Все рубрики
В Омске воскресенье, 22 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 102,3438    € 106,5444

Сергей ШЕЛЕСТ, мэр Омска: «С каждых собранных ста рублей с территории города в его распоряжении остается только четыре»

8 июня 2024 18:00
1
2798

Градоначальник провел большую пресс-конференцию. 

30 мая в городском пресс-центре прошла пресс-конференция мэра Омска Сергея ШЕЛЕСТА. Дословно цитирую его ответы на вопросы журналистов, в том числе от «Коммерческих Вестей».

Про бюджетную обеспеченность

Наш город занимает практически нижнюю строчку по бюджетной обеспеченности среди городов Дальнего Востока и Сибири. К сожалению, так выстроено наше федеральное законодательство: один из крупнейших налогоплательщиков России – омский нефтезавод – заплатил в общую казну 121 млрд рублей налогов в виде акцизов, из которых в бюджет города вернулось только 90 млн рублей – 0,07%. Да и в целом в регионе собирается чуть больше 300 млрд рублей налогов, из которых 94% (294 млрд) платит город, но в наш бюджет поступает всего порядка 12 млрд. То есть с каждых собранных ста рублей с территории города в его распоряжении остается только четыре.

Исходя из этого вытекает ряд проблем, которые копились даже не годами, а десятилетиями, потому что для нормального функционирования по всем нормативам российских городов-миллионников Омску необходимо 70 млрд рублей. А на сегодня он с учетом всех целевых трансфертов – спасибо нацпроектам – порядка 41 млрд рублей. То есть недостаток в районе 30 млрд. Это и обусловило, например, хронические проблемы, связанные с переселением из ветхого и аварийного жилья. Есть дома 335-й серии, в которых необходимо в срочном порядке делать усиление, есть проблемы с ливневой канализацией, есть судебные решения на 14 млрд рублей, которые надо было исполнить 10-12 лет назад. Поэтому основная наша задача сейчас: вместе с губернатором Виталием ХОЦЕНКО добиться справедливого бюджетного распределения на одного жителя Омска. Омск по сей день очень много привносит в федеральную казну – как был городом трудовой доблести, так и остался – а поступления в городской бюджет минимальны. Будем работать и с сенаторами, и с депутатами – все должны подключиться к тому, чтобы соблюдался принцип справедливого распределения доходов.

Про социальную нагрузку строителей

С моей точки зрения, позиция генеральной прокуратуры, побуждающая застройщиков осуществлять добровольные взносы на создание социальной инфраструктуры, очень правильная. Это ведь проблема не только Омска, но и других регионов страны, в которых целые микрорайоны возводятся без школ, больниц и детских садов. Поэтому и был разработан механизм, утвержденный решением Омского городского совета, предполагающий участие застройщиков в дальнейшем развитии территорий, которые они осваивают. На мой взгляд, лучшее решение – комплексная застройка, в которой заложена финансовая модель, позволяющая строить в том числе и социальные объекты. В случае точечной застройки предусмотрен вариант накопления на специальном счете, деньги будут использованы исключительно по назначению. Основная тема, чтобы застройщик все-таки возводил социальные объекты сам, потому что он сделает это лучше, быстрее и качественнее.

Департамент имущественных отношений совместно с нашей юридической службой сейчас рассматривает обращения омских крупных и мелких застройщиков, готовых участвовать в развитии социальной инфраструктуры. Соглашения мы еще не заключили, находимся в процессе переговоров. Безусловно, мы также стараемся активно участвовать в программах нацпроектов по строительству школ, больниц и детских садов, пользуемся всеми доступными инструментами решения проблемы нехватки соцобъектов.

Про земельный участок 174 га напротив «G-Drive Арены»

При правительстве Омской области создан инвестиционный совет, принимающий решения по поводу масштабных строек. Есть несколько вариантов использования этой земли: отдать ее застройщику целиком – тогда это требует очень солидных вложений, либо размежевать ее и отдать нескольким инвесторам. Участок находится в работе, уверен, там – при поддержке нашего архитектурного сообщества – появится новый замечательный микрорайон.

Про транспорт и оплату за проезд

Я не думаю, что ситуация с транспортом сейчас была бы лучше, не проведи мы реформу. Мне, например, категорически не нравилась ситуация, которую я раньше видел не раз: когда едет муниципальный автобус с одним пассажиром и кондуктором, облепленный восемью маршрутками. Сейчас транспортные потоки более-менее распределены. Основная проблема и у частных перевозчиков, и у нашего ПАТП-8 – жесткий кадровый дефицит. Мы подняли среднюю зарплату до 72 тысяч, проводим обучение водителей, приглашаем на работу женщин, потому что современные автобусы легкие, комфортные и надежные в управлении. В других регионах дефицит кадров ощущается еще жестче – мы мониторили ситуацию. В любом случае рано или поздно мы победим, СВО закончится, люди вернутся и положение улучшится, а пока работаем с тем что есть.

Оплата за проезд в городском общественном транспорте, конечно, не соответствует современным экономическим условиям, к тому же она не повышалась пять лет. Бензин и газ дорожают, запчасти тоже. У нас уже порядка 3 млрд рублей поддержка для того, чтобы общественный транспорт работал. А ведь мы могли бы отремонтировать на эти деньги больше 100 дорог, дворов.

Проанализировали стоимость проезда в других городах – от 40 до 50 рублей. У нас стоимость проезда значительно ниже. Поэтому буквально вынуждены поднять цену услуги в районе 10 рублей с 1 июля. Прорабатываем вопрос с банками, с коммерческими организациями, чтобы они взяли на себя часть нагрузки повышения оплаты, и безналичная оплата проезда сохранялась хоть какое-то время на прежнем уровне.

Про подготовку к новому отопительному сезону

Прокуратура провела серьезную проверку в отношении ТЭЦ-5, порядка 312 замечаний выдала, планирует пойти в суд, чтобы принудить к их устранению. Тарифы высокие, но качество ремонта, боюсь, им не соответствует. Стараемся бить во все колокола, потому что если на «Тепловую компанию» – 28 котельных – мы в состоянии влиять и вытягивать из кризиса, то Интер РАО – это федеральный уровень. Через Ростехнадзор, прокуратуру и губернатора удалось поменять руководство предприятия. Будем следить за исполнением инвестиционных программ ТГК-11, Омск-РТС, нашей «Тепловой компании» – благо, есть возможность списать кредиты в счет замены износившихся сетей.

Про частный сектор

В областном правительстве сейчас на согласовании два больших серьезных проекта, связанных с механизмом комплексного развития территорий. Если в двух словах, планируем отдавать территорию под застройку вместе с аварийным жильем под условие его переселения в районы с обязательным наличием социальных объектов. Пока только компания Шамиля ШИХМИРЗАЕВА занимается этой темой в небольшом объеме – строит красивые дома с инфраструктурой на улице Герцена, Северных. В ближайшее время, надеюсь, история будет кардинально сдвинута. Кроме этого, выходим на Заксобрание с инициативой пересмотра масштабных инвестиционных проектов для того, чтобы у нас была возможность отдавать требующие расселения ветхие, аварийные дома застройщикам с обязательством строить дома в радиусе своих проектов. Потому что в ближайшее время десятков миллиардов рублей, необходимых для решения этой проблемы, явно не появится.

Про строительство ЖК «Мирапорт»

Все будет зависеть от результатов расследования Следственного комитета, работы прокуратуры. Разрешение на строительство мы выдали в рамках закона. В отношении появления трещин в соседних домах проводится экспертиза – ее оплатил подрядчик жилых домов.

Про парки и озеленение

Парк 30 лет ВЛКСМ – хороший парк, но устаревший и морально, и технически. Была небольшая кадровая перестановка в части директорства. Буквально вчера проводил комиссию по этому парку: небольшое улучшение есть, но мы следим за ситуацией. Что касается вырубки деревьев, ведутся следственные действия, проводится экспертиза. По итогам этих действий будем решать, как дальше двигаться. Сразу скажу, что очередь из тех, кто хотел бы взять на себя ответственность за городские парки, у нас не стоит.

Первого июня запустится третья очередь парка «Вокруг света» на Зеленом острове. Его посещаемость и популярность растут. Ставим задачу развиваться и Советскому парку, парку 30-летия ВЛКСМ, парку 300-летия Омска.

Мне тоже не нравятся стволы деревьев после кронирования, но потом они все равно приобретают приемлемый вид. Постепенно будем решать проблему озеленения: уже организовали неплохой, как я считаю, питомник, выращивающий несколько тысяч деревьев и кустарников – будем увеличивать объемы, исходя из потребности замены насаждений.

