«Омский аэропорт» опасается деградации маршрутной сети (полный текст).
23 июня — дата окончания приема бюллетеней для голосования на заочном общем годовом собрании акционеров ОАО «Омский аэропорт». На понедельник, 26 июня, уже назначен совет директоров, который по итогам собрания должен избрать председателя совета и его заместителя.
По итогам 2022 года выручка «Омского аэропорта» увеличилась до 1,27 млрд руб., а чистая прибыль – до 85,98 млн. Общему собранию акционеров было рекомендовано выделить на дивиденды 42,99 млн руб. против 9,58 млн по итогам 2021 года. Большую часть этих дивидендов получит Омская область, которой принадлежит 85,3% от уставного капитала (93,9% голосующих акций).
Можно сказать, что прошедший год был для омского аэропорта удачным. Согласно материалам к собранию акционеров, количество обслуженных воздушных судов в аэропорту Омск (Центральный) в 2022 году снизилось на 7% к 2021 году (в связи с сокращением количества аттестационных и учебных полетов ОЛТК ГА). При этом взлетная масса увеличилась на 4%, а количество обслуженных пассажиров — на 5% (за счет внутренних рейсов рост +6%, на международных воздушных линиях снижение пассажиропотока на 1%). Рост объемных показателей деятельности обусловил улучшение финансовых результатов. Прирост выручки составил 10% к 2021 году, финансовый результат от основной деятельности улучшился на 73 млн. рублей, чистая прибыль увеличилась в 4,5 раза.
В целом по стране, по данным Росавиации, совокупный пассажиропоток аэропортов РФ в 2022 году уменьшился на 9% по отношению к 2021 году. Снижение произошло за счет внутренних рейсов (-11%), на международных воздушных линиях показатель вырос на 2%. Перевозки пассажиров авиакомпаниями РФ в 2022 году также сократились (-14%), особенно значительно – на международных направлениях (-26%), на внутренних направлениях — на -11%.
Основными конкурентами Омского аэропорта являются аэропорты Новосибирска (Толмачево), Екатеринбурга (Кольцово), Тюмени (Рощино). По данным открытых источников, в 2022 году пассажиропоток аэропорта Толмачево вырос на 12% по отношению к 2021 году, пассажиропоток Рощино — на 4%. В аэропорту Кольцово количество обслуженных пассажиров, напротив, снизилось на 4%.
Как сказано в представленным акционерам отчетным документам, «в структуре перевозок Омского аэропорта международные рейсы занимают меньшую долю, чем у конкурентов, которые являются крупными хабами, в связи с чем сокращение или возобновление международного авиасообщения оказывает менее значительное влияние на операционные показатели Омского аэропорта. Положительным фактором, способствующим росту пассажиропотока, является субсидирование региональных рейсов».
А вот с последним в 2023 году начались проблемы. Второго июня «Омский аэропорт» обновил расписание полетов на летний сезон. Теперь в нем нет прямых субсидированных авиарейсов в Барнаул, Кемерово и Новокузнецк, которые обслуживала сургутская авиакомпания Utair. Ранее закрылись прямые авиарейсы из Омска в Тюменскую область: Utair больше не будет выполнять перелеты в Тюмень, а «ЮВТ Аэро» – в Тобольск.
Чуть ранее, 31 мая, комитет по собственности Законодательного собрания Омской области планировал рассмотреть вопрос «О проекте изменений в Стратегию развития ОАО "Омский аэропорт" на 2022 – 2024 годы».
Напомню, что в мае 2022 года на выездном заседании комитет по собственности рассмотрел стратегию развития ОАО «Омский аэропорт» на 2022-2024 годы предложил внести в нее поправки. И вот как раз в конце мая эту новую стратегию и должны были рассмотреть. Но не рассмотрели.
Как дважды написал на имя председателя комитета генеральный директор аэропорта Олег СЕЛИВЕРСТОВ, «корректировка действующей Стратегии развития ОАО "Омский аэропорт" на 2022-2024 годы представляется нецелесообразной» и разъяснил почему.
Как сказано в его апрельском письме, в 2022 году авиационная отрасль РФ столкнулась с геополитическими вызовами и введением ряда санкционных мер, которые влекут следующие риски для авиационной отрасли РФ (далее прямая цитата):
– перспектива потери численного состава современного парка воздушных судов и соответствующих объемов авиационных перевозок (в первую очередь на международных воздушных линиях), в том числе по причине отсутствия запасных частей;
– резкое ужесточение финансовых проблем авиакомпаний, что может повлечь угрозу банкротства, потерю квалифицированного профессионального кадрового состава авиационных специалистов и снижение безопасности полетов;
– падение доходов аэропортов на фоне сокращения пассажиропотока, резкого сокращения международного сообщения;
– деградация маршрутной сети и наземной инфраструктуры;
– недостаточно высокие темпы замещения иностранных воздушных судов отечественной авиационной техникой.
В сложившихся условиях структура парка воздушных судов российских эксплуатантов является неоптимальной (из 1 287 эксплуатируемых российскими авиакомпаниями воздушных судов только 470 судов произведено в РФ или в бывшем СССР).
Стратегической задачей авиационной отрасли Российской Федерации является ускоренный переход на отечественную авиационную технику, для решения которой Правительством РФ разработана и утверждена Комплексная программа развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.06.2022 N 1693-р).
Однако, как утверждает гендиректор «Омского аэропорта», из-за существенного дефицита федерального бюджета есть «риск недовыполнения темпов замещения импортного авиапарка отечественным согласно Комплексной программе развития авиационной отрасли Российской Федерации до 2030 года и, как следствие, риск снижения динамики пассажирских перевозок в РФ».
Во втором письме, майском, Олег СЕЛИВЕРСТОВ уточнил, что ситуация ухудшилась:
— За прошедший с тех пор период произошел ряд событий, дополнительно дестабилизирующих ситуацию в сфере авиационных перевозок РФ.
Во исполнение поручения председателя правительства РФ М.В. МИШУСТИНА от № ММ-П16-920, протокола заседания Комиссии Министерства транспорта РФ от 07.04.2023 № ИЧ-54 сокращена программа выделения субсидий из федерального бюджета на осуществление региональных воздушных перевозок. Авиакомпании, начиная с мая 2023 года, отменяют субсидированные региональные рейсы из аэропорта Омск (Центральный), что в дальнейшем может негативно повлиять на изменение финансовых показателей Общества.
По предварительным расчетам Общества, сокращение количества субсидируемых региональных рейсов из аэропорта Омск (Центральный) до конца текущего года может составить порядка 598 единиц, что на 47% меньше первоначального плана.
Олег Александрович надеется, конечно, что «часть рейсов по решению авиакомпаний может быть возобновлена на коммерческой основе», но объясняет нецелесообразной корректировку стратегии еще теперь и тем, что «в условиях отмены субсидируемых рейсов определить уровень снижения объемных и финансовых показателей Общества до конца 2024 года с достаточной степенью достоверности на основе имеющихся данных не представляется возможным».
К тому же, как он добавляет, в связи с тем, что «решением совета директоров Общества на заседании 28.12.2022 года полномочия председателя совета директоров Р.Г. МИНУЛЛИНА были прекращены в связи с невозможностью исполнения им соответствующих обязанностей (из-за уголовного дела – Л.А.). В ходе обсуждения члены совета директоров пришли к мнению, что до момента избрания совета директоров Общества в новом составе на общем собрании акционеров избрание председателя совета директоров нецелесообразно».
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 июня 2023 года. Добавлена информация о событиях, случившихся позже.