Срок службы резинового уплотнителя – 50 лет. Сейчас многие пытаются заменить резинотехнические изделия на пластиковые. Вы внешне их не отличите, но пластиковые выдут из строя в лучшем случае лет через пять.
Весной 2023 года одним из победителей конкурса «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса» в Омске стало ООО «Микс», а его учредитель и директор Иван ДЕГТЯРЕНКО признан лучшим молодым предпринимателем года. Обозреватель еженедельника «Коммерческие Вести» Анастасия ИЛЬЧЕНКО узнала у него о плюсах водопропускных железобетонных труб, а также выяснила секреты производства резинотехнических изделий, способных прослужить полвека.
– Иван Владимирович, на торжественном награждении вас не было. Почему?
– Победа для нас весьма значима, но, к сожалению, я был очень занят. Предприятие готово выполнять большие объемы, чем сегодня, поэтому всегда нахожусь в поиске заказов. Нам приятно, что мы в чем-то оказались лучше, сильнее других компаний. Работаем уже 7 лет – с 2016 года. И получается, что, победив в конкурсе, получили высокую оценку нашей деятельности за этот период.
– Чем занимается предприятие?
– У нас группа компаний: ООО «Микс» производит лакокрасочные материалы и резинотехнические изделия, а ООО «ПКФ «СтройОпт» –железобетонные конструкции определенного типа. В резинотехнических изделиях у меня был большой опыт работы до создания ООО «Микс». А вот производство лакокрасочных материалов стало новым направлением. Решение зайти в него принял почти спонтанно, когда товарищ предложил заняться данной темой.
– Что вас привлекло – низкая конкуренция или высокая маржинальность?
– Маржинальность на этом рынке как раз небольшая, а вот конкуренция довольно высокая. Но конкуренция предполагает какую-то борьбу, а когда трудишься в сотрудничестве, то речь идет о коллегах. Плюс оно приносит больший результат, чем борьба.
– Какие резинотехнические изделия вы производите?
– Мы изготавливаем уплотнители, которые являются гидроизоляцией и демпфером для подземных сооружений – трубопроводов, метрополитенов и т. д. Это очень узкая сфера.
– Получается, и круг потребителей узкий? В Омской области есть интересанты?
– Конечно! И в нашем регионе, и в других, и даже за пределами страны. В Омской области нашими клиентами являются почти все дорожные службы, прокладывающие трубопроводы под автомобильными дорогами, Омскводоканал. Но объемы работы в регионе очень маленькие. В Омске большая проблема с ливневыми канализациями. Ее системы в принципе нет. Скажу больше: нет плана системы ливневой канализации, нет даже проекта. В 2012 году его пытались сделать, но, насколько я помню, завершен он не был. Поэтому у нас сточные воды стекают в реки. Со временем, конечно, руки дойдут и до этих экологических моментов, но хочется, чтобы быстрее.
– То есть вы тот человек, который совершенно точно знает, сколько в 2023 году в Омске построили километров ливневых канализаций?
– Конечно знаю. Ноль. И за последние два-три года тоже ноль. Сейчас будет строиться один коллектор протяженностью 1,5 км на Левом берегу в микрорайоне «Зеленая река». И все. Никто не хочет заниматься ливневкой, потому что ее строительство очень дорогое. Даже сам проект ливневой канализации обойдется недешево. В текущей экономической ситуации денег на это нет. Я это отлично понимаю. И тем не менее очень люблю Омск, поэтому живу и работаю здесь и уезжать не собираюсь. Зачем? В нашем городе нет ни пробок, ни заторов, нет проблем с парковками. Дороги – идеальные. Их привели в порядок, но, правда, без системы ливневой канализации они скоро придут в негодность. Тем не менее сейчас они есть, и в очень хорошем состоянии. Я не видел в Омске ни одной плохой дороги.
– Кто у вас закупает резинотехнические изделия?
– Вся Россия и не только. Те же ливневки активно делают, например, в Казахстане. Мы не можем даже представить себе их масштабы – они практически закончили систему ливневых канализаций в Астане – в городе, где сегодня проживает более 1,5 миллиона человек, где буквально 5 лет назад ливневки вообще не было. Представляете, за пятилетку полностью создать систему ливневой канализации!? В Москве тоже много строится ливневок. Но со столицей мы реже работаем, чаще с такими регионами, как Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск.
