкое бремя, учитывая, что я понимаю каждую из сторон.

– Так ведь как раз такой человек и нужен на посту президента ООСП – опытный и уравновешенный дипломат.

– Думаю, любой успешный предприниматель уже дипломат и переговорщик, иначе у него и не было бы бизнеса. Запрос на контакт с властью у бизнес-сообщества, несомненно, огромный, и ООСП как раз тот мостик между нами, позволяющий осуществлять коммуникацию. Понятно, что каждый блюдет свои интересы: предприниматели, стремятся минимизировать затраты, в том числе налоги, различные сборы, чиновники – их увеличить, и каким-то образом мы должны находить баланс между бизнес-интересами и социальной ответственностью. Но регулирующего воздействия на бизнес очень много, порой переходящего грани разумного. Поэтому для нас важна юридическая поддержка, ведь порой не очень понятно, как соблюдать нормы, которые могут трактоваться весьма широко. В этом плане консультации ООСП сложно переоценить – допустим, по земельным вопросам, по ковидным ограничениям. Для нашей отрасли, как и для любой сферы услуг очень остро стоит вопрос исполнения абсолютно дисбалансного закона о защите прав потребителей. На мой взгляд, клиенты часто злоупотребляют «правами», которыми их наделяет этот закон.

– Вы имеете в виду потребительский экстремизм?

– Конечно. Есть люди, есть юристы, которые специализируются на том, чтобы, злоупотребляя законом, зарабатывать, что называется, на ровном месте. Закон о защите прав потребителей, например, разрешает буквально не читать инструкцию по эксплуатации средства повышенной опасности – автомобиля, не разбираться в его устройстве, но иметь бесконечные претензии по ремонту. Конкретно у нас очень негативная отрасль, к сервисам априори относятся с подозрением, беспочвенно считая, что мы стремимся обмануть, насчитать лишнего. Почему-то почти никто из клиентов не задумывается, что автомобиль – это совокупность правильно работающих деталей и порой невозможно заменить лишь одну и надеяться, что это возобновит правильную работу. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев судьи не обладают техническим пониманием и маломальским представлением об устройстве автомобиля, поэтому приходится проводить ликбез, который остро необходим. А без судебных процессов нам не обойтись, особенно в последнее время.

– Приведите пример.

– Опять же, в Новосибирске недавно был прецедент. Клиент на ToyotaTundra приехал менять масло, а потом предъявил претензию, что из-за неправильной установки фильтра возникло масляное голодание и теперь двигатель требует капитального ремонта. Наши франчайзи уже начали искать двигатель на замену, так как вместе с сопутствующими запчастями и работой дилерского центра это могло бы обойтись не менее чем 1,5 млн рублей. Тогда я из принципа – ну не может проектировщик двигателя допустить масляное голодание, там есть дренажный канал, который так или иначе доведет масло до деталей – заказал за свой счет техническую экспертизу. Она показала сильную изношенность двигателя, неоднократно подвергавшегося ремонтному воздействию. Бывают ситуации, когда детали двигателя начинают терять частицы металла, тот попадает в масло в виде «пудры», образуется смесь, обладающая более высокой вязкостью и, как следствие, давлением, по сравнению с чистым маслом. Если эту смесь слить, залив чистое масло, давление снижается и двигатель может аварийно остановиться. В данном случае двигатель был просто в крайней степени эксплуатационного износа, работа моих партнеров оказалась ни при чем, что и подтвердила экспертиза. Вот так я сэкономил нашим франчайзи значительную сумму денег. Таких историй большое количество. Кстати, потребительские споры, споры с надзорными органами – важные области, в которых проявляет себя союз предпринимателей. У нас есть специальный юридический комитет, а сейчас возникла мысль создать при ООСП кадровое агентство, идею которого предложил Владимир Федорович САМОТОЙ. Еще одна тема, которая пока проходит мимо нас, – получение различных грантов, субсидий. Не помешало бы проработать для союзников и это направление. Так что план работы примерно ясен.

– Так все-таки вы обладаете нужными ресурсами, чтобы возглавить ООСП?

– Необходимой энергичностью и настойчивостью, пожалуй, да. А вот времени остро не хватает. Кстати, думаю, в том случае, когда задействованы именно профессиональные компетенции того или иного предпринимателя, правильно компенсировать его погружение в проблематику финансово, это было бы справедливо. Тем не менее мы часто бесплатно выступаем наставниками для предпринимателей.

– Напоследок: если не вы, то кто?!

– В союзе много харизматичных и сильных личностей, уверен, мы выберем в качестве президента достойного человека, который сможет доносить боли и чаяния бизнеса до людей, облеченных властью.

Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 23 ноября 2022 года.



Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.