Инженер — это самая дефицитная специальность мира! Все страны закупают, кто может, инженеров.
В апреле в Конгресс-холле состоялся XVIII Омский кадровый форум, объединивший более 400 эйчаров и открывший региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей». Представляем читателям выступление основательницы исследовательского центра «RuGenerations – российской школа Теории поколений» Евгении ШАМИС:
— Поколенческие ценности формируются один раз – от рождения до 10 лет. На ребенка влияют большие события, которые происходят в регионе, в стране, в мире, особенности воспитания, информационные сообщения. Фишка поколенческих ценностей в том, что они не меняются, а остаются с нами на всю жизнь. И это история, которая едина для мира, потому что поколенческие ценности связаны с мировым экономическим циклом. Мы сейчас находимся на финальной точке мирового экономического кризиса, вот за ним пойдет подъем – где-то с конца 2024-го – начала 2025 года.
На 1 января 2022 года в России было 27,9 млн представителей поколения X (1968-1981 гг.). Очень хорошо всем нам объяснили, что рожать надо: детей – хоумлендеров (2006-2020 гг.) – родилось много. Их в России 27,43 млн. На третьем месте по численности остаются беби-бумеры (1948-1960 гг.) – 21 млн. Миллениумов (1989-1998 гг.) меньше – 18,62 млн, X-миллениумов (1982-1988 гг.) – 17,3 млн.
Разнообразия не нужно пугаться, нужно готовить руководителей, которые умеют управлять разнообразными командами, говорить на разные темы, мыслить с разных точек зрения.
Огромное количество жестко структурированных компаний обращаются с запросами на человечность, тактичность. А мы – руководители, эйчары – привыкли работать в другой парадигме. Нынешние хоумлендеры говорят, что им не нужна карьера, им нужно любимое дело. Они живут по принципу «ты найдешь любимое дело, и все к тебе придет, включая деньги». А у нас ведь совершенно другие концепции на работе, в университете, правда?
Мы с 2015-го ведем лонгитюдные исследования. Как вы думаете, кем сейчас хотят стать дети? Блогерами? Киберспортсменами? Коучами? Айтишниками? Это все миллениумовская история! На первом месте у детей ученые – мы объединили всяких астрофизиков и биогеологов. На втором месте создатели новых миров – режиссеры, сценаристы, композиторы, разработчики компьютерных игр, метавселенных. С 2017 года абсолютно всегда называют врачей, ковид, как вы понимаете, добил эту историю. На следующем месте профессии, связанные с едой – дети не про правильное питание, а про разнообразное! Это шеф-повара, су-шефы, дегустаторы. На шестом месте у нас появились стримеры – когда ты постоянно держишь внимание людей, которые «приходят в гости», разговариваешь с ними.
Я являюсь членом наблюдательного совета Международной гимназии Сколково.
Миллионеры, миллиардеры приходят ко мне с конкретной задачей, но дети пока не хотят идти учиться на инженеров. Это самая дефицитная специальность мира! Все страны закупают, кто может, инженеров. Мы ожидаем, что следующее поколение, которое будет рождаться с 2025 года, пойдет в инженеры, когда опять – как с беби-бумерами – начнется «продажа» этой профессии. Пока это непривлекательная история. Ты не можешь обмануть экономический цикл!
Сейчас нам «продали» ученых: приглашают в музеи науки, показывают много крутых ученых, объясняют, что ученым быть хорошо, что ученые получают деньги. Все, дети услышали, сказали: «Хорошо, хочу быть ученым». Вот так же произойдет с инженерами. Задачи под инженеров только начнут ставиться – масштабирования строительства, а не просто отдельных предприятий, масштабирования отраслей, создания решений для городов, регионов. Пока мы только заходим в это. Такое не решит искусственный интеллект.
Обращаю ваше внимание: когда вы читаете любые материалы про поколения, всегда начинайте с себя. Как бы вам ни хотелось почитать про молодежь, начинайте с себя. Потому что мы определенным образом себя ведем: придираемся, предъявляем претензии к другим поколениям, реагируем на претензии. И надо понять, ЧТО именно мы отстаиваем «как хорошие люди», ЧТО для нас важно. Нам нужно мягче разговаривать между поколениями, по-человечески. Будьте хорошими партнерами для всех поколений!
Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 26 апреля 2023