– Вы работаете через тендерную систему?
– В тендерах мало участвуем. Наша продукция на них есть, но обычно тендеры идут на оказание работ вместе с материалами. Мы в основном работаем по прямым поставкам. География – от Калининграда до Сахалина. У резинотехнических изделий маржинальность небольшая, а специфика очень серьезная – не каждый завод может и умеет их делать.
– В чем состоит специфика?
– Рынок довольно узкий – ливневую канализацию не прокладывают каждый день, поэтому настраивать производство именно на эту позицию многие компании не видят смысла. А поскольку мы в том числе производим и железобетонные трубы, то и себя, и других обеспечиваем резинотехнической продукцией. Раньше работали с европейской компанией Trelleborg – мировым лидером в производстве резинотехнических изделий, а потом сами разработали тип резины полностью идентичный оригиналу – по всем характеристикам. На это у нас ушел не один год. Но сегодня мы смело можем заявлять, что наши изделия не самые дешевые, но самые качественные в России. Это резиновые уплотнители для тюбингов, которые используются в отделке метрополитена, резинотехнические изделия для микротоннелей, железобетонных раструбных труб.
– Резина со временем приходит в негодность. Как часто нужно менять ваши резинотехнические изделия?
– Срок службы резинового уплотнителя – 50 лет. Да, за полвека они, наверное, потеряют эластичность. Но менять их невозможно. Именно поэтому нужны качественные резиновые уплотнители. Я всегда пытаюсь объяснить потребителям, что если срок службы коллектора составляет 50-70 лет, то и все материалы, которые при этом используются, должны иметь такой же срок эксплуатации. Сейчас многие пытаются заменить резинотехнические изделия на пластиковые. Вы внешне их не отличите, но пластиковые выдут из строя в лучшем случае лет через пять. Они перестанут выполнять свою функцию, а коллектор ведь должен как-то проработать еще 45 лет.
– Вы пробовали торговать резинотехническими изделиями с зарубежными странами?
– Пытались выйти на европейский рынок, но не нашли стабильных партнеров, а сейчас это стало очень сложно. В Китае все свое, тем более там каучук в разы дешевле, потому что он у них растет. В большинстве резиновых изделий используется какая-то доля натуральных каучуков. И на нашем производстве в том числе.
– Именно они дают долговечность, чтобы изделия служили по 50 лет?
– Качество дают технологии, которые подобрали наши технологи, т. е. состав резины. Резина – это смесь различных видов каучуков. Речь не о долговечности. Добавляя натуральный каучук, можно добиться мягкости резины. Приведу пример. Мы в том числе изготавливаем резиновые борта для бильярдных столов. И в них очень важна определенная степень отскока шара – есть нормы, ГОСТы и требования. Правильного отскока можно достичь, только используя натуральный каучук, поэтому борта очень дорогие.
– Расскажите о вашем производстве лакокрасочных материалов.
– Их мы создаем самостоятельно на небольшом заводе площадью порядка 800 кв. м. Изготавливаем любые лакокрасочные материалы – для строительства, для дорожной разметки, антикоррозийные с высокой защитой от ультрафиолетовых лучей, для защиты металлоконструкций, железобетонных изделий и т. д. Мы производим абсолютно все органические эмали на основе растворителей.
– Какова география поставок лакокрасочной продукции?
– Она довольно узкая – Омская, Новосибирская области. Плюс мы отправляли краски в Салехард, Лабытнанги. Мощности у нашего лакокрасочного производства небольшие – не более трех тонн в день, но пока заказов и на такой объем нет. Мы можем увеличить мощность производства в несколько раз (в зависимости от сезона): летом – в два раза, зимой – в три-четыре. С удовольствием будем закрывать все позиции, имеющиеся в нашем и близлежащих регионах. У лакокрасочных материалов география поставок может быть самой широкой.
– Какие железобетонные изделия вы производите?
