Все рубрики
В Омске пятница, 22 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,6798    € 106,0762

Александр БЕГУН: «Если бы тогда был главный архитектор, на Главпочтамте не появились бы эти серые павильоны – ТОКи. Их задний фасад превращает все в какое-то гетто, заброшку, неухоженные дворы, это ужасно»

8 июля 2023 16:20
9
4311

Бывший глава омского Союза архитекторов о том, что происходит в городе и его жизни. 

На ютуб-канале наших коллег из «Омск Здесь» был опубликован очередной видеоподкаст «Зерно архитектуры» авторского проекта омского дизайнера Алины БЕГУН. На этот раз ведущая поговорила со своим отцом – почетным архитектором России Александром БЕГУНОМ, директором одноименного архитектурного бюро.

О становлении

Нахожусь ровно между двумя важными для себя датами: в прошлом году у меня был возрастной юбилей (60 лет), в следующем будет мой профессиональный (40 лет). В этом октябре будет 39 лет, как я приехал в Омск. Надеюсь еще долго пробыть в статусе действующего архитектора и что-то еще интересное сделать. Говорят, что все лучшие постройки и проекты еще впереди, возраст 60 для архитектора – только начало.

В благословенное время молодости, начала профессиональной деятельности, на самом деле работа была у меня довольно рутинная – я работал в Омскгражданпроекте. Все-таки у нас в основном было типовое проектирование, уникальных зданий по индивидуальным проектам очень мало. Более опытным архитекторам и доставались такие проекты. Нам доводилось только помогать в лучшем случае. Единственная отдушина, где ты мог проявить творческие способности и посоревноваться с другими архитекторами, почувствовать профессию – конкурсы. В то, еще советское, время это распространенная практика. Поэтому когда появлялся конкурс на жилые микрорайоны, или на фасады, или на уникальные здания, я с удовольствием участвовал.

Так я выиграл конкурс, представив проект римско-католической церкви. Сначала объявили конкурс на место, где сейчас стоит памятник Жукову. Мы сделали какой-то предварительный вариант, но потом место переиграли и унесли его на замыкание улицы Рабиновича. Вот там мое предложение получило первое место и право проектирования. Проектирование даже действительно пошло, мы дошли до стадии рабочих чертежей, но нам намекнули, что негоже в православном городе одно из самых видных мест отдавать даже не протестантской церкви, а римско-католической, то есть Ватикану. Заказчик свернул проект, и мысли остались нереализованными. Место и правда видное: Горпроект поставил там жилой дом. Но это был очень хороший опыт, интересный.

У меня специализация по градостроительству, она дает комплексный подход, оценку, обеспечивает вид сверху. То есть ты, как демиург, проектируешь всю жизнь, но понимаешь, что спроектировать город своей жизни удается очень редко, когда ты реально можешь что-то увидеть из своих планировочных работ.

Мне всегда было интересно работать с объемами, поэтому я и хотел попасть именно во вторую мастерскую Омскгражданпроекта. Когда первый раз туда пришел, ходил по помещениям, повсюду стояли кульманы, а на их уголках бумажки, на которых люди себе записывали план работы. Я читал, но ничего не понимал. Но со временем все получилось.

Об авторитетах

Хочу выразить благодарность своим первым учителям в архитектуре – начальнику мастерской МАЛЬЦЕВУ Владимиру Сергеевичу, главному архитектору проектов, непосредственно моему наставнику ТАТАРИНОВУ Борису Александровичу, Богдану Степановичу МРЫГЛОДУ, работавшему параллельно в другой группе в той же мастерской. И конечно, мэтру нашей архитектуры КАРИМОВУ Альберту Михайловичу, главному архитектору города: когда он приходил в институт, все бледнели и рассыпались по стеночкам. А он приходил каждую неделю, смотрел, что делают архитекторы в городе, ко мне подходил, смотрел, хвалил. Такую вот путевку в жизнь я получил. Судьба так сложилась, что он меня тогда увидел в недрах Омскгражданпроекта, а я ему спроектировал памятник на кладбище.

