В герое, впрочем, мальчишки любой страны узнают себя.
В репертуаре Омскоготеатра юного зрителя появился спектакль «Манолито Очкарик» на основе произведений испанской писательницы Эльвиры ЛИНДО. Автор инсценировки – Екатерина ГУЗЕМА (омским зрителям она знакома по спектаклю «Герой нашего времени»), режиссер-постановщик – Анастасия СТАРЦЕВА.
Манолито – самый обычный школьник из мадридского района Карабанчель, знаменитого лишь тюрьмой. Учительница донья Асунсьон, опасаясь, что в ее классе тоже растут криминальные элементы, постоянно отправляет своих подопечных на исповедь к психологу. На таком сеансе мы и встречаем героя. По его словам, мальчишка «подготовился» и пришел с подробным рассказом о своей жизни, которым тут же усыпил психологиню. А вот зрители не скучают, поскольку узнают свои детские радости, шалости и проблемы. У кого-то они остались далеко в прошлом, кто-то переживает их сейчас. Поэтому спектакль «Манолито Очкарик» идеально подходит для семейного просмотра.
В этом смысле он составил дилогию с другой постановкой СТАРЦЕВОЙ – «40 чертей и зеленая муха» по рассказам Джованни Моска, которая была представлена на суд зрителей осенью прошлого года. Главный герой там – школьный учитель, умеющий оберегать хрупкий мир детства, здесь – представитель этого мира. Интересно, что обоих играет один и тот же актер – Кирилл ФРИЦ.
Поскольку повествование ведется от первого лица, выбрана форма моноспектакля. Но Манолито на сцене не один. То и дело возникают фигуры его родителей, дедушки, учительницы – это плоские нарисованные персонажи наподобие планшетных кукол. Некоторые намечены лишь деталями: огромным кулаком, как главный хулиган класса Джад, или такими же огромными ушами, как друг Монолито с совершенно естественным прозвищем Ушан. Что-то герой дорисовывает по ходу действия. И вообще, оформление спектакля (художник-постановщик Марья БЕЛКИНА, Санкт-Петербург) похоже на незатейливый карандашный мультик.
Расхожая театральная тенденция последнего времени – действие фиксируется камерой и выводится на экран. Но сейчас это, во-первых, обосновано какими-то мелкими моментами, тем же рисованием, которые подобный метод помогает разглядеть. Во-вторых, экран тут – это экран телевизора, тоже рисованного, что работает на общую стилистику.
Не менее важна и музыкальная составляющая: популярные испанские хиты, такие как «Кесас» и «Ай-ай-ай-ай». Под них Манолито пускается в зажигательные танцы (хореограф – заслуженный артист РФ Виктор ТЗАПТАШВИЛЛИ), видя себя в мечтах голливудской звездой. Честно говоря, и нам трудно усидеть в креслах.
Мечты мальчишки ярки и наивны. Его рассказ порой напоминает игру, но постепенно перетекает в действительно серьезный разговор о жизненых ценностях, которые он начинает постигать. Ближе к финалу Манолито рассказывает о дне рождения дедушки, который тому организовали мама с папой и соседи по дому, несмотря на его сопротивление. Под конец этого шумного и веселого дня они остались с дедушкой вдвоем, сидели, обнявшись, на скамейке в парке, смотрели на закат. «Это был мой самый счастливый вечер на планете Земля!» – говорит Манолито, наверное, впервые понявший, что те, кто нам дороги, будут с нами не всегда, поэтому надо ценить моменты общения.
Спектакль получается нежным и трогательным, смешным и чуточку грустным. Это как раз та гамма чувств, которую оставляет в воспоминаниях так быстро уходящее детство.
Фото © Омский областной театр юных зрителей