«PROАвто» — автомобильная колонка «Коммерческих вестей».
— В этот раз поговорим о наиболее востребованных сегментах на российском и омском рынке автомобилей с пробегом.
Тренд первый: за первое полугодие 2024-го продажи китайских автомобилей с пробегом значительно выросли. Мы уже привыкли к новым китайским автомобилям и даже стали разбираться в представленных брендах, но ранее на китайцев с пробегом спрос был незначительный. Сейчас особенно востребованы именно свежие китайцы 2015-2020 годов выпуска – некоторые классифайды говорят о том, что спрос даже удвоился! В том числе усилился и спрос на китайцев 2010-2015 годов выпуска.
Востребованность китайских автомобилей с пробегом очевидно выросла по причине массовой популяризации автопрома Поднебесной. Россияне, в том числе омичи, за последние полтора года довольно близко познакомились со многими китайскими брендами, изучили их и убедились в наличии некоторых достоинств – благо дилеры всегда могут предложить неплохой спектр моделей на выбор, развивают маркетинг, рекламу и сервис. И если людям не доступен китайский новый автопром, то они уже без всяких предубеждений рассматривают авто с пробегом, тем более что они стоят дешевле схожих корейцев или европейцев.
Да, сказалась и обильная реклама, и в целом переориентация дилерских центров на эту группу: сейчас свежего китайца можно обслуживать не в одном дилерском центре на город, как это было два года назад, а в четырех сразу. Соответственно, благодаря возникшей конкуренции, цены снижаются. Да и сервисники уже стали разбираться в китайских машинах, тем более что те доказали и надежность «железа», и комфорт в эксплуатации. Ситуация с запчастями значительно улучшилась – они потоком идут в Россию, без задержек, без монополии на рынке. То есть китайские запчасти стали и дешевле, и доступнее, и качественнее – их даже ставят на японские авто.
Поэтому мы наблюдаем явную экспансию китайского автопрома и на рынке автомобилей с пробегом. Это происходит по объективным причинам: они действительно дешевле и в приобретении, и в обслуживании, при этом достаточно надежные. Разумеется, на это влияет и проблема с ввозом корейских автомобилей, проблема со старением корейского автопарка, проблема с отсутствием запчастей и удорожанием сервиса. С европейцами примерно та же ситуация.
Еще один востребованный сегмент на рынке б/у автомобилей – так называемая праворульная беспробежка из Японии, преимущественно кей-кары. Дело в том, что Япония запретила ввоз в Россию автомобилей с объемом двигателя свыше 1,9 литра, поэтому в страну хлынули маленькие, аккуратненькие авто с низким расходом бензина. Год назад спрос на них был очень высокий, но сейчас немного снизился, поскольку любители классических японцев не будут менять свои крупные кузова на кей-кары. Эта ниша ограничена и уже перенасыщена – все, кто хотел себе маленького японца, уже его купил. Так что беспробежная Япония не растет, но доля продаж и заказов по-прежнему высока. Плюс еще доллар снижается, то есть везти сейчас японский кей-кар под заказ будет немного дешевле, чем купить у реселлера привезенную этой зимой-весной машину.
Следующий сегмент – «миллионный», последний на рынке автомобилей с пробегом, который доступен в массовом сегменте к продаже в кредит или без, – дальше наступает вотчина дилерских новых автомобилей, китайских и российских. Раньше здесь были кроссоверы со средней ценой 1,5 млн рублей, а теперь выбились в лидеры корейские-немецкие-французские автомобили B и C класса. Kia Rio, Hyundai Solaris, Renault Logan, Volkswagen Polo пользуются высоким спросом – их ищут, на них охотятся. Что интересно, другие автомобили даже похожих классов, похожих комплектаций (а те же французы даже дешевле – по 700-800 тысяч рублей) так не популярны. Это можно понять: указанные модели зарекомендовали себя в отечественных таксопарках, в личном пользовании многих россиян, как крепкие автомобили с понятным сервисом (хоть запчасти к ним и сильно подорожали), недорогие и стабильные в эксплуатации. В Омске их уже не осталось, в других регионах очень мало. Автомобили 2012-2013 года продаются за 1,1-1,2 млн рублей и выше! Так что основной фокус в этом сегменте – здоровая уверенность в автомобиле и низкие годовые расходы на его обслуживание, а не разрекламированность бренда или даже цена.
