Свежий взгляд на извечную тему: можно ли работать с близкими.
В апреле в областном конгресс-холле состоялся форум «Занят сам». В рамках его деловой программы омские предприниматели рассказали о своем опыте ведения семейного бизнеса.
Елена ДМИТРИЕВА, владелица сети семейных пекарен: «Папа строил бизнес в 1990-е и пытается работать по старинке, а меня больше интересует разбираться в финансах»:
— Нашему семейному бизнесу 25 лет. Когда мне было семнадцать и я поступила в институт, папа уже работал директором пекарни, одной из первых в Омске, которая завезла французские багеты. Я случайно познакомилась с парнем, чей дядька делал хлебопекарные печи. Тот сказал, что нам надо построить самостоятельную жизнь. Так родилась наша сеть пекарен: мы арендовали место в столовой, поставили несколько печей, оформили маму как ИП, а я ходила с пакетом булочек по магазинам, собирая первые заявки. С тем парнем мы поженились и уехали в другой город. Но через 13 лет вернулись в Омск – к тому моменту родители в десятки раз расширили бизнес.
Сейчас у нас около 80 сотрудников, а годовой оборот – около 85 млн рублей, семь розничных и шесть оптовых точек. В бизнесе занята я, мой муж, его брат с женой. Мои родители потихоньку отходят от дел, я пытаюсь стать главной в деле. Папа строил бизнес в 1990-е и умеет сам замесить тесто, починить тестомес и так далее, но пытается работать по старинке. Теперь вся конструкция бизнеса изменилась и нужно адаптироваться под новые условия. Меня больше интересует разбираться в финансах, а на нужные должности можно нанять специалистов. К тому же, сотрудники мне уже всю плешь проели, у нас все эти годы нет бренда: наши магазины просто так и называются – «Пекарня».
Ольга и Виктор ЗУЕВЫ, владельцы швейного производства BONkombinezon: «Неудовлетворенность результатами работы друг друга позволяет нам двигаться вперед – в одном векторе»:
— Наш бизнес начался в 2018 году, когда я была в декрете и у меня появилась идея сшить себе теплую одежду. Из этого выросло производство, которое помог организовать супруг. До этого у нас был маленький-маленький бизнес на балконе. Мы хайповали: вырезали из дерева метрики, рамки и прочие детские товары. Но это было ремесленничество, а нам хотелось стать предпринимателями. Виктор проработал в двух компаниях и неплохо вырос карьерно, получил те знания, которые нам и помогли запустить бизнес.
Так мы начали шить комбинезоны. За продукт отвечаю я, а за его создание – Виктор. Три года работала в отделе продаж одна. Супруг тоже руководил всем один. При этом у нас было 25 швей. Сейчас у нас уже есть и продажники, и маркетологи, и эйчар, и завскладом – 62 сотрудника. В прошлом году наша выручка составила 127 млн рублей. У нас нет оптовых продаж, мы продаем в большей степени через соцсети и только-только начинаем выходить на маркетплейсы.
Многие нам говорят, когда слышат, что мы производим в основном женские зимние комбинезоны, что это узкая ниша. Но нужно свой продукт уважать, верить в него и стараться его продвигать правильно, то есть не занижать его реальную ценность. И всего лишь один продукт – зимний женский комбинезон – может приносить миллионы. Но сейчас мы запускам новый бренд «БОНшик» – женской одежды среднего сегмента.
Я занимаюсь стратегией, финансами, креативом. Виктор – организацией бизнес-процессов, производственного цикла, закупом. Конечно, мы очень эмоциональны и можем спорить, ругаться весь день. Но, знаете, неудовлетворенность результатами работы друг друга позволяет нам двигаться вперед.
Ксения и Виктор ФЕДОРОВЫ, владельцы частного зоопарка «Вилла»: «Те, кто делает бизнес ради бизнеса, всегда будут ругаться, а семейный бизнес существует для того, чтобы нам было хорошо»:
— В 2016 году мы с мужем вернулись из Новосибирска, и я, глубоко беременная, задумалась над тем, почему в Омске нет такого же замечательного, чистого, аккуратного зоопарка. И Виктор мое желание открыть свой зоопарк поддержал. Чтоб вы понимали: 6 марта открылась «Вилла», я бегала, как козочка, собирала по городу животных, мы делали вольеры, а 11 марта родила нашего второго сына. На самом деле мы никогда не были связаны с животными – оба работали в банковской сфере, у Вити большой опыт руководства.
Мы первые в Омской области получили лицензию частного зоопарка в июле 2021 года. В этом году зоопарку 8 лет, и наши постоянные гости растут на наших глазах: совсем маленькие становятся школьниками, школьники – студентами. Однозначно можем сказать, что отношение к животным у людей меняется, оно становится более осознанным и менее потребительским. Безусловно, мы популяризируем бережное отношение: когда маленький ребенок регулярно приходит к нам и видит опрятное содержание животных в стеклянных просторных вольерах с естественным светом, животных, которых кормят правильно, он уже будет не согласен смотреть на них в других условиях и сам не сможет ухаживать за ними иначе.
Сейчас у нас есть направление «Опека+» – предприниматели, физические лица могут взять под опеку животных нашего зоопарка. Мы разместим табличку на вольере, будем рассказывать нашим посетителям о том, что есть такие замечательные компании, замечательные люди. Наша приятельница, собственница ветеринарной клиники VetExoticOmsk, Полина СМЫСЛОВА, взяла например, под опеку двух игрунок.
Мы к бизнесу относимся как к ресурсу для чего-то. Смысл в том, что вы должны сесть, поговорить – даже если из вас развивает бизнес кто-то один – и понять, для чего вы это все делаете. Потому что те, кто вместе делает бизнес ради бизнеса, всегда будут ругаться. А если вы понимаете, что бизнес именно семейный… В один день решили, что когда наша любая ссора выходит в пике, заканчиваем разговор. Потому что мы одна семья, и она существует для того, чтобы нам было хорошо.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 24 апреля 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ.