Бизнес-омбудсмен Омской области обратился к мэру города с предложением создать рабочую группу и обсудить, как бизнесу все-таки убирать свои (не свои?) территории.
И. о. Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области Юрий ГЕРАСИМЕНКО обратился к мэру Омска Сергею ШЕЛЕСТУ по поводу муниципального правового акта, благодаря которому «кардинально изменяются правила уборки и содержания территории общего пользования, непосредственно примыкающей к границам зданий, строений, сооружений, к ограждениям территорий, занимаемых строительными площадками, объектам торговли и услуг, конструкциям для размещения рекламных изображений и иным объектам недвижимости». Речь идет о принятых 17 июля Омским городским советом изменениях в решение № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска».
ГЕРАСИМЕНКО обращает внимание, что 21 июня на тему внесения этих изменений были проведены публичные слушания, а 5 июля состоялось заседание рабочей группы по его итогам, но «в нарушение действующего законодательства и сложившейся практики на эти важные публичные мероприятия, затрагивающие широкий круг субъектов предпринимательской деятельности, региональный институт бизнес-защиты приглашен не был».
Бизнес-омбудсмен подчеркивает, что новые требования в сфере благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска вызвали бурную реакцию в предпринимательской среде. Об этом неоднократно писали «Коммерческие Вести». Так, согласно новым правилам, собственники нежилых помещений в МКД – юридические лица – должны будут убирать 10-метровую зону вдоль фасадов дома, где находится их имущество. Владельцев нежилых зданий и сооружений документ обязывает содержать 20-метровую территорию вокруг их объектов, а крупные торговые центры – 50-метровую. Собственники земельных участков, не имеющих ограждения, должны убирать территорию в их границах, а если ограда установлена, то предлагается увеличить зону уборки на 20 метров от ограждения. Также предусматривается уборка территорий, прилегающих к инженерным сооружениям, объектам транспортной инфраструктуры, в том числе к ЛЭП. Для обслуживания трамвайных путей утверждена зона уборки – до бордюра проезжей части.
– Для нормальной уборки города требуется качественное функционирование, а главное – финансирование Управления дорожного хозяйства и благоустройства города Омска. Для этого сегодня необходимо ориентировочно 17 млрд рублей. Требуется дополнительно 2100 сотрудников. Техника изнашивается. Бюджет, как мы видим, не выделяется. Корень проблемы в том, что у города нет возможности убирать его своими силами, и постановлением предлагается переложить эту обязанность, этот бюджет как в части оборудования, так и в части финансирования фонда заработной платы на предпринимателей, – сетовал на публичных слушаниях президент РОО «Омский областной союз предпринимателей» Илья НИКОЛИН.
Непосредственно на пленарном заседании, на котором были приняты внесения изменений в правила благоустройства, депутат Сергей ДРОЗДОВ возмущался, что при уборке в зимнее время территорий, прилегающих к многоквартирным домам, юрлиц теперь обязывают чистить тротуары, пешеходные дорожки и внутриквартальные проезды от выпавшего снега, снежно-ледяных образований с применением противогололедных материалов. Он выразил опасения, что управляющие компании воспользуются ситуацией и переложат свои обязанности на предпринимателей.
– Кроме того, – поясняет в обращении к мэру ГЕРАСИМЕНКО, – новая редакция правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска содержит большое количество бланкетных норм, механизм реализации которых определен в том числе и Законом Омской области от 10.12.2018 Nº 2119-03 «О порядке определения органами местного самоуправления Омской области границ прилегающих территорий.
Так, упомянутым законом регламентировано несколько способов установления границ прилегающей территории: путем определения в метрах расстояния от внутренней части границы прилегающей территории до внешней части границы или соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между органом местного самоуправления муниципального образования Омской области и собственником и/или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом. Во втором случае приложением к соглашению будет являться карта-схема, а в правилах благоустройства должен быть определен порядок заключения соглашений, подготовки и рассмотрения карт-схем, систематизации карт-схем, а также использования сведений, содержащихся в картах-схемах, в контрольных мероприятиях (в правилах благоустройства города Омска такая территория именуется «закрепленной»).
– Установленный правовой режим ожидаемо увеличит количество спорных ситуаций, допускающих произвольное его толкование и широкое усмотрение со стороны муниципальных контролирующих органов, – предупреждает ГЕРАСИМЕНКО.
На юридических лиц возлагается ответственность за нарушение требований благоустройства, выразившееся, к примеру, в осуществлении действий, бездействия, препятствующих проведению работ по уборке снега и/или снежно-ледяных образований с проездов, включая межквартальные и внутриквартальные проезды, в виде административного штрафа от 20 тысяч до 40 тысяч рублей. За повторное в течение года совершение административного правонарушения – штраф от 40 тысяч до 200 тысяч рублей. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний органов местного самоуправления Омской области, осуществляющих контроль за соблюдением и исполнением юридическими лицами правил благоустройства, – штраф от 5 тысяч до 30 тысяч рублей.
ГЕРАСИМЕНКО предложил создать специальную рабочую группу по рассмотрению спорных вопросов реализации решения Омского городского Совета от 17.07.2024, включить в ее состав должностных лиц муниципальных контролирующих органов, непосредственно Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Омской области, представителей бизнес-объединений, а также иных заинтересованных лиц:
— Основными направлениями деятельности рабочей группы должно стать обеспечение чистоты и порядка на территории города Омска, а не стремление пополнить муниципальный бюджет путем ужесточения административного давления на субъекты хозяйствующей деятельности, оформление материалов рабочей группы в форме документов, имеющих императивный характер для муниципальных административно-юрисдикционных органов по контролю за соблюдением правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска.
В конце обращения бизнес-омбудсмен напомнил:
— В Администрации города Омска уже имелись успешные примеры деятельности аналогичных рабочих групп, рассматривающие проблемные вопросы в различных сферах жизнедеятельности города Омска. Так, например, в течение 2015-2016 годов, благодаря консолидированным усилиям было упорядочено размещение нескольких тысяч нестационарных торговых объектов.
Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 14 августа 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