Если брать автомобили с пробегом стоимостью 1-1,5 млн рублей, то здесь мы выходим на популярность кроссоверов корейской группы 2007-2013 годов выпуска. Здесь популярны Hyundai Tucson, Hyundai Santa Fe, Kia Sportage и так далее. Их тоже уже мало – спрос значительно превышает предложение. Те, у кого есть суммы посерьезнее или возможность взять автокредит, смотрят уже на новых китайцев с программами поддержки. Те, у кого эти машины есть в хорошем состоянии, совершенно не спешат их продавать. Люди согласны приобрести даже Toyota RAV4 в старом кузове 2007-2008 года выпуска за 1,3-1,5 млн рублей!
В целом в Омске однозначно наблюдается острая нехватка предложений автомобилей с пробегом. Те, что появляются в свободном доступе, либо очень дороги, либо в спорном состоянии. Выбор для автовладельца очень тяжел: надо постоянно мониторить рынок и пытаться успеть поймать хороший вариант, а для этого необходимо разбираться в автомобилях или прибегать к услугам диагноста (осмотрщика) – далеко не все автомобили хороши так же внутри, как снаружи. Надежней, конечно, приобретать машину в салоне – там тоже есть возможность торговаться, взять кредит, оформить трейд-ин или гарантию.
Однако я дам общие рекомендации по приобретению автомобиля – они подойдут для покупки как у физлица, так и в салоне. Во-первых, нельзя ни в коем случае реагировать на подозрительно низкую цену. Все продавцы ориентируются в стоимости на рынке, поэтому вас однозначно ждет неприятный сюрприз, если машина выставляется с существенной скидкой или изначально по низкой цене, особенно в случае с салоном. Во-вторых, разумеется, изучайте всевозможные отчеты по автомобилю, благо прозрачность современных сделок это позволяет: у любой машины есть вин-код, который вам обязательно должен предоставить продавец (или он должен быть в классифайде), а также обзоры проверок (Автокод, Автотека и т. д.). Если вам отказывают в этой информации, советую отказаться от покупки в данном месте.
Третий важный пункт: обязательно проверяйте наличие нужного вам авто на складе (если это салон) и доступность вин-кода на него, если вы не заказываете машину с доставкой из другой страны. Четвертое: не должно быть колебаний в цене. Как физические лица могут ставить одну стоимость автомобиля сегодня, а завтра другую, так и в салонах цена в кредит способна отличаться от стоимости в наличных. Так не должно быть! Цена не может претерпевать резкие изменения за короткий срок и сильно отличаться от вида оплаты.
Если собираетесь взять новую для себя марку, обязательно предварительно изучите доступность на рынке запчастей. На форумах, на специальных сайтах можно посмотреть и сравнить стоимость, оценить возможность заменяемости, покупки альтернатив. Например, для немецкой группы автомобилей запчасти очень сильно подорожали, да и на складах они практически отсутствуют, то есть срок ожидания серьезно затянется.
Планируя взять автокредит, предварительно проанализируйте ставки в разных банках, сравните с потребкредитами, оцените срок и условия выплат, ежемесячный платеж, чтобы избежать сюрпризов, когда вам в салоне предложат варианты с массой подводных камней. И конечно, самое главное – читайте отзывы на модели, на автосалоны, истории покупок и оценки качества обслуживания, информации в отзовиках достаточно, чтобы точно знать, куда ехать или не ехать за авто.
Машин с пробегом в стране становится все меньше (поскольку новые не завозятся), снижения цен не предвидится, так что не откладывайте покупку или обмен авто, спрос только растет.
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 10 июля 2024 года.
Фото из архива Ивана БЕЛАНОВА.