Эксперты обсудили судьбу рубля и его текущий курс.
6 июля в пресс-центре ИА «Национальная Служба Новостей» на пресс-конференции «Кто уронил рубль? Прогнозы и последствия обвальной девальвации» президент Ассоциации российских банков, академик РАН Гарегин ТОСУНЯН и директор по стратегии в инвестиционной компании «ФИНАМ» Ярослав КАБАКОВ высказались по ключевым вопросам темы.
Кто уронил рубль?
Гарегин ТОСУНЯН полагает, что судьба рубля зависит от слишком большого числа факторов – не только экономических, но и политических, волевых, поэтому спрогнозировать его поведение практически невозможно. В том числе на валюту повлиял баланс импорта-экспорта, цены на нефть, уход иностранцев из российских активов.
Президент Ассоциации российских банков не согласен с заявлением главы ЦБ Эльвиры НАБИУЛЛИНОЙ, которая, выступая на финансовом конгрессе, заявила:
— Мы не таргетируем курс рубля, для нас любой курс приемлем. Мы его учитываем при денежно-кредитной политике. ЦБ готов и может вмешиваться с интервенциями только тогда, когда видит риски для финстабильности. Сейчас таких рисков не наблюдается.
Далее Гарегин ТОСУНЯН и пояснил:
— Я не могу разделить мнение, что для нас любой курс приемлем. Курс национальной валюты – очень важный показатель устойчивости и экономики, и финансовой системы. Хотя я разделяю позицию НАБИУЛЛИНОЙ, что жестко всеми имеющимися силами держать курс национальной валюты нельзя. Тем не менее действия в отношении денежно-кредитной политики нужно осуществлять, чтобы национальная валюта была привлекательна в первую очередь для внутренних инвесторов и граждан нашей страны и в другую – для внешней стороны.
На вопрос, кто уронил рубль, Ярослав КАБАКОВ ответил однозначно:
— Покупатели доллара. Их очень много. Они пытаются купить валюту, а предложения ограничены. И комментарии Центробанка звучат в этом контексте: приток долларов и юаней на российский рынок не достаточен для спроса, который мы сейчас наблюдаем. За последний год у нас восстановился импорт. А цены на нефть снизились. И этот баланс между валютной выручкой и платежами по импортным товарам сейчас не в пользу укрепления рубля, т.е. спрос на иностранную валюту превалирует. Банки сейчас активно наращивают кредитование. И отложенный спрос, в том числе по товарам длительного пользования, сейчас населением активно реализуется. И это в некоторой степени формирует самозаводящийся механизм: спрос увеличивается (а этих товаров в России мы не производим), соответственно, стимулируется импорт. В итоге происходит рост цен. Мы сейчас переживаем некий период попытки стабилизировать потребительский спрос, потоки импорта и соотнести это с текущим экспортом в рамках санкционного давления. Текущая ситуация полностью продиктована спросом на импорт и уменьшением притока иностранной валюты в связи с тем, что мы имеем определенные проблемы по экспорту. В том числе экспорт в Индию не приносит нам особых результатов с точки зрения притока долларов и юаней, а лишь мертвые статьи по рупиям.
Гарегин ТОСУНЯН согласен, что отток валюты за рубеж влияет на курс рубля. Однако полагает, что главная проблема – в неуважении России к собственной валюте:
— Резкие скачки курса рубля у нас с 90-х регулярно повторялись и не укрепляли доверие к рублю. Это показывает, как мы неуважительно относимся к национальной валюте – позволяем ей переживать и «черные вторники», и дефолты, и травмы. А потом удивляемся, что люди готовы и в долларах, и в евро, и в юанях – в чем угодно – хранить сбережения, только не в рублях. Возьмите любую страну, там инфляция зависит от внутреннего экономического состояния, а у нас – от валютных курсов. Нужно национальную валюту как священную корову беречь и уважение ей обеспечивать. Но пока я таких действий не вижу. Мы рубль то укрепляем, то ослабляем в зависимости от того, что придет в голову.
Вклады
— Доля валютных вкладов физических лиц сегодня составляет около 9% от общего объема вкладов. Для сравнения: 2-3 года назад это было 20%, т. е. в два с лишним раза сократилось количество. Это и понятно: уже тогда проценты по валютным вкладам были минимизированы и сегодня составляют 1-1,3% годовых, – рассказал Гарегин ТОСУНЯН.
Он подчеркнул, что сегодня только 12 банков предлагают вклады в долларах. Идет перераспределение валют в основном в пользу юаней. Вклады в этой валюте предлагают открыть в 40 банках. И ставки для юаней более высокие – около 3%.
— Но все равно количество долларовых вкладов остается высоким: из всех валютных вкладов 88% – это долларовые и евро. Перетек в юани идет, но пока не соизмерим с этими валютами, – отметил президент Ассоциации российских банков.
Что укрепит рубль?
По мнению Ярослава КАБАКОВА, для укрепления рубля нужна высокая инвестиционная привлекательность страны:
— Все будут стремиться в Россию, покупать рубль и инвестировать в российскую экономику. И мы получим рост внутреннего производства, нам не нужно будет в таких объемах, как сейчас, закупать ширпотреб в том же Китае. Тогда у нас произойдет чудо: не нужно будет ориентироваться на приток-отток валюты для расчетов за импорт, российский рубль обретет достаточно сильный базис. И валютные колебания существенно снизятся. А когда мы достаточно сильно зависим от поставок импортной продукции, высокотехнологичного сектора, от производства в Китае чипов, российский рубль испытывает существенные колебания при возникновении тех или иных ограничений.
