Все рубрики
В Омске четверг, 9 Мая
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 91,8239    € 98,9461

«Владельцы дискаунтеров задумаются, почему сырная лавка рядом продает больше сыра. Потом переманят из лавки управляющего и объявят, что у них теперь есть специализация по сырам»

2 июля 2023 14:59
0
2058

Эксперты ритейла о танце форматов и брендозависимости россиян. 

В Москве в рамках Недели российского ритейла состоялась региональная сессия на тему «Фокус регионального ритейла. Честный разговор с собственниками и топ-менеджерами сетей».

Иван БАБУХАДЗЕ (на фото вверху), директор Союза независимых сетей России: «Пять лет назад мы насчитывали в Союзе приблизительно 250 компаний, сегодня их около 30»:

— За последнее время региональные сети серьезно укрепились. Мы видим проекты, которые выходят за пределы домашнего региона.

Ранее примерно 30% полок занимали транснациональные компании. Когда иностранцы ушли с российского рынка, мелкие сети столкнулись с перебоями поставок. Региональный бизнес работал в достаточно узких финансовых условиях, вынужденный торговать в минус по некоторых категориям – для них товар стал дороже в среднем на 15%. Это привело к падению региональной розницы: пять лет назад мы насчитывали в Союзе приблизительно 250 компаний, сегодня их около 30, плюс какая-то розница не входит в Союз.

Мы наблюдали несправедливое отношение государства с точки зрения финансовой поддержки. Сегодня ситуация меняется.

В какой-то момент сети пошли в вертикальную интеграцию: научились сами печь хлеб, заниматься переработкой, предлагать готовую еду потребителям. Безусловно, помогла и перестройка логистики, благодаря взаимодействию с местными производителями. Сегодня мы наблюдаем на полках у наших коллег 70% товаров отечественного производства.

Видим падение среднего чека при растущем трафике. И коллеги начали очень активно развивать формат дискаунтеров: выходя за пределы своего региона, они начинают побеждать даже федеральный ритейл.

Михаил КЛИМОВИЧ, управляющий директор сетей «Красный Яр» и «Батон» (Красноярск): «Любой успешный региональный бизнес рано или поздно получит предложение о продаже»:

— В августе прошлого года была анонсирована, а в ноябре уже реализована уникальная сделка по созданию альянса X5 Retail Group («Пятерочка»), групп компаний «Красный Яр» и «Слата». Уникальность заключается в том, что мы продолжили работать под собственными брендами, в том же виде сохранилось операционное управление, несмотря на то, что X5 Retail Group получил контрольный пакет и «Красного Яра», и «Слаты». Вопросы интеграции координирует управляющая компания.

Любой успешный региональный бизнес рано или поздно получит предложение о продаже. «Красный Яр» – не исключение. Просто собственников не интересовало поглощение, здесь другой формат. Сейчас мы приводим процессы в соответствие с требованиями федерального партнера – в первую очередь связанные с финансовой отчетностью. Ведется синхронизация коммерческих условий. Неизменным осталось позиционирование форматов, команда, вовлеченность в региональную повестку на всех уровнях – мы остались родными для края.

Илья СУХАРЕВ, владелец бренда Фермерцентр.рф: «Рынок четко расслоится, произойдет сегментация покупателей»

— У нас в ритейле происходит танец форматов. Пресловутые дискаунтеры, которые сейчас заходят практически во все российские города – далеко не единственный формат, хотя сейчас, кажется, что он всех поглотит. В дискаунтерах сокращенный ассортимент, а производителям очевидно понадобится еще формат, в который они смогут поставлять свои товары. Скорее всего это будут специализированные магазины.

Рынок четко расслоится, произойдет сегментация покупателей. На мой взгляд, владельцы дискаунтеров задумаются о том, почему рядом стоящая сырная лавка продает больше сыра. Потом они переманят из лавки управляющего и объявят, что в их дискаунтере теперь есть специализация по сырам. А потом – по кондитерке, детским товарам и так далее. Начнется заново супермаркетизация.

Андрей ПЛУКЧИ, генеральный директор сети «Домовой»: «Рынок хаузхолд провалился примерно на 15%, в регионах – до 30%»: 

— Рынок household 2022-2023 переживает не лучшие времена. Уход IKEA положительно сказался на действующих игроках рынка, но ситуация все равно не столь однозначна, как кажется. IKEA оставила за собой продаж на 157 млрд рублей. И клиенты, которые привыкли  к СТМ IKEA, теперь хотят товары такого же качества, но по цене ниже. Переубедить их невозможно, люди готовы ждать. Россия действительно очень брендозависимая страна. Поэтому говорить, что сейчас мы понаделаем собственных торговых марок, введем их в своих сетях, получим дополнительный доход, не так просто.

Недавно был любопытный кейс по теме: известная сеть магазинов в США и Канаде Bed Bath & Beyond с 12,5 млрд долларов выручки объявила себя банкротом. Топ-менеджмент решил заместить 30% ассортимента собственными торговыми марками. Народ перестал ходить за любимыми брендами к ним, а новые «не полетели».

Маркетплейсы в нашем случае – облегченная версия того, что есть в розничных сетях. В хаузхолде люди все-таки хотят посмотреть, потрогать товар, оценить его вживую. Рынок в целом провалился примерно на 15%, в регионах – до 30%. Китайцы, конечно, пытаются компенсировать отсутствие к нам поставок из Польши, Австрии, Венгрии, Италии, но к такому качеству потребитель все еще не привык.

В ближайшие два-три года ситуация будет стабилизироваться, российские производители будут более активно заходить на рынок – у нас уже в 1,5 раза увеличилось присутствие локальных брендов. Но на узнаваемость нужно время.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 21 июня 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.