Текущий год превзошел все ожидания. Однако региональный управляющий Альфа-Банком в Омске Павел ГИМБАТОВ считает, что своевременные меры, предпринятые федеральными властями, позволили значительно смягчить кризис. Предварительные итоги за 2022 год он обсудил с обозревателем «Коммерческих Вестей» Анастасией ПАВЛОВОЙ.
– Павел Геннадьевич, давайте обозначим главные тенденции произошедшего в финансовой сфере страны.
– Всем известные события способствовали значительному перераспределению сил на банковском рынке, преобразованию потребностей клиентов. Юридические лица, естественно, перенесли сильное потрясение после нескольких изменений Центробанком ключевой ставки, поскольку к ней были привязаны кредиты, выданные не по фиксированной, а по плавающей ставке. Отдаю должное мерам государственной поддержки, ведь они стали реакцией на панический спрос населения на наличные средства. На нас это тоже сказалось – буквально не успевали загружать деньги в банкоматы ранней весной. Потом, как мы помним, появились интересные предложения по вкладам у банков. Все это позволило не провалиться нам всем в бездну экономического негатива. Да, юридические лица пострадали от ограничений в части проведения валютных операций. Не скрою, это привело к небольшом оттоку клиентов у банков. Если говорить об Альфа-Банке, то мы успешно заместили выпавшие доходы от сделок с валютой другими источниками. По финансовым показателям 2022-й закроем точно не хуже, чем 2021-й, не исключено, что даже лучше – поступательный рост прибыли очень серьезный.
– А конкретно в цифрах?
– В прошлом году мы заработали 1,750 млрд рублей, к концу текущего ожидаем 1,850 млрд чистой прибыли. Считаю, что при таком огромном количестве вводных, как в 2022-м, то, что мы смогли не только не упасть, а показать рост, – признак серьезного профессионализма нашей команды. Доля клиентов малого бизнеса у нас 20%, среднего – 30%. Очень сильно приросли базой физических лиц, у нас 160 тысяч активных клиентов, судя по данным за девять месяцев 2022 года. В этом плане уже буквально дышим в затылок конкурентам.
– С чем это связываете?
– В этом году мы активно развивали новый канал продаж – доставку банковских продуктов на дом, в офис, в любую точку города после заказа на сайте банка или в мобильной версии. Сейчас мы расширяем навигацию до 100 км за пределами черты Омска. Наша глобальная задача – быть доступными для клиента повсюду: будь это офисы в городах с количеством жителей свыше 150 тысяч человек или эффективная работа курьерской сети. В нашем регионе, конечно, это особенно сложно, учитывая, что кроме Омска у нас почти нет крупных населенных пунктов. Также мы развиваем зарплатное направление – уже 50 тысяч омичей получают заработанное на нашу карту. Модернизируем наши офисы, услуги, сервисы, продукты, основательно вкладываемся в маркетинг. Как коммерческий банк, мы не можем позволить себе лишних трат, поэтому по максимуму используем любой имеющийся у нас ресурс, начиная со специалистов, заканчивая рекламными кампаниями. Очень достойно зарекомендовали себя наши Phygital офисы: классический Smart Branch на 70 лет Октября и техно Smart Branch на Жукова и проспекте Мира. Напомню, что Альфа-Банк планирует перевести всю свою сеть в этот формат, мы находимся в поиске подходящих помещений – требования к ним достаточно высоки.
– Так и не появилось у вас желания заходить в сторонние бизнесы, создавая собственную экосистему, как это делают другие банки?
– «Альфа Групп» – уже крупнейшая структура, в которую входят Альфа-Банк, «АльфаСтрахование» (один из лидеров страхования на омском рынке), «АльфаСтрахование-ОМС» (более миллиона клиентов), Росводоканал (98% абонентов города), «Билайн» (входит в ТОП-3 операторов связи), Альфа-Лизинг и прочее. Причем все они финансово успешны сами по себе и не влияют на бизнес других участников группы. Все мы активно взаимодействуем между собой формально и неформально, обмениваемся опытом и наработками, прямо сейчас готовим совместную большую презентацию о том, чем можем быть полезны местным властям. К слову, «Билайн», например, задействован в нашей доставке кредитных карт. Так что синергия имеет место, просто у нас нет нужды заниматься непрофильными областями.
– Что скажете по поводу остальной статистики?
– Понятно, что статистика по году не окончательная, но общий объем привлеченных нами средств приближается к исторической отметке 30 млрд рублей. Кредитный портфель (розничный, малый и средний бизнес) перевалил за 18 млрд рублей. Изменение ключевой ставки в первое полугодие буквально обрушило ипотечный и кредитный рынок в целом. Спрос начал восстанавливаться в июне. Сентябрьская мобилизация затормозила планы граждан и бизнеса, ипотека снова приостановила свое развитие, однако наша цель – удерживать позицию третьего в Омске ипотечного банка – не изменилась. Свои ограничения имеет запрет и на заключение операций с валютой, но мы стремимся предложить клиентам альтернативные инструменты для инвестиций – например, китайский юань, драгоценные металлы, акции и облигации российских предприятий. Рынок меняется, но его работа не останавливается.
– То есть результатами труда в 2022-м вы довольны?
– За это еще раз спасибо нашему дружному и опытному коллективу, да. По мнению авторитетного портала banki.ru, мы стали в этом году «Самым результативным банком», «Лучшим инвестиционным банком», «Лучшим private-банком» в 13 номинациях и «Банком года». Думаю, залогом успеха стала наша высокая технологичность, привлекательная и действительно выгодная линейка карт, индивидуальный подход к каждому клиенту. По поводу первого могу сказать, что над тем, чтобы поддерживать функциональность наших сервисов, ежедневно работает аналитический центр, сотрудники отслеживают работу приложения в разных условиях, в том числе поведение потребителя дома, в транспорте, на работе и так далее. В наших омских офисах все так же на постоянной основе работают бизнес-тренеры, сотрудников учим и адаптируем – нередко из непрофильных продажников. Планируем в следующем году наращивать свою долю рынка во всех сферах, поскольку по-прежнему позиционируем себя как современный и универсальный банк – и для физических, и для юридических лиц.
Фото © Альфа-Банк (АО)