Мусорная реформа потихоньку реализуется, но количество ею недовольных не уменьшается – в их числе не только малые предприниматели, но и сельские жители.
В конце марта в администрации Центрального округа Омска состоялось заседание общественного совета при региональном операторе по обращению с твердыми коммунальными отходами по итогам работы в 2022 году. С отчетом выступил генеральный директор ООО «Магнит» Карен ЕГОЯН.
Итак, в 2022 году на мусоросортировочных заводах регионального оператора было обработано 340 тысяч 650 тонн твердых коммунальных отходов – примерно 36% от массы ТКО по области и 70% от массы ТКО по городу (без учета несанкционированных свалок). Коммунальную услугу «Обращение с ТКО» получали 34 тысячи хозяйствующих субъектов – примерно 56% от общего количества субъектов предпринимательства, зарегистрированных в Омской области (11,5 тысячи договоров). ЕГОЯН подчеркнул, что юрлица и индивидуальные предприниматели по-прежнему уклоняются от заключения договоров с региональным оператором, а это неминуемо приводит к образованию упомянутых несанкционированных свалок. Что касается населения, то охват получения им услуги существенно выше: 98,6% – 100% жителей Омска и 96,4% в муниципальных районах.
Собираемость платежей за обращение с ТКО в Омской области, согласно отчету ЕГОЯНА, одна из самых высоких по стране и достигает 89%. На 1 января 2022 просроченная дебиторская задолженность юридических лиц составляла 241,9 млн рублей, на конец года она увеличилась на 21,1% и составила 293,1 млн рублей. Просроченная дебиторская задолженность физических лиц в 2022 году по отношению к показателю на конец 2021 года увеличилась на 26,2% и составила 790,1 млн рублей. Общая сумма накопленной за четыре года просроченной дебиторской задолженности на конец 2022 года составила 1,083 млрд рублей. В ходе проведения досудебной работы в адрес лиц, допустивших образование дебиторской задолженности, направлены претензии на общую сумму более 855,6 млн рублей, в суд направлены исковые заявления к юридическим лицам на общую сумму 153,1 млн рублей, к физическим лицам предъявлено требований на сумму 702,7 млн рублей.
В прошлом же году в Омске стартовал эксперимент по внедрению раздельного сбора отходов по двухпотоковому принципу, когда в один контейнер (желтый) жители выбрасывают пригодные для вторичной переработки материалы (бумага, пластик, металл, стекло), а в другой – грязную упаковку, органические отходы, предметы индивидуального ухода и т. д. ЕГОЯН посетовал, что в регионе до сих пор не проработан вопрос по утилизации автомобильных покрышек, а на мусоросортировочные заводы «Магнита» поступают опасные для здоровья и жизни людей вещества, например патроны к огнестрельному оружию, дымовые шашки, из-за чего даже приходилось приостанавливать работу предприятий.
Главное, что регоператор Омской области по обращению с ТКО остается финансово на плаву, резюмировал его генеральный директор, в отличие от аналогичных организаций в других регионах, которые постигла участь банкротства. ЕГОЯН напомнил о проектах строительства полноценных, как он выразился, заводов по глубокой переработке мусора, которыми занимаются концессионеры. Но поскольку вложения солидные, а транспортные расходы существенные, это не может не отразиться на тарификации услуги:
– До 2019 года мусор в Омской области не сортировался вообще, все отходы захоранивались. В прошлом году было заключено четырехстороннее соглашение между регоператором, городом Омском, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области и проектной организацией по разработке проектно-сметной документации по рекультивации Ленинской и Кировской свалок. Документация разработана, прошла все необходимые экспертизы, в том числе экологическую, передана городу Омску, заключен договор с подрядной организацией.
ЕГОЯН добавил, что транспортные компании встраиваются в систему работы «Магнита», и анонсировал повышение качества услуги вывоза отходов.
Следующим подвел итоги 2022 года председатель общественного совета при регоператоре по обращению с ТКО Александр ЛИХАЧЕВ. Он раскритиковал оппонентов мусорной реформы:
– Так дальше жить было нельзя, все уже загадили мусором – и берега рек, и пригородные рощи, и обочины дорог. Неужели не ясно, что за утилизацию всего этого нужно платить? Принятие федеральной программы «Экология» и непосредственно правовых актов о мусорной реформе было объективной необходимостью. Стояли в частном секторе баки? Никогда. Теперь стоят. Вывозили в селах отходы? Никогда. Теперь вывозят. Были мусоросортировочные заводы? Не было. Теперь хотя бы треть отходов сортируют. А вы думали о том, что при децентрализованной схеме, когда каждая УК самостоятельно заключала договоры на вывоз, и получалось так, что один грузовик ездил, условно, в дом № 1, а в дом № 3 другой, то в целом по городу увеличивалась нагрузка на дорожное покрытие, количество большегрузных машин на улицах? Теперь эти процессы централизованы, у каждого мусоровоза свой маршрут, который в электронном виде отслеживается в диспетчерской. Еще одно достижение последнего года – резкое снижение количества обращений относительно возвращения так называемого мешочного сбора и, что взаимосвязано, жалоб о перерасчете ввиду отсутствия вблизи дома контейнерных площадок. Ни одного сигнала в общественный совет не поступило, что мусор не вывозится. Были другие жалобы, но таких не было.