Ослабевший рубль дал импульс фондовому рынку
Директор по стратегии в инвестиционной компании «ФИНАМ» оптимистично отметил, что динамика по фондовым рынкам сегодня «замечательная»:
— Наш фондовый рынок по индексу МосБиржи обновляет годовой максимум, все очень активно растет несмотря на то, что закончился дивидендный период и в какой-то степени рынок уже «горячий» и должен был скорректироваться. Но ослабление рубля дает очередной импульс фондовому рынку.
Ярослав КАБАКОВ прорекламировал некоторые способы получения доходов, в частности, при помощи облигаций Газпрома:
— Фондовый рынок полностью отыгрывает ослабление рубля. На нем в большинстве своем представлены экспортеры (они, конечно, активно растут) и Сбербанк, ведь, что бы ни происходило в нашей экономике с точки зрения шоков, санкций и т.д., Сбербанк свои 70-80 рублей с владельца счета получает стабильно. При переводах даже внутри Сбера он свой процент заберет. И все у него хорошо и замечательно. Поэтому акционеры Сбербанка надеются, что при текущей цене акций в 240 рублей по итогу 2023 года им будет выплачен дивиденд в рамках 30 рублей. Газпром свои еврооблигации перевел в Россию, и по ним доходность составляет 8,5% годовых. Если в долларах. То есть если вы обладаете неким базисом финансовой грамотности, можете открыть брокерский счет, прийти, пополнить его, то сможете на фондовом рынке купить замещающие облигации Газпрома. Это дает вам возможность не смотреть на динамику курса доллара, потому что облигации рассчитываются в рублях, а доходность и, соответственно, курсовая стоимость считается в зависимости от доллара. С точки зрения транзакционных рисков перевода средств в доллары этого риска нет, а долларовая доходность есть. И те, кто покупал последние несколько месяцев замещающие облигации Газпрома, сейчас получают доходность и по облигациям, и в виде ослабления рубля.
Храните деньги в сберегательной кассе?
Сегодня депозиты россиян в иностранных банках составляют 5,8 триллиона рублей. Эта сумма существенно выросла за 2022 год. Однако и на счетах физлиц в отечественных банках суммы растут – с начала года на 4%. Гарегин ТОСУНЯН обратил внимание на расслоение населения по данному принципу:
— Усиливается дисбаланс. Более богатая прослойка за этот год увеличила свою долю в депозитах, а наиболее бедная резко уменьшила свои возможности, поэтому нуждается в потребительском кредитовании.
Ярослав КАБАКОВ уверен, что сбережения не стоит хранить в валюте:
— Вы должны понимать, что при любой валюте инфляция пожирает ваши накопления. Если мы говорим о среднесрочных и долгосрочных планах, то необходимо от этой инфляции защищаться. Если планы на год – в помощь банковский депозит, если есть планы на 10 лет, то инструменты фондового рынка также могут подойти, но это требует определенной финансовой грамотности.
Далее финансист предостерег:
— Предугадать движение валюты исходя из той модели курсообразования, которую мы сейчас имеем, фактически невозможно! Можно снизить риски – покупать ступенькой, если планируете через месяц поехать в Турцию: сегодня купили, завтра, послезавтра. Это обеспечит средний курс. Но турецкую лиру лучше не выбирать с точки зрения даже краткосрочных покупок. Там рисков больше даже, чем в российском рубле.
По мнению Ярослава КАБАКОВА, есть шансы, что рубль в ближайшие несколько недель обретет стабильность:
— Мы видим паническую ситуацию на рынке. Мне кажется, ЦБ все-таки предпримет определенные действия, чтобы наказать спекулянтов. На мой взгляд, в перспективе ближайших недель у нас может произойти стабилизация.
А Гарегин ТОСУНЯН полагает, что хорошим средством сохранить сбережения являются золотые монеты и слитки:
— Они менее зависимы от политики – и санкционной, и внутренней. Но это касается малой доли населения, у которой вообще есть какие-то деньги. А тем, кто думает о вкладах, чтобы иметь хоть какие-то копейки в виде процентов и использовать их как некий доход, нужно рассматривать только вклады в рублях. Тем более, что там ставки более-менее приличные – 7%. А богатая прослойка сама найдет решение, они в наших с вами советах не очень нуждаются.
На вопрос журналиста ИА «НСН», как спикеры относятся к заявлению главы Сбербанка Германа ГРЕФА, что рубль должен укрепиться, Ярослав КАБАКОВ ответил:
— Герману Оскаровичу виднее. Такая словесная интервенция с его стороны может быть воспринята рынком как некий сигнал, чтобы свои позиции в долларе подсократить. Когда глава крупнейшего банка России делает такое заявление, надо к нему прислушаться. Но может ли он быть уверен, что рубль не повторит такие же пируэты через квартал или два? У нас что, поменялась структура экономики, повысилась инвестиционная привлекательность России? Нет конечно! Вот с такими пируэтами в ближайшие несколько лет мы продолжим постепенное ослабление рубля. Понятно, что как только увидим некоторые подвижки в завершении СВО, снятии неких расходов, связанных с ВПК, то получим качественно другую ситуацию и можно будет говорить о том, что перспективы рубля изменятся. Но в текущей модели в ближайшие год-два рубль постепенно будет свои позиции отдавать.
Ярослав КАБАКОВ подтвердил и так очевидное – цены будут расти, и сообщил, что, по его данным, уже скоро поставщики алкогольной продукции планируют повысить стоимость на 10%. Как итог – вырастет инфляция. Гарегин ТОСУНЯН с коллегой согласен.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 12 июля 2023 года.