Ольга БАЛУКОВА и Юлия ЧЕРНИГИНА, пройдя все инстанции, дошли до КС, чтобы уточнить ст.53 УК РФ «Ограничение свободы».
Суды могут вводить запрет на посещение осуждёнными мест жительства и работы потерпевших, следует из 24-страничного Постановления КС РФ №4-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 53 УК РФ в связи с жалобами О.А.Балуковой и Ю.М.Чернигиной» от 31 января 2024 года.
Москвички Ольга БАЛУКОВА и Юлия ЧЕРНИГИНА обратились в КС, чтобы уточнить статью 53 УК РФ «Ограничение свободы», где нет прямого запрета на приближение к месту пребывания потерпевшего.
— Как следует из материалов дела, обидчик БАЛУКОВОЙ был осужден за угрозу убийством и причинения тяжкого вреда здоровью, обидчик ЧЕРНИГИНОЙ – за истязания. Мужчины были приговорены к ограничению свободы на год – им запрещалось покидать места постоянного проживания с 23:00 до 06:00 и не выезжать за пределы Москвы. Потерпевшие посчитали, что наказания слишком мягкие и опасаясь повторного насилия пытались добиться в судах запрета на нахождение осужденных ближе, чем на 300 метров от их мест жительства и работы. При этом БАЛУКОВА апеллировала к тому, в рамках меры пресечения в отношении её обидчика такие запреты были установлены, — рассказал корреспондент РАПСИ Михаил ТЕЛЕХОВ.
Но суды указали, что они не вправе устанавливать осуждённому ограничения и возлагать на него такие обязанности. В итоге, пройдя все инстанции, женщины дошли до Конституционного суда России.
В постановлении КС РФ также отметил, что разъяснения Пленума ВС РФ№58 от 22 декабря 2015 года не предполагают ограничения категории «определенные места» лишь названными в нём местами общественного питания, где разрешено потребление алкоголя, или детскими учреждениями и являются только примерами конкретизации судом разъясняемого ограничения:
— На суд возлагается обязанность в каждом случае при назначении наказания в виде ограничения свободы как основного или дополнительного вида наказания указывать в приговоре (или последующем судебном решении, в том числе принимаемом на стадии исполнения приговора) признаки таких определенных мест, посещение которых осужденным ограничено (запрещено), с тем чтобы содержание этого предписания было понятно участникам правоотношений и не выходило за конституционно допустимые пределы. Тем самым конкретизация мест, посещение которых ограничивается для осужденного на основании части 1 статьи 53 УК РФ, должна осуществляться (реализовываться) в каждом таком случае судом.
Фото © static.tildacdn.com