Про мусор

Поступает огромный объем вопросов, связанных с работой регоператора по обращению с мусором. Тут есть понимание Виталия Павловича ХОЦЕНКО о том, что в таком вопросе в городе-миллионнике не должно быть монополиста. С моей точки зрения, компаний, утилизирующих мусор, должно быть не меньше трех. Тогда ситуация будет более контролируемой. Сейчас же мы всецело зависим от «Магнита». Тарифы значительно выросли, а ситуация с мусором в городе ухудшилась. Еще одна глобальная проблема в том, что все полигоны в пределах города и вблизи его закрыты. Транспортные расходы составляют в оплате услуги вывоза для граждан 70%. Мы должны эту проблему в ближайшее время разрешить совместно с губернатором.

Про уборку снега

К сожалению, у нас серьезная нехватка рабочей силы и техники в вопросах уборки снега, покоса травы, очистки прибордюрной территории, содержания остановок общественного транспорта, заборов и прочего. У нас по всем нормативам должно быть порядка 5500 человек, а в штате 1500, из которых 300 на локациях. Договорились с Виталием Павловичем, начиная со следующего года, что мы выделяем из бюджета ежегодно на уборку порядка 150 млн рублей. В этом году у нас куплена хорошая техника – восемь тяжелых автогрейдеров, потому что зима была с сюрпризами: помимо снега шел дождь, а в городе 1500 километров дорог плюс тротуары, то есть расстояние как до Москвы. История со снегоплавильной станцией жива, но проект пока приостановлен, поскольку ее разработчик – ОмскВодоканал занят судебными процессами.

Про детское питание

Каждый случай, который связан с питанием в детских учреждениях, разбирается в том числе с привлечением родительских комитетов, не остается не рассмотренным. Есть ряд поставщиков питания, которые законно выиграли конкурсы и не обеспечили оказание обещанных услуг, с ними контракты были расторгнуты. Заводим туда более добросовестных подрядчиков, держим ситуацию под контролем, потому что на детях экономить нельзя. Я лично езжу по школам, сам спрашиваю детей о качестве питания, отрицательных отзывов не получал. В идеале – и мы это обсуждали с Виталием Павловичем – иметь отдельное специализированное предприятие, которое бы системно обеспечивало качественным питанием всех наших детей. Тема находится в проработке, но здесь мы снова возвращаемся к вопросу бюджетной обеспеченности городской казны. Скорее всего придется прибегать к областным средствам.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 июня 2024 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ. 



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Пока ещё местный 8 июня 2024 в 22:06:
И снова песня о том что налоги Москва забирает, и о том что нужно повысить цены на всё,. Вот только после повышения и через 5 лет ничего не изменится при таком управлении. Такого плохого отношения к уборке дорог, как при Двораковском, Фадиной и Шелесте никто из предыдущих градоначальников не допускал. Проблема в том, что в УДХБ и ДРСУ сидят «наседки», которые только и умеют затыкать дыры и подставлять подчиненных. Хотя структура УДХБ может быть доходной для города. Смотрите Путинцев вывозом мусора занимался ему было выгодно, если бы Магнит работал в убыток они бы ужо свалили. Если градоначальник, выходец из структур монополиста не понимает этого то очень грустно. Порядка в городе нет, жители живут отдельно от власти и тому куча судебных решений не в пользу администрации города Омска. А сколько людей забили на местную власть, что порой проще самим все сделать и не ждать годами. Сам порой обращался в администрацию города и районную адм. Итог все перекладывают с одной головы на другую, а в итоге решения проблем нет. На уборку обочин дорог от снега обещают убрать только к 4 апрелю и это на декабрьские обращения, хотя знают что в апреле снег точно сойдет, в итоге снег сам тает а ДРСУ нифига не делают, правда грейдер просто так летом ездит по дороге и ничего не делает, складывается впечатление, что ему для отчёта нужно просто километраж накатать, чтобы деньги из бюджета освоить. Решения по общ. транспорту спорное, если ты ездишь на машине, не тебе решать, как должен ходить транспорт. Это нормально, когда в часы пик интервал движения у автобусов ПАТП по 30 минут и через пару остановок от конечной люди с детьми не могут доехать разве то
Показать все комментарии (1)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.