а «Омским лекарством» было заключено шесть договоров неконкурентным способом с единственным поставщиком ООО «Надежный партнер», учредителем которого являлся замдиректора «Омского лекарства».
Контрольно-счетная палата Омской области представила депутатам Законодательного собрания отчет о деятельности в 2022 году. «Коммерческим Вестям» удалось ознакомиться с всеми 90 страницами этого обширного документа. Впрочем о самых резонансных материалах проверок КСП прошедшего года – по АО «Логистическая компания «Зерно Сибири» и «Региональному фонду капитального ремонта многоквартирных домов» наша газету уже подробно рассказывала. Представляем читателям еще ряд материалов проверок.
Итоги
В процессе осуществления внешнего государственного финансового контроля КСП проверено 144 организации. По сравнению с 2021 годом общая сумма выявленных нарушений и недостатков увеличилась в два раза, или на 820,18 млн руб.
Из общего объема выявленных нарушений и недостатков 60,1 %, или 999,5 млн руб., приходится на нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности. По сравнению с 2021 годом сумма указанных нарушений увеличилась в пять раз. Одним из факторов остается низкий уровень качества бухгалтерского учета и составления отчетности, в том числе о реализации региональных проектов.
Так, наибольший объем нарушений (603,3 млн рублей) выявлен при составлении и представлении отчетности о ходе реализации регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» и обусловлен недостоверным отражением информации о финансовом обеспечении медицинской помощи, оказанной за счет средств бюджета ТФОМС. Кроме того, муниципальными образованиями не соблюден порядок отражения в учете муниципального имущества, дебиторской задолженности, а также банковских гарантий, предоставленных в обеспечение исполнения контрактов (203,5 млн рублей).
Нарушения, связанные с неэффективным использованием средств и имущества, составили 125,7 млн рублей. Наибольший объем нарушений выявлен в деятельности акционерных обществ Омской области при управлении и распоряжении имуществом, а также в сферах образования, физической культуры и спорта.
Образование
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой проведено контрольное мероприятие по вопросу законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2020, 2021 годах на реализацию регионального проекта в сфере образования, по модернизации материально-технической базы 281 образовательных организации. Расходы на реализацию данного мероприятия составили 207,9 млн руб. в 2020 году и 507,79 млн – в 2021-м.
Эта модернизация осуществлялась в рамках задачи по созданию к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды (ЦОС) в рамках национального проекта «Образование».
В ходе встречных проверок было в ряде школ обнаружено переданное оборудование в количестве 275 единиц на сумму 29,5 млн руб., которое до сих пор хранилось упакованным в коробки и не использовалось, либо размещалось в бухгалтерии, медицинском кабинете, отделе кадров или помещениях работников, обеспечивающих хозяйственные нужды школ.
Выборочный анализ закупок показал, что цены на аналогичное оборудование с идентичными характеристиками, приобретенное по результатам конкурентных процедур другими регионами РФ, сложились ниже, чем на оборудование, приобретенное омским Минобразования, при том что закупался товар крупными партиями.
Так, цена на ноутбуки, приобретенные Минобразования в 2020 году, сложилась выше на 16,4 – 41,3%, в 20121 году – на 9,6 – 20% относительно уровня закупочных цен в иных регионах, стоимость многофункциональных устройств (МФУ), приобретенных, в 2021 году, на 17,2 – 29,4%.
Избирком
КСП провела проверку избирательной комиссии по вопросу законности и результативности использования средств областного бюджета, выделенных в 2021 году на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного собрания.
Проверкой установлено, что свыше 80 % средств, распределенных УИК (участковым избирательным комиссиям) на выплату гражданам по договорам гражданско-правового характера, было направлено на заключение договоров возмездного оказания услуг на аренду транспортных средств (с экипажем).
Анализ расходов на оплату указанных договоров показал, что все поездки председателей и членов УИК в рамках подготовки и проведения выборов осуществлялись исключительно на арендуемых транспортных средствах.
При этом установлены факты заключения договоров аренды транспортных средств в целях прибытия в ТИК (и обратно) членов и председателей УИК, расположенных на незначительном расстоянии друг от друга или в шаговой доступности.
Так, например, тремя УИК, находящимися по одному адресу (г. Омск, ул. Фрунзе, д. 71 – здание гимназии № 85), было заключено 7 договоров аренды транспортного средства на общую сумму 5,4 тыс. рублей для поездок в ТИК, который располагается в соседнем здании администрации Центрального округа (ул. Герцена, д. 25), и обратно для участия в обучающем семинаре председателей УИК, а также для доставки финансового отчета (максимальный объем 139 листов формата А4), графика работы членов УИК, сведений о фактически отработанном времени, решений о ведомственных коэффициентах членам УИК (общий объем 8 – 10 листов формата А4).
