Всего за достижение целевых показателей Омская область получила три четверти миллиарда.
26 октября исполняющий обязанности губернатора Омской области Дмитрий УШАКОВ подписал постановление № 576-п «Об утверждении Порядка использования (порядка принятия решения об использовании, о перераспределении) средств, зарезервированных в составе утвержденных Законом Омской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период на 2023 и 2024 годов» бюджетных ассигнований».
В этом документе впервые упоминается дотация (грант) 2022 года из «федерального бюджета за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на поощрение региональной и муниципальной управленческих команд Омской области». Согласно документу, распределение денег будет производиться не постановлением регионального правительства, а распоряжением, большинство из которых, как известно, так и не появляется в публичном доступе.
Ранее о том, что федеральный бюджет еще несколько месяцев выделил Омской области на поощрение чиновникам очень большие суммы, написали только «Коммерческие вести» в первополосном материале 19 октября 2022 года. Представляем читателям этот материал полностью:
Про Пермь
14 октября пермский портал properm.ru сообщил, что правительство Пермского края выделило 40 миллионов рублей на поощрение муниципальных управленческих команд и глав территорий. Из аналогичного источника премии получит и омское чиновничество. Их размер и список получателей определило постановление Правительства РФ № 1050 документ ДСП.
Уже 17 октября краевые власти на фоне вопросов мобилизованных об отсутствии единовременных выплат пояснили порталу «Подъем», что
«Постановлением Правительства Пермского края между муниципальными образованиями Пермского края распределены дотации, поступившие из федерального бюджета за достижение краем в 2021 году результатов оценки эффективности деятельности субъектов Российской Федерации.
Оценка муниципальных образований проведена по 16 показателям, отражающим вклад каждого муниципалитета в результат, достигнутый Пермским краем в развитии системы образования, культуры и молодежной политики, в развитии малого и среднего предпринимательства, улучшении жилищных условий граждан».
40 миллионов муниципалитетам Пермского края – это не вся сумма, доставшаяся в виде премий исполнительным властям в регионе. Это за минусом сумм, получаемых краевыми чиновниками. Но мы не будем считать чужие деньги. Давайте считать свои, вернее, омские.
Откуда дровишки?
Практика поощрения лучших регионов и лучших управленческих команд действует не первый год. В какую сторону им шевелиться, большей частью описано в указе Президента РФ. Там поименованы целевые показатели (см. ниже), по успехам в достижении которых работа управленцев будет считаться вполне удовлетворительной. Жаль, конечно, что там не указаны, например, такие, как уровень смертности, миграции и выполнения нацпроектов или другие полезные цели, но и имеющиеся в указе вполне могут описывать картину.
Но что здесь настораживает, что последнее распределение подобных грантов или, вернее, дотаций в открытых источниках легко найти только за 2019 год. Там указаны 50 лучших регионов с суммами поддержки от Федерации. А вот позже найти их чрезвычайно затруднительно. Документ становится ДСП и зачастую только связи с другими регионами позволяют как-то компенсировать информационный вакуум. Так что Постановление Правительства РФ от 9 июня 2022 года № 1050 отыскать оказалось крайне нелегко.
«Коммерческие Вести» выяснили, что, как следует поработав в 2021 году, в 2022 году омские управленцы получили за достижение целевых показателей 775 миллионов рублей. Одна часть из них – дотация за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, а вторая – дотация для поощрения региональных и муниципальных управленческих команд. Первая и большая часть в 2022 году составила 605,7 миллиона рублей, а вторая – 169,3 миллиона. Вторая часть, как понятно из ее названия, направляется именно на премии управленцам.
Как дела у соседей?
Не будем рассматривать всю совокупность «победителей соцсоревнования», ибо, исходя из перечня показателей, соревнование почти так и выглядит.
Давайте оглянемся на соседей. Лидером по распределенным суммам в СФО стала Новосибирская область. В текущем году в ее пользу было распределено 869,5 миллиона рублей. На втором месте Иркутская область, а Омская область занимает почетное третье место. У лидеров сибирского списка премированных сумма на премии управленческим командам составляет около 22% от общей суммы, у других процент премий выше.
Есть и те, кто не получил вкусный пряник. В 2022 году это 4 субъекта. Кстати сказать, Омская область в 2021 году заняла второе место (681,6 млн) следом за Новосибирской областью. Около 20% этих сумм ушло на премирование исполнительной власти в этих регионах.
На что потратим?
К своему позору, уважаемый читатель, тут мне вас удивить нечем. Не то чтобы автор не пытался найти эти данные. Нет. Очень даже пытался. Но, к сожалению, все, что нам известно, так это то, что часть, направляемая на премии, на момент написания статьи еще не распределена. А часть, направляемая на достижение целевых показателей в виде дотаций, то ли была распределена в августе неким неопубликованным распоряжением, то ли просто влилась как рядовая дотация в качестве одного из источников в бюджет Омской области. Мы же с вами понимаем, что дотации не окрашены, целевого характера не имеют, сильно отличаясь от субсидий, а тем более субвенций. А потому куда пойдут 606 миллионов рублей, у автора ответа нет.
Это несколько обескураживает, так как другие регионы эту информацию дают хотя бы в общих чертах.
Вот, к примеру, выдержка из указа главы Кабардино-Балкарии:
«Определить, что направлениями расходования средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, поступивших из федерального бюджета в 2022 году в виде дотации (гранта) в форме межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются: строительство, реконструкция (завершение строительства, реконструкции), замена ветхих водопроводных и (или) канализационных сетей, ремонт (реконструкция) водозаборных и очистных сооружений;
замена тепломеханического оборудования, установка автономного источника теплоснабжения, реконструкция системы теплоснабжения в образовательных организациях;
строительство, ремонтно-восстановительные работы пешеходных мостов (вантовых переходов)».
Да, без сумм, да, без сроков. Но хотя бы понятно, какая сфера получит дополнительное финансирование за счет средств президентского гранта или дотации.
Разумеется, Кабардино-Балкария не единственная посчитала важным опубликовать подобного рода документ. Он демонстрирует, что благодаря действиям управленцев республики регион получил дополнительное финансирование, за счет которого жизнь кабардинцев станет лучше.
В Омской области пока непонятно, к улучшению какой стороны жизни омичей приведет успех в управлении региона, признанный на федеральном уровне.
И собственно о премиях
Кого и как из чиновников будут премировать в Омске – вопрос отдельный. Можно не сомневаться, что премии заслужившим их, по мнению губернатора Александра БУРКОВА, будут достойными. Справедливости ради, их должны получить и представители исполнительной власти муниципалитетов как в городе, так и в районах области. Но о распределении их мы вероятнее всего не узнаем. Имеет смысл напомнить, что в декабре 2019 года к моменту распределения премий, полученных омской управленческой командой по той же методике, мэр Оксана ФАДИНА обратилась к депутатам Омского горсовета с просьбой о снятии ограничений в том случае, если
«выплаты премий за счет поступивших в бюджет города Омска из федерального бюджета и (или) областного бюджета межбюджетных трансфертов на поощрение муниципальных управленческих команд. В этом случае выплата премии за выполнение особо важных и сложных заданий лицам, замещающим муниципальные должности, осуществляется на основании правового акта соответствующего органа местного самоуправления».
Речь шла и о мэре Омска, и других муниципальных служащих.
Что за ограничения, помните?
«Общий размер премий за выполнение особо важных и сложных заданий, выплачиваемых в течение календарного года, не может составлять более 50% годового денежного вознаграждения соответствующего лица, замещающего муниципальную должность... Лицам, замещающим муниципальные должности, могут быть выплачены премии в размере большем, чем указано в настоящем абзаце, только с согласия Омского городского Совета, выраженного его Постановлением».
На тот момент в области было рождено постановление правительства Омской области «Об утверждении Порядка поощрения региональной и муниципальной управленческих команд». Там в общем прописана методика, но без конкретики. А вот, например, в Пермском крае распределение подобных премий утверждено постановлением правительства Пермского края от 11.10.22 года с пофамильным списком с суммами получаемых премий. Пермякам скрывать нечего.
Резюме
То, что усилия омских управленцев по достижению целевых показателей в президентском указе целевых показателей высоко оценены в Москве, не может не радовать. Возможно, омичам здесь, на месте, кажется, что с исполнительной властью в Омской области беда. Но большое видится на расстоянии. Немного, правда, автора смущает, что такие гранты в итоге могут непосредственно влиять на достижение тех же самых, например на темп роста реальной среднемесячной заработной платы или реального среднедушевого денежного дохода.
Смущает, что в августе чиновники приняли решение о повышении с 1 октября себе окладов, а совсем недавно, 5 октября, в Совете Федерации отсутствие на тот момент выплат мобилизованным омский губернатор объяснил крайне скудным бюджетом:
«В Омской области дефицит бюджета более 13 млрд рублей. Мы еще не понимаем, за счет чего нам выплачивать заработную плату, а это одна из самых первостепенных статей бюджета».
При этом чем платить увеличившуюся зарплату чиновникам, еще в августе он понимал. И сумма премий за достижение целевых показателей в размере 169 миллионов уже была известна и в бюджет области перечислена.
А читателей ничего в этом не смущает?
За что прилетает поощрение субъекту Федерации (для справки):
Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Доверие к власти (доверие к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, уровень которого определяется в том числе посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации).
2. Численность населения субъекта Российской Федерации.
3. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
4. Уровень бедности.
5. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
6. Уровень образования.
7. Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
8. Доля граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью.
9. Условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
10. Число посещений культурных мероприятий.
11. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
12. Объем жилищного строительства.
13. Качество городской среды.
14. Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам.
15. Качество окружающей среды.
16. Темп роста (индекс роста) реальной среднемесячной заработной платы.
17. Темп роста (индекс роста) реального среднедушевого денежного дохода населения.
18. Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета.
19. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
20. «Цифровая зрелость» органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в сфере здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, общественного транспорта, подразумевающая использование ими отечественных информационно-технологических решений.
(Из Указа ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» от 04.02.2021 г. № 68).