Затем спикер перешел к анализу тарифов на вывоз и утилизацию отходов в субъектах РФ:
– Далеко ехать не надо – у наших соседей в Тюмени 151,23 рубля в многоквартирном доме и 129,68 рублей в частном. Так где высокий тариф – у нас или у них? Могу условно разбить все регионы на 4 категории (без экзотических вроде Ямала, Дагестана, Еврейской автономной области). В первой группе треть регионов, в которых тарифы сравнимы с Омской областью: Мурманск – 144,17 рублей с человека, Киров – 149,90, Пермь – 117,18, Волгоград – 102,80 в МКД, 101,30 в городском частном доме и 89,32 в частном доме в селе и так далее. Во второй группе примерно половина регионов, где тарифы в пределах 80-100 рублей с человека: Приморский край, Архангельск, Бурятия, Новосибирск, Оренбург, Челябинск. Конечно, есть очень небольшая, третья группа регионов: кому не нравится омский тариф – поезжайте в Крым, где 58,68 рубля с человека, только не перепутайте с соседним Сочи – там 253,60. Есть и четвертая группа регионов, где оплата рассчитывается с квадратного метра, за что я всегда ратовал: в Хабаровском крае 5 рублей с метра, в Ленинградской области – 5,75 рубля. Остаюсь сторонником расчета по факту, как уже сделали в ряде передовых регионов, в первую очередь в Белгородской области и Татарстане. Там, видимо, другие чиновники, более ответственные и грамотные по сравнению с работниками нашего Минприроды.
Из заявлений ЛИХАЧЕВА следовало, что в Омской области достаточно высокая стоимость услуги по обращению с ТКО по вине регионального правительства, не обеспечившего ни к началу мусорной реформы, ни к текущему моменту обустройство полигона поблизости к областному центру.
Председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Омской области Игорь ПОПОВ намекнул присутствовавшему председателю Региональной энергетической комиссии Омской области Дмитрию РУССКИХ, что повышение тарифа на обращение с ТКО вызовет социальную напряженность, которой и так хватает с учетом общемировой политической обстановки. Бороться с несанкционированными свалками депутат предложил серьезными штрафами – благо системы видеонаблюдения позволяют отслеживать номера автомобилей, чьи хозяева вывалили отходы в неположенном месте. Необходимо, со слов ПОПОВА, и экологическое просвещение детей, а те уже научат своих родителей и прочих родственников сортировать мусор. Спикера поддержала исполнительный директор регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ по Омской области НП «ЖКХ Контроль» Мария ЗАЗДРАВНЫХ, попросившая «Магнит» располагать экопункты по раздельному сбору поблизости с детскими садами и школами.
Еще один депутат Законодательного собрания Омской области Константин ТКАЧЕВ согласился с предыдущими спикерами, что сначала необходимо было подготовиться к проведению мусорной реформы, а затем ее вводить:
– На селе, по большому счету, кроме контейнеров и тарифов ничего не появилось. Стали заваливать Седельниково, Саргатку, Колосовку, Знаменку мусором из других муниципальных районов. При этом никакого учета не ведется: в тетради указана фамилия водителя, номер автомобиля, но нет самого главного – тоннажа! Давайте все-таки думать о местных жителях: в Колосовке люди живут в 200 метрах от полигона, роза ветров такова, что летом все будет лететь в населенный пункт. В Тюкалинске я вообще видел горящую свалку. Напряжение людей очень высоко, им не объяснить, что в 2024 году появятся мусорные заводы – сомневаюсь в этом сроке, если честно, но буду рад ошибиться. Омичи готовы платить за утилизацию мусора, но создайте им сначала условия для нормальной жизни!
ЗАЗДРАВНЫХ обратила внимание, что НТО часто стоят группами, может, рассчитывать их за услугу пропорционально занимаемой площади? Обязанность каждый киоск иметь собственный контейнер приводит к тому, что город загромождается железными коробками, используемыми вполсилы, а некоторые остановки общественного транспорта элементарно не имеют под них свободного пространства.
В других же местах, напротив, случается переполнение, поскольку фактическое количество контейнеров не соответствует указанному в муниципальном реестре, его пора, считает ЗАЗДРАВНЫХ, актуализировать. Как и навести порядок с маршрутами мусоровозов – их выстраивают сами водители несмотря на то, что в договорах зафиксированы определенные подъезды. ЗАЗДРАВНЫХ возмущает, что крупногабаритные машины частенько разбивают дворовый асфальт, которым далеко не каждый дом и способен похвастать, а ремонт ложится на плечи жильцов.
Представители РЭК и «Магнита» напоследок сообщили: по каналам обратной связи можно доводить до них свои предложения и претензии, и оба ведомства постараются найти с потребителями консенсус.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 29 марта 2023 года.