Кроме того, при размещении от двух до четырех УИК по Ленинскому, Советскому и Центральному административным округам г. Омска в одном здании, каждой из них заключались договоры аренды транспортного средства для осуществления поездок в вышеуказанных целях, общая сумма которых составила 294,7 тыс. рублей. Таким образом, в случае совершения совместных поездок из одного адреса отправления на одном автомобиле экономия бюджетных средств могла составить свыше 200 тыс. рублей.
«Омское лекарство»
При проверке деятельности АО «Аптечная сеть «Омское лекарство» установлена нереальная к взысканию просроченная дебиторская задолженность, которая образовалась в результате отсутствия должной осмотрительности при выборе новых поставщиков. Так, в апреле 2020 года «Омским лекарством» допущено неправомерное 100-процентное авансирование (XX) «Аврора» (г. Уфа) в сумме 997,5 тыс. рублей за поставку медицинских масок. При этом поставщик за 10 дней до заключения договора изменил адрес и руководителя. В итоге ООО «Аврора» товар не поставило, денежные средства «Омскому лекарству» не возвращены.
При осуществлении закупок па поставку оборудования для видеонаблюдения «Омским лекарством» вместо конкурентных способов закупок одновременно заключались несколько договоров с единственным поставщиком без проведения конкурсных процедур, что противоречит принципам, установленным частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Так, в период с октября по декабрь 2021 года «Омским лекарством» заключено шесть договоров неконкурентным способом с единственным поставщиком ООО «Надежный партнер» на поставку оборудования для видеонаблюдения на общую сумму 5,1 млн рублей.
При этом единственным учредителем ООО «Надежный партнер» являлся заместитель генерального директора по IT «Омского лекарства». Следует отметить, что ранее ООО «Надежный партнер» не являлось поставщиком аналогичного оборудования для иных заказчиков. В ходе анализа цен на приобретенное «Омским лекарством» оборудование установлено, что по отдельным позициям цены завышены от 5,5 до 31,9 %.
Омскоблводопровод
В результате проверки АО «Омскоблводопровод», уставный капитал которого составляет 834,4 млн рублей и сформирован за счет имущества Омской области, установлено, что по итогам 2021 года финансовым результатом деятельности стал убыток в размере 57,3 млн рублей при запланированной прибыли. За первое полугодие 2022 года убыток составил 181,2 млн рублей (сегодня, уже за пределами проверки КСП, известно, что убыток за 2022 год у АО – 244 млн руб.).
Одним из ключевых факторов убыточной деятельности АО «Омскоблводопровод» стал опережающий рост цен на энергоресурсы, материалы, услуги сторонних организаций над ценами, утвержденными в тарифе на водоснабжение, а также высокий уровень износа и аварийности сетей водоснабжения, увеличение расходов на оплату труда и отчисления во внебюджетные фонды, снижение объемов потребления воды. Среднегодовой тариф, утвержденный РЭК на 2021 год, составил 81,63 рубля за 1 куб. м питьевой воды, при этом фактическая себестоимость 1 куб. м питьевой воды составляет 99,66 рубля, что на 22,1 % больше утвержденного среднего тарифа на питьевую воду.
По итогам 2022 года ожидаемая себестоимость 1 куб. м воды, по данным АО «Омскоблводопровод», должна была составить 136 рублей, что на 47,3 % больше среднегодового тарифа, утвержденного РЭК на 2022 год (92,35 рубля за 1 куб. м).
Стоит также отметить, что утвержденная советом директоров стратегия развития АО «Омскоблводопровод» на 2022-2030 годы не предусматривает решения задач по улучшению финансово-экономических показателей деятельности, а также не предусматривает достижения прибыльности общества.
Кировский дом-интернат
Проверкой установлено, что 24 ноября 2021 года в бухгалтерских документах Кировского дома-интерната было обнаружено, что 24 ноября 2021 года туда одномоментно было доставлено 4 094,6 л молока на сумму 136,4 тыс. руб., срок годности которого составляет 7 суток. Учитывая среднедневной расход молока – 34 литра в день а также остаточный срок годности – 6 суток, разовая поставка молока может составлять не более 204 литра. Таким образом, по истечении срока годности (1 декабря 2021 года) молоко в количестве 3 890,6 литра не могло быть употреблено в пищу, а оплатив его поставку, учреждение допустило неэффективное использование бюджетных средств.
Также установлено, что в журнале бракеража скоропортящейся пищевой продукции и книге учета материальных ценностей отсутствуют сведения о поставке на склад молока в указанном количестве, что свидетельствует о признаках совершения учреждением мнимой сделки и является грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 17 мая 2023 года.