Мэра и губернатора просят защитить малый и средний бизнес.
20 июня в городской «Точке кипения» состоялась первая региональная конференция омской розничной торговли.
По словам предпринимателей, развитие федеральных маркетплейсов убивает местную розничную торговлю: доля товарооборота маркетплейсов в структуре оборота региональной розничной торговли выросла с 30% в 2019 году (300 млрд рублей) до 70% в 2024 году (700 млрд рублей) и продолжает расти, то есть идет нерегулируемый передел розничного рынка. Этой теме – как вернуть покупателей с маркетплейсов в розницу – и была посвящена конференция.
ПРОВОЗИН
Председатель комитета по вопросам экономического развития Омского городского совета Алексей ПРОВОЗИН подчеркнул важность розничной торговли для городской экономики и пополнения городского бюджета:
– Маркетплейсы сегодня никак не урегулированы на законодательном уровне. У них есть минимальные ограничения – не распространять экстремистские материалы, не более.
Но мы-то живем не в абстракции, а реальном городе. Бюджет Омска, понятно, формируется из разных источников, причем поступлений, которые действительно целиком попадают именно в городскую бюджет, очень немного. Прежде всего это подоходный налог. Поэтому совершенно очевидно, что люди, высвобождающиеся с рынка труда, перестают платить подоходный налог, который является главным источником городского бюджета. Наша первостепенная задача — предотвращать возникновение безработицы. Несмотря на нехватку кадров на рынке, до сих пор женщине старше 45 лет без высшего образования сложно трудоустроиться. И здесь первостепенную роль играет розничная торговля: она обеспечивает работой огромное множество людей.
БАКЛАНОВА
Председатель Ассоциации экспертов управления человеческими ресурсами Ирина БАКЛАНОВА подсветила проблематику обеспеченности кадрами организаций розничной торговли и пути решения дефицита. По ее словам, сейчас на рынок труда выходит поколение Z – дети, рожденные в 1990-е. Разумеется, возникает конфликт отцов и детей: выходцы из Советского Союза – исполнительные, последовательные и трудолюбивые – пытаются найти общий язык с залюбленными в здоровом смысле молодыми людьми, которые не делают работу смыслом жизни (и «никому ничего не должны»), а озабочены самовыражением.
БАКЛАНОВА представила результаты опросов отечественного монополиста в вопросах наймаHeadHunter: 72% соискателей Сибири желают, чтобы их затраты покрывали расходы, 67% ждут уважительного отношения от начальства и хороших отношений в коллективе, 65% – положительных эмоций, а не стресса от работы, 57% – возможности соблюсти баланс между работой и личной жизнью, а 51% – стабильных, без задержек выплат заработанного:
– О чем нам говорит ответ про «зарплата покрывает затраты»? О том, что зарплатные ожидания у всех разные: все хотят денег, но не все хотят их много! Некоторые даже боятся больших денег. Есть люди, которые готовы работать за 45 или даже 25 тысяч. Учитывая всю изложенную информацию, создавайте именно такую атмосферу у себя и у вас не будет проблем с персоналом.
Эксперт рассказала о современных практиках найма – к примеру, работодатели платят премии тем, кто привел на работу своих друзей:
– Реферальная программа очень действенна: друга не приведут в организацию, за которую стыдно. И это заставляет вас повышать внутреннюю культуру бизнеса. К тому же это дешевый наем: вы не размещаете объявления, не платите поисковым сервисам, не тратите время на подбор. Друг отвечает за друга. Если человек приживается, вы через три месяца платите ему то, что потратили бы на размещение объявления, но зато получаете реально лояльного сотрудника. Активная рассылка по районам – Тевриз, Знаменка, Усть-Ишим и так далее тоже дает свои плоды. Работодатель снимает квартиру, куда заселяет несколько человек, которые пока готовы работать не за 150, а за 35 тысяч рублей в месяц без оплаты жилья. Они учатся трудиться, а проживая вместе, формируют коллектив. Вахтовый метод закрытия кадрового вопроса сейчас очень актуален. От вас требуется осознанное лидерство. Нужно уходить из пионерской парадигмы «будь готов, всегда готов» к «давай подумаем вместе, как сделать так, чтобы всем было хорошо».
ПАВЛЕНКО
Учредитель и директор по развитию ООО «Совместные решения», вице-президент Омского областного Союза предпринимателей Сергей ПАВЛЕНКО разложил по полочкам тему налогообложения розничной торговли, которая работает по упрощенной системе. Он напомнил про встречу бизнес-объединений с губернатором Омской области, которую подробно освещали «Коммерческие Вести»: на ней региональный министр финансов Вадим ЧЕЧЕНКО упоминал о семи миллиардах рублей выпадающих для бюджета доходов из-за льгот по упрощенке. При этом в отличие от других регионов, где подобных поблажек нет, взрывного роста предпринимательства у нас не наблюдается. Поэтому, рассудил ПАВЛЕНКО, следует предоставить очень серьезные аргументы для того, чтобы пролоббировать нужное решение.