После второй мастерской я ушел в первую, там тоже были мэтры: очень интересный, нестандартный архитектор ГОЛЕНКО Ирина Павловна, ЗАХАРОВ Юрий Алексеевич, ЧИРКИН Геннадий Евгеньевич. Из молодых, конечно, ФРЕЙДИН Олег Михайлович, КУЛАГИНА Ольга Ростиславовна, ГЕТТЕ Андрей Павлович. Это люди, которые воодушевляли, восхищали, тянули за собой, с них хотелось брать пример. Мы с Олегом Михайловичем участвовали в разных конкурсах: он займет первое место, я второе и наоборот – здоровая конкуренция. Все друг за другом смотрели, следили, атмосфера была уважительная. Я очень благодарен, что мне с такими людьми пришлось работать, сейчас подобного, к сожалению, нет.

Об Омской крепости

В 2000 году я ушел из Омскгражданпроекта заниматься индивидуально. Заказчика привел ГАЦЕНКО Александр Андреевич, светлая ему память, спасибо ему большое, он был как ангел-хранитель. Он работал в Омскархитектуре с КАРИМОВЫМ, и к нему пришли люди, у которых была земля в Омской крепости, сказали, что нужен интересный дом, непростой. Это была первая постройка, которую я уже делал самостоятельно. Рабочие чертежи делал «Мостовик» как проектная организация, я, как главный архитектор, осуществлял авторский надзор. Дом получил высшую награду Союза архитекторов, мне дали медаль Захарова. На его фоне все позже реконструированные постройки выглядят довольно удачно: создается многоуровневое масштабное видение всего пространства, которое говорит – тут у нас жилая застройка, тут общественная. Архитектура не должна быть серой, она должна быть видимой, должна ярко о себе заявлять.

Мы продолжили работать с тем же заказчиком. Следующим этапом стала постройка гостиницы на набережной Тухачевского, которую, как только мы закончили строительство, купила компания «Омскнефтепроводстрой» и переделала под офисное здание. Концепция общественного центра на улице Таубе была чужой, но я на нее надел свою рубашку: фасадное решение – мое детище. Вдобавок еще на улице Некрасова есть вставочка между аграрным техникумом и его же помещениями – там мы тоже поставили интересный объект. Поэтому можно похвастать, что ансамбль в Омской крепости – нравится это кому-то или нет – сформирован зданиями под моим авторством. Уточню, что все эти объекты, о которых рассказываю, я не сделал втихаря, поставив всех перед фактом. Все проекты проходили архитектурные советы, градостроительные советы на уровне мэра, они получали одобрение. Поэтому я честен перед жителями, перед заказчиками.

Из-за того что нет общей концепции, видения Омской крепости, там появляются такие точечные вещи, как памятник Петру, анонсированная аллея деревьев, которая даже не знаю, где будет располагаться. Есть вопросы к комплексному подходу, да. Но появился меценат, дай бог ему здоровья, который тратит свои деньги. Давайте будем наблюдать и по мере сил участвовать. Я не против масштабного сооружения – будет это апарт-отель или общественный центр. Будет и будет, это же хорошо. Идет какое-то движение – рано или поздно оно куда-то придет, архитектура города не должна стоять на месте.

О «Новом пионере»

ЖК «Новый пионер» – мое завершенное авторское высказывание, для данного места, считаю, совершенно уместное. Это ведь очень хорошо, когда у каждого человека есть свое мнение. Мы потом беседовали с заказчиком, он говорил, что все делятся примерно пополам: 50% говорят, что здорово получилось, 50% не понимают. Прекрасно, что до сих пор критикуют объект, который я давно построил, значит, он никого равнодушным не оставляет. А то многие люди строят, но их проекты никто даже не замечает. Считаю, что постановка этого дома задала новый масштаб исторического центра, новую эпюру застройки, новую панораму. Тем более, учитывая, что с одной стороны музыкальный театр, с другой река, есть гостиница «Турист», офисный центр, который построил Пятый трест, и между ними образовался провал, который я заполнил. Эпюру, небесную линию я воспринимаю как кардиограмму здорового и мертвого человека. Если человек умер, то у него кардиограмма ровная. Если человек живой, у него всегда есть импульсы. Поэтому в городе должны быть импульсы, это мое принципиальное отношение.

Это, наверное, третья редакция места. Первый проект был сделан дизайнером Игорем ВАХИТОВЫМ, предложивший историзм с куполом, но полностью уничтожающий историческое здание делового клуба. Потом был более упрощенный проект Владимира Сергеевича МАЛЬЦЕВА, который сохранял клуб, но у него не получался выход жилья. Потом все ушло другому собственнику, и заказчик обратился ко мне. Отдаю должное
Александру ГАЛЫНСКОМУ, генеральному директору строительной компании «Омск-Трэйс» – он не боится реализовывать смелые архитектурные замыслы. Поэтому получился и «Новый пионер», и деловой центр «Бульварное кольцо».

О бульваре Мартынова

Мой проект благоустройства бульвара Мартынова перед СКК Блинова – история взаимной эмпатии с новым главным архитектором Игорем ПАВЛОВЫМ, помощи ему. Бульвар, на мой взгляд, превращался в кладбище в центре города – эти черные доски памятные. Память нужно чтить, но не в таком же виде! Отдавать центральное место в городе под кладбищенскую тему я считаю неверным. Поэтому и предложил увековечить омских писателей, но в то же время создать новое общественное пространство. Концепция, на мой взгляд, прекрасная, но рабочие чертежи делать было некому. Точнее, мы были готовы ими заняться, но мы же не можем просто так отдавать свой труд! Это наша работа, наша профессия, за которую мы должны получать вознаграждение хотя бы минимальное. Проектирование было сделано странно, с реализацией тоже непонятно – только процентов на 60 похоже на замысел. Но, по крайней мере, получилось новое качество среды. Считаю, наш посыл в планировочных решениях, направлениях пешеходных связей, в оформлении, был верен, я в этом убеждаюсь, когда там бываю. Проект надо просто доделать так, как было нами придумано.

О профессии архитектора – философски

У меня нет никакой обиды за нереализованные проекты – такова профессия архитектора. Если 10% построилось – уже очень хорошо. Больше всех, пожалуй, жалко проект пивзавода. Мне кажется была нащупана правильная идея, которая помогла бы вернуть это здание городу и создать новое качество среды.

Наша профессия позволяет прикоснуться к совершенно различным сферам человеческой деятельности. Я за свою бытность спроектировал и аэропорт, и крематорий, и театр, и церковь католическую, и церковь православную, не говоря уже про микрорайоны, детские сады, жилые дома, офисы, гостиничные комплексы.

Моя последняя работа – Омский телеграф (так мы назвали это пространство) рядом с мэрией, Больничный переулок, здание с аркой и внутренний двор. Заказчики попросили сделать интересное пространство для общепита, офисных помещений, вдохнуть новую жизнь. Надеюсь, что все-таки события, которые сейчас происходят в стране и в мире, не помешают реализоваться этим планам.

О теплых остановочных комплексах

Если бы у нас тогда был главный архитектор, никогда на Главпочтамте не появились бы эти серые павильоны – ТОКи. Их задний фасад превращает все в какое-то гетто, заброшку, неухоженные дворы, это ужасно. Я уж не говорю про линию на улице Гагарина, когда мы идем с улицы Щербанева и видим фронт, закрывающий «Летур». Хорошо, что закрывает, но не так же! Павильоны нужны остановочные, но должно быть и художественное, творческое осмысление, понимание, где это уместно, а где нет. Понаставили без понимания, и теперь все узко, плохо, неудобно, некрасиво.

Архитектор начинается с генплана. Ты берешь топосъемку, фотосъемку, аэросъемку, смотришь все входящие вещи. Понимаешь: вот ты поставил квадратный объем, получилась одна структура, поставил круглый объем, получилась другая среда, поставил на ножках – третья. То есть анализируешь, какое из твоих предложений более уместно для каждого конкретного места. Вот с павильонами такого проведено не было.

О посте главного архитектора

Очень радостно смотреть на столицу, потому что там главный архитектор города каждую неделю показывает, какую прекрасную работу они согласовали, как это все будет реализовано. И потом мы приезжаем в Москву и видим, что на самом деле создано то, что рисовалось, сразу снимается напряженность. Люди знают, что обещание выполнено, что их не обманули, что раз здесь по проекту дорожка и лавочка, то она действительно там и есть, красный клен так красный клен, черемуха так черемуха, а не непонятный прутик неизвестного происхождения. Прозрачность и открытость – очень важная составляющая архитектуры.

Раньше главный архитектор города, он же начальник департамента архитектуры, был большой величиной. КАРИМОВ 30 лет был главным архитектором: государство сменилось, мэры, губернаторы, а он оставался – основа, на которой держится жизнь города. Была управляемость таким непростым процессом, как архитектура. Градсоветы проходили регулярно, Альберт Михайлович говорил в начале: «Сегодня у нас праздник, мы презентуем новый проект». Авторы показывали, рассказывали, и на самом деле потом все воплощалось. Сейчас сначала появляется забор, потом котлован, потом заброшка, еще бумажка там висит черная, грязная, якобы здесь что-то когда-то будет. Конечно, никто в это не верит.

Хочется поздравить со вступлением в должность главного архитектора ВОРОБЬЕВА Романа Владимировича. Он хороший архитектор, я с ним учился вместе в институте, он хорошо себя зарекомендовал в работе главным архитектором Горпроекта. Пожелаю ему всяческих успехов, хотелось бы, чтобы он все-таки поднял, наладил процесс управления архитектурой. Но ему очень сложно это сделать, потому что хоть его должность и называется «главный архитектор города», он лишь заместитель директора департамента архитектуры, а директор департамента – юрист, другие его заместители тоже юристы-экономисты. Наверное, это нужные люди, но мне кажется, что все это перевернуто с ног на голову.

Никто кроме архитектора не представляет, что получится, что должно быть, как это должно выглядеть. Только автор, только архитектор! У него в голове замысел, никто в его голову не влезет. Поэтому всякими градостроительными кодексами, планами межевания, территориальными планировками мы все замыливаем, уходим куда-то не туда.

Архитекторы отошли от решения политических вопросов, отстаивания своей профессии, и в область градостроительства проникла куча каких-то юристов, которые написали под себя Градостроительный кодекс. Он работает не на архитектуру, а на заказчика, у которого есть финансовые и административные ресурсы. Архитектор поставлен в уязвимую, зависимую позицию, и это неправильно. Градостроительство – высшая форма деятельности, квинтэссенция всей входящей информации. Архитектор этим занимается, не юрист! Если ничего не изменится, у нас никогда в Омске не появится интересных объектов, прорывных вещей, не появится Эйфелевой башни, не появится Сити как в Москве. Потому что все зарегламентировано, все нарезано какими-то странными кусками без творческого осмысления.

Об омских архитекторах

Мне не хватает сплоченности архитектурного сообщества, профессионалов с бэкграундом, которых ты уважаешь. Подобная среда бы, на мой взгляд, и формировала правильное отношение к архитектуре, к архитекторам. Думаю, что если появившийся у нас главный архитектор будет опираться на людей, за плечами которых не только слова, пусть и правильные, но и реализованные проекты, мы сможем выступать единым фронтом, с единым мнением, даже если оно будет отлично от мнений, сформированных властью или обществом. Мы будем говорить о сложившейся ситуации в области архитектуры, застройки города и к нам будут прислушиваться, как прислушивались раньше, когда я только пришел на работу. Тогда это была архитектурная империя, сейчас мы живем на ее обломках. Наверное, все империи рано или поздно разваливаются, на обломках что-то возникает новое. Только опора на профессионалов дает нам надежду и возможность увидеть небо в алмазах.

В нашей профессиональной деятельности основная тема, которая должна быть всегда на слуху, – выставочная. Выставки у нас есть, но мы как-то мало их пропагандируем, хотя вообще-то у нас записано в уставе Союза архитекторов, что выставочная деятельность одно из основных направлений популяризации архитектурного творчества. А иначе кто про тебя узнает-то? За забором какой-то стройки, где непонятно что будет? На выставке ты можешь все показать, рассказать. Всегда интересно посмотреть на работы других. Это нам может еще позволить конкурсная деятельность, но с этим стало хуже: если раньше конкурсы были обязательными, про них сейчас забыли вообще. А где еще увидеть творчество молодых коллег? Если раньше мы все жили в одном проектном институте, все друг друга знали, ходили на собрания, показывали работы на внутренних советах, то подобных структур, таких монстров уже нет. Есть мелкие проектные, архитектурные бюро, которые работают по заказам, в том числе, возможно, на другие, не омские территории. Может быть, рядом с нами существует какой-то необыкновенный, талантливый молодой человек или молодая девушка, которой нужно помочь, у нее чему-нибудь научиться. Я только за взаимозаменяемость, за общение, только тогда появляется что-то интересное.

Ранее выступление было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 7 июня 2023 года.



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
ежкин кот 11 июля 2023 в 14:02:
Сомневаюсь, что при наличии главного архитектора (того же А. Бегуна) ТОКи не появились бы. Итог битвы предсказуем, если замешаны деньги.
протон 11 июля 2023 в 11:38:
Бегун — Профессионал своего дела!
124 10 июля 2023 в 20:26:
Кто знает, что мастрячится позади Телеграфа?? Хорошо если только во дворе.
читатель 10 июля 2023 в 09:21:
Удачи и здоровья! Ваши проекты — профессиональны от начала и до конца. С ЮБИЛЕЕМ!
Олег Лизгунов 10 июля 2023 в 08:46:
Я не спец в архитектуре. Хороший «Новый пионер» в этом смысле, плохой...не знаю. Мне лично не нравится. Но я о другом. По требованиям Градкодекса РФ и соответствующих ведомственных нормативов Росавиации для ЛЮБОГО!!! Любого!!! строительства или даже реконструкции ЛЮБОЙ собачьей будки любой этажности (даже минус первой), буде та находится в десяти километрах вправо-влево от глиссады, для получения разрешения на строительство (реконструкцию) требуется специальное согласование Росаэронавигации (которая находится в Новосибирске). Дескать -ВЛИЯТЬ БУДЕТ ВАШЕ СТРОИТЕЛЬСТВО на безопасность посадки — взлета! А ТУТ- в САМОЙ ГЛИССАДЕ, за пару километров от взлетки — ВСЕ ХОРОШО??? КТО этот бред объяснит простому проектировщику и (или) строителю?
Саша КБ 10 июля 2023 в 00:36:
Новый Пионер меня ужасал, пока не достроился. Когда появилась крыша, плавные линии, здание как будто обрело законченность. И в законченном виде оно не выбивается из среды, смотрится гармонично.А вот с Омским телеграфом печально. Не знаю, что там будет внутри, но если они реально уничтожат зелёную зону перед зданием под парковочку, этот проект будет проклят в любом случае, это будет адское детище.Каким бы красивым оно ни было архитектурно.
Пешеход 9 июля 2023 в 23:02:
ЖК «Новый пионер» — позор нашего города. Вызов, говорящий о том, что «деньги решают всё». Какими бы красивыми фразами архитектор не прикрывался
киви 9 июля 2023 в 19:26:
Новый Пионер, при хорошем замысле, получился ужасен. Какая-то кость в небо. Не пойму, в чем дело. И судьба старого пионера неясна. В основе офисного центра на Таубе лежит манипулирование и безнравственность. Планировали реновацию генералитетского дома в одном месте, а получили место под офис в другом месте, без конкурса, под вывеской «реновации». Насчет главного архитектора автор прав. Главой департамента архитектуры должен быть архитектор, а юрист у него замом. Так, а не иначе.
hant5562 8 июля 2023 в 18:32:
Городу, что в лоб, что по лбу. Нет будущего у такого городского где решают хотелки власти. Не целей и идей — отсюда и никчемные памятники (тем же олимпийцам например), над которыми будут стебаться очень скоро. Александр, очень хорошо высказался. Спасибо.
Показать все комментарии (9)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.