Все рубрики
В Омске воскресенье, 28 Апреля
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,7791    € 98,0270

Ораз ДУРДЫЕВ, президент компании AB InBev Efes: «С учетом акциза выживание производства безалкогольного пива поставлено под угрозу»

24 июня 2023 14:50
0
2785

Чтобы удержать объем производства и рентабельность, бизнесу приходится очень мягко и дозированно поднимать цены, размазывая это на длительный период. 

30 мая в Москве стартовала Неделя российского ритейла, которую ежегодно освещают «Коммерческие Вести». В первый день состоялась экспертная сессия на тему «Борьба за суверенитет: почему у российского пива свой путь?». Представляем читателям выступление на этой сессии президента компании AB InBev Efes Ораза ДУРДЫЕВА:

— В ОАЭ и Катаре, которые традиционно считаются жесткими в плане законодательства, разрешена появившаяся в пандемию интернет-торговля напитками, в том числе пивом. Более того, в Эмиратах даже отменили лицензию для иностранных производителей. То есть там идут послабления в отношении пивоварения: правоверный мусульманин и так избегает алкоголя.

Главное, что нам удалось не оставить потребителя без пива, картинка продаж в этом году мне кажется хорошей. Количество SKU не изменилось, полки пустыми не стоят. Что касается стоимости, то эластичность пивоваренного рынка не позволяет сразу закладывать издержки в цену. Чтобы удержать объем производства и рентабельность, бизнесу приходится очень мягко и дозированно поднимать цены, размазывая это на длительный период. Иначе есть риск лишиться базы, что вынудит еще сильнее поднять цену, а это опять уронит объем, и ты очнешься в замкнутом круге. Пиво по сравнению с другим FMCG рынком подорожало меньше всех.

Спасибо Минфину, что акцизная политика не менялась. Поэтому мы, производители, вышли в ноль, а не оказались в минусе, как другие отрасли. Алюминий подорожал на 48%, сталь на 59%, пластик на 35%. А пиво не настолько маржинальный продукт, чтобы легко переживать подобные эскалации. Лично нас спасло то, что мы к этому времени более 10 лет занимались локализацией производства – того же солода. Мы, крупные производители, члены Ассоциации производителей пива, солода и напитков, построили своими силами семь солодовен, на 100% себя обеспечиваем. Вовлекаем фермерские хозяйства, участвуем в региональных агропромышленных программах. Поэтому когда другие производители столкнулись с недоступностью иностранных рынков, нам удалось сохранить для потребителя привычные ему ассортимент и цены.

Маркировка пива для нас особый вызов. У нас ведь специфическое производство – очень быстрое в отличие от других отраслей, для которых вводилась маркировка. Поэтому у нас нет примеров, на которые мы могли бы ориентироваться, для некоторых вещей до сих пор не найдены решения. Безусловно, пытаемся это сделать, поддерживаем связь с Минпромторгом, с ЦРПТ, но это в любом случае требует серьезных инвестиций.

Налог на сахаросодержащие напитки каким-то загадочным образом затронул безалкогольное пиво, которое занимает всего 2% от оборота пива. К нему и так в России предвзятое отношение. И мы – а только крупные производители могут позволить себе выпускать безалкогольное пиво – едва начали прививать эту культуру, формировать аудиторию, цифры реально росли год к году, как эта категория попала под акциз. Производство безалкогольного пива и так дороже обычного, поскольку занимает на одну стадию больше. С учетом акциза выживание этого направления поставлено под угрозу. Будем обсуждать это с Минфином. Рынок замедлился и нам нужно его стабилизировать, чтобы развиваться дальше, а не устраивать бизнесу дополнительные кризисные ситуации.

Вячеслав Иванович рассказал, как мы потеряли в 2010-е 40% объема. В 1990-е на рынок  зашли иностранные компании, скупили советские заводы, принесли знания и технологии. Пиво начало отвоевывать позиции у традиционных напитков, например водки. К 2008 году водка прямо сильно падала, а пиво так же сильно росло. Видимо, не всем это нравилось… За пивом тогда стояли международные компании, которые не могли себя полностью защитить в лоббистском плане, привыкнув работать в полном комплаенсе – на потребителя. Акциз был поднят на 300%, применено более жесткое регулирование, и мы видим, к чему это привело: значительно выросло потребление крепкого алкоголя. Потому что, к сожалению, конкуренция между напитками все-таки существует.

Мы, как Ассоциация производителей пива, выступали за создание реестра производителей пива, сидра, пуаре и медовухи. РАР и Минфин говорили о том, что регулятору нужна возможность быстро блокировать недобросовестного игрока рынка. Сейчас после его выявления годами тянутся судебные тяжбы, а производитель продолжает свою деятельность, плодя другие юрлица. Нам очень намекали на лицензирование, которое имеет место с крепким алкоголем, но мы предложили именно такой инструмент – реестр добросовестных производителей с простыми и понятными критериями включения в него, простыми и понятными критериями исключения. Надеемся, он будет работать как надо и к лицензированию все в итоге не сведется, иначе это станет предметом манипуляций, в том числе в регионах: хотим этому даем лицензию, хотим этому не даем.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 июня 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.