КОВИН
С альтернативной идеей – размещаться представителям омской розницы на маркетплейсе Kupi_Kupi, выросшем из кешбэк-сервиса – выступил его учредитель, генеральный директор ООО «КУПИ» Виктор КОВИН. Причем опубликоваться там можно пока бесплатно, за отдельную плату можно заказать команде оформление объявлений. Схема торговли соответствует маркетплейсу: продавец демонстрирует товар, покупатель оплачивает его онлайн или бронирует, а затем банально приезжает в омский магазин и забирает вещь. Помимо этого, потребителю начисляются бонусы, которые он может потратить в другой торговой точке, подключенной к сервису, или вывести их живыми деньгами на свою банковскую карту.
КОВИН рассказал личную историю: ему требовалось обновить фильтр для питьевой воды, он вручную объездил несколько торговых центров, но не нашел нужную ему модель – пришлось выбирать на маркетплейсе. Спустя несколько дней он увидел желанный фильтр в одном из омских магазинов, причем дешевле, чем тот, который пришел в пункт выдачи заказов. КОВИН уверил, что его Kupi_Kupi позволит свести воедино товары из местной розницы и омичи смогут заказывать нужные им запчасти, посуду, одежду и прочее домой или оформлять самовывоз.
Обращение
По результатам конференции более ста участников подписали обращение к губернатору Омской области Виталию ХОЦЕНКО и мэру Омска Сергею ШЕЛЕСТУ с конкретными предложениями по сохранению и развитию омской розницы.
Во-первых, предприниматели просят содействовать внедрению в регионе регионального торгового маркетплейса Kupi_Kupi, чья текущая готовность составляет выше 50%.
Во-вторых, сохранить розничную торговлю в структуре пролонгируемых видов пониженных ставок УСН (причем предложено три компромиссных варианта – установить 3% УСН от оборота; ввести дифференцированную ставку налогообложения от объемов оборота розничной торговли с порогом 60 млн рублей; установить 5% по системе доходы-расходы).
В-третьих, усилить контроль за соблюдением всех требований к качеству (выполнение гарантийных требований к приобретаемому товару) и процедурным правилам (прежде всего использованию онлайн-касс) передвижной (ярмарочной) торговли. В-четвертых, предприниматели попросили мэра и губернатора выйти с законодательной инициативой в Государственную думу РФ с предложением внести изменения в 131-й ФЗ в части передачи полномочий органам местного самоуправления по регулированию времени работы объектов розничной торговли и правил распродаж.
Последнюю инициативу внес Алексей ПРОВОЗИН, предложив ориентироваться на мировую практику взаимодействиями с международными и федеральными торговыми сетями: муниципалитеты определяют время работы гигантов рынка и объемы проводимых их распродаж, ориентируясь на поддержку малого бизнеса. К примеру, если обязать корпорации закрываться после восьми вечера, то жители неизбежно пойдут поздним вечером за покупками в местный ритейл. Также можно установить правила не торговать по желтым ценникам, чтобы соблюсти паритет на рынке. При таком раскладе корпорации не задавливают малый бизнес, который платит земельный и имущественный налог в казну своего города – в отличие от сетей, зарегистрированных в других регионах.
«Статистика покупательской активности по стране говорит о том, что выше 70% современных покупателей регулярно закрывает свои потребности за счет маркетплейсов. Принимая во внимание учтенный объем розничного товарооборота в размере 400 млрд рублей, текущий объем розничного рынка Омской области превышает 1 трлн рублей, из которых 60-70% товаров реализуют нерезиденты Омской области.
За последние годы произошло существенное изменение рынка торговли в сторону электронной коммерции и снижение доли офлайн-торговли. Это подтверждают и данные Ассоциации компаний интернет-торговли, в соответствии с которыми объем продаж в е-commerce по Омской области по итогам первого полугодия 2023 года увеличился на 9,4% до 23,7 млрд руб. Только по Wildberries в первом полугодии 2023 года покупки Омской области увеличились на 141%.
Увеличение доли маркетплейсов – это возрастающее количество омских покупателей, которые не пришли и главное уже не придут в омскую розницу. Текущий процесс деградации омской торговли мы сегодня видим и по динамике статистике потребительского рынка Омска, и пустующим (по сравнению с допандемийным периодом) омским торговым комплексам.
Меняется структура торговли в регионах: с увеличением сектора маркетплейсов снижается доли местной торговли, что негативно сказывается в конечном итоге на сокращении налогооблагаемой базы региона, увеличении оттока регионального капитала, покупательной способности населения, сокращении собственных инвестиций малого и среднего бизнеса», – говорится в обращении.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 26 июня 2024 года.