– Мы делаем портальные и откосные стенки, железобетонные водопропускные трубы, которые укладывают под автомобильными дорогами. Железобетонными изделиями занимается компания ПКФ «СтройОпт». Совместно с сотрудниками СибАДИ провели НИОКР – разработали железобетонные трубы, способные заменить звенья – конструкции, которые использовались до 2015 года. Они неудобные, имеют маленький срок службы. Мы же изготавливаем трубы, способные прослужить 80-100 лет. В том числе разработали определенный тип армирования и бетона, который выдерживает нагрузки под автомобильными дорогами и железнодорожными насыпями. У нас есть сертификаты, подтверждающие соответствие труб необходимым нормам. С трубами работать удобнее. В отличие от звеньев они не имеют стыковочных частей, а входят друг в друга через раструбный стык при помощи резиновых уплотнителей для демпфера. Даже если произойдет небольшое проседание грунта, трубы не сломаются, а за счет резинового уплотнителя просто сыграют.
– В Омской области ваши железобетонные изделия используются?
– Конечно! Практически все водопропускные переходы под автомобильными дорогами строят из наших труб. Но география нашей деятельности по железобетонным изделиям очень ограничена – Омская, Свердловская, Кемеровская, Новосибирская области. Это крупногабаритный груз, и стоимость логистики в цене изделия очень высока. Мы сотрудничаем с компаниями «СибРос», «Стройсервис», «Континент», «СтройСити», «Газпромнефть – дорожное строительство» и другими. Но производство железобетонных труб сезонное. Зимой завод стоит.
– Удается по весне находить сотрудников?
– Да, у нас команда практически не меняется. Люди зимой работают в других местах, а весной возвращаются к нам, потому что на заводе зарплата выше средней официальной по городу раза в два. Производство автоматизированное, на нем нет тяжелого физического труда, но требуются умения и знания для работы на хорошей технике.
– Сколько сотрудников там работает и в целом в группе компаний?
– На железобетонном производстве в пиковые моменты трудоустроены около 20 человек. Компания небольшая, но эффективная. В группе компаний 12 человек административного персонала, 7 работников – на заводе лакокрасочных изделий, там процесс автоматизированный.
– Ощутила ли группа компаний дефициты в последние годы?
– Безусловно, был провал по определенным материалам, поставляемым из Европы. Например, по клею, которым склеиваются резина и металл. Самый качественный – «Хемосил» производства компании «Лорд» (Германия) – просто нельзя было привезти. Мы нашли выход – закупили его в дружественной европейской компании и через дружественные страны привезли. Закрыли и свою потребность, и другим компаниям помогли. На сегодняшний день у этого клея уже есть российские аналоги. Не знаю, насколько они качественные, мы пока работаем на европейском сырье. Рынок в этом сегменте быстро наводнился контрафактными турецкими подделками: мне турецкий клей в Омске предлагают в четыре раза дешевле, чем он стоит на производстве в Европе. А ведь ни одного завода фирмы «Лорд» в Турции нет.
– А с омскими предприятиями по сырью сотрудничаете?
– Конечно, с заводами «Омским каучук», «Омсктехуглерод».
– С какими финансовыми показателями закончили 2022 год?
– У нас очень много средств идет на развитие компании, поэтому прибыли как таковой практически нет. Мы сторонники долгосрочного бизнеса, работы на перспективу, нежели быстрых денег: 95% нашей прибыли уходит на развитие предприятия. Стараемся пользоваться своими деньгами. В этом году будем заключать договор с китайской компанией – покупать линию по производству резинотехнического профиля, чтобы заменить старую. Хотим увеличить количество изделий в сутки раз в пять.
– В открытых интернет-источниках указано, что выручка ООО «Микс» за 2022 год составила 83,9 млн рублей, а прибыль – минус 1,5 млн рублей. Все верно?
– Так и есть. Все идет в развитие компании.
– Мы с вами беседуем в холле компании рядом с террариумом, где мирно спят две крупные змеи. Это ваше увлечение или кого-то из сотрудников?
– Мое. Я живу в частном доме, и там у меня еще больше животных – кошка, собака, цесарки, курицы, павлины, фазаны, енот. А здесь в террариуме живут питоны – Браслетик и Оливия. Она была очень маленькой, когда мы ее взяли. Сейчас выросла до метра.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 ноября 2023 года.
Фото Максим КАРМАЕВ