Кластеризация – миф. Она реализовалась только в Калифорнии, и то в виноделии, Германия и Сингапур истратили миллиарды долларов и все без толку.
В конце марта в областном Конгресс-холле состоялась встреча «Опора для бизнеса в условиях глобальной нестабильности». Представляем читателям выступление завкафедрой «Финансы и учет» Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Сергея ЕВСЕЕНКО:
— Мы как в плоскогубцах зажаты между Екатеринбургом и Новосибирском, пытаясь изображать из себя Третью столицу. Вся наша 300-летняя история – набор форс-мажорных обстоятельств. Никогда в Омске не было условий для развития экономики! Всегда мы ходили с протянутой рукой, в том числе в военные годы.
Главная наша проблема лежит в плоскости технологической специализации. Ее нет и не было, есть только предметная. Мы не можем быстро перестраиваться, собственных изделий, которые есть вариант отправить на конвейер, у нас не имеется, как и «мозгов». Проиграли всем, включая Алтайский край. Сколько лет мы щемились в семью углеводорододобывающих субъектов? Месторождения закончились, газа как не было, так и нет. Есть только глина, песок, сапропель, торф, три сотни спортивных и пять сотен светских праздников. Гуляем круглый год!
Кластеризация – миф. Она реализовалась только в Калифорнии, и то в виноделии, Германия и Сингапур истратили миллиарды долларов и все без толку. Омская область решила пойти по этому пути, но так никуда и не пришла.
США за год подмяли под себя Европу. Нас это развернуло на 180 градусов. Но китайская экономика – терра инкогнита. Они рады выходить к нам, но к себе не пускают. Омская торгово-промышленная палата это прекрасно знает. Что китайцам от нас надо? Землю и ресурсы. У Китая за всю историю его существования не было ни союзников, ни партнеров, только попутчики.
300 тысяч мобилизованных откуда взялись без учета добровольцев? Из трудовых ресурсов. В Омской области в этом плане особо пострадали сельские районы. Неизвестно, как будем сеять.
На что же опираться? На землю (а мы в зоне рискованного земледелия) и людей (которые спят и видят, как отсюда сделать ноги). Ориентируйтесь на внутренний рынок! Оказывать кому-то услуги и продавать товары на расстоянии – гиблое дело. Весь потребительский рынок в городе, в деревне никакого бизнеса не было и не будет. Добавляет копоти омской экономике маятниковая трудовая миграция. Окончательно все подорвала филиализация и, конечно, отсутствие свободных финансовых ресурсов. Объединения капиталов в Омской области и в целом в России пока нет. А без крупного капитала на большие проекты замахиваться не приходится. Можно провести всю жизнь в ожидании грантов, но их капиталом назвать невозможно.
Денег в стране навалом, но они не идут в капитал. Только за 2022 год из России вывезли 260 млрд рублей. Примерно столько же заморозили наших активов на Западе. Вот это у нас финансовая мощь! Любая другая страна уже бы загнулась от таких потерь, а мы даже не заметили. Освоили только три технологии: пилинг, баблолинг и решалинг.
Территориальная кооперация – химера с точки зрения местного правительства. Но без нее у нас ничего не произойдет. В Сибири есть интеллектуальные и технологические лидеры, с ними можно сварить кашу, но надо понимать, зачем и как это делать. Мелкие товарные производители ВСЕГДА в сложной ситуации – надо объединяться! Но кооперация развивается только в условиях разделения труда, специализации каждого. Если вы делаете одно и то же, то вы конкуренты. Объединяйтесь и продавайте продукты, готовые к употреблению.
Вспоминаю поговорку своего деда: «Политика политикой, а порося держи». Хреново в политике? Заводи второго! Так что специализация Омской области – аграрная. Земля и люди! Все, что связано с обслуживанием сельского хозяйства, сельскохозяйственным машиностроением, будет востребовано. Работать каждый день на земле тяжело, но это наша валюта.
Ранее высупление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 29 марта 2023 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ.