Все рубрики
В Омске четверг, 21 Ноября
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,2192    € 105,8090

Газпромбанк насильственно удалил омичей из учредителей концессионера «Северного обхода Омска», но они сопротивляются (подробности)

8 сентября 2024 16:45
5
4575

«Дочка»ГПБ, в свою очередь, вышла из участников концессионера по строительству моста через Омь. 

Тридцатого августа, по данным ЕГРЮЛ, из состава учредителей ООО «ИнфраГЧП-А» – концессионера «Северного обхода Омска» – исключено ООО «Омская концессионная компания». Теперь все 100% концессионера принадлежат ООО «ГПБ-Инфраструктурный холдинг» (ранее называлось ООО «Инфраструктура ГЧП»), подконтрольному Газпромбанку.  Омичи ожесточенно, но пока тщетно пытаются сопротивляться. Между тем Президент Владимир ПУТИН на Восточном экономическом форуме заявил, что обходу. а значит, и его финансированию, быть.

«Северный обход»

Напомним, что 13 сентября 2022 года в Москве Газпромбанк (ГПБ) и правительство Омской области в лице регионального Министерства транспорта и дорожного хозяйства подписали концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильной дороги «Северный обход Омска». Подписи под документом поставили заместитель председателя правления банка Алексей БЕЛОУС и губернатор Омской области Александр БУРКОВ.

Как было сказано тогда в пресс-релизе Газпромбанка:

— Речь идет о строительстве четырехполосной трассы протяженностью 62,6 км, которая свяжет два направления: «Омск – Тюмень» (федеральная автодорога 1Р-402) и «Омск – Новосибирск» (федеральная автодорога Р-254 «Иртыш»). В рамках проекта запланировано сооружение мостовых переходов через реки Иртыш и Омь и более 10 путепроводов. Сделка будет структурирована на принципах концессии. При этом концессионером выступит компания «ИнфраГЧП-А», а концедентом – Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области.

Общие капитальные затраты оцениваются в 63,2 млрд рублей и финансируются капитальным грантом в размере 34,8 млрд рублей (предполагается обратиться за поддержкой за счет средств федерального бюджета в размере 30,9 млрд рублей; региональный капитальный грант планируется в объеме 3,9 млрд рублей); а также кредитными средствами Газпромбанка на сумму 19,5 млрд.

После чего начали активно протестовать жители Омского района, заявив, что намеченная дорога проходит по обширному зеленому массиву Подгородского лесхоза. В итоге 1 июня 2023 года ТАСС сообщил, что Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области утвердило иной вариант прохождения «Северного обхода», из-за чего тот станет длиннее почти на семь процентов. А значит, и дороже.

10 августа 2023 года вышло распоряжение правительства Омской области N 170-рп «Об изменении существенных условий концессионного соглашения в отношении проектирования, строительства и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги "Северный обход г. Омска», которое подписал врио губернатора Омской области Виталий ХОЦЕНКО. Здесь было сказано о длине не более 67 км, двух мостах, не более 21 штуки путепроводов и пяти транспортных развязок в разных уровнях.

15 ноября 2023 года в Москве состоялась встреча первого вице-президента Газпромбанка Павла БРУССЕРА и губернатора Омской области Виталия ХОЦЕНКО (см. главное фото в самом верху). Речь шла и о Северном обходе.

— Скоро с нашим участием начнется возведение Северного обхода города Омска, – отметил тогда Павел БРУССЕР

14 февраля 2024 года министр строительства Омской области Александр РАШКО подписал приказ «Об утверждении проекта планировки, проекта межевания территории линейного объекта регионального значения «Строительство автомобильной дороги «Северный обход г. Омска», утверждающий основную часть проекта планировки и основную часть проекта межевания.

«ИнфраГЧП-А»

У концессионера «Северного обхода» – ООО «ИнфраГЧП-А» было два учредителя с равными долями по 50 % – ООО «Омская концессионная компания» и ООО «Инфраструктура ГЧП».

С момента регистрации – марта 2022 года – единственным собственником «Омской концессионной компании» был генеральный директор Геворг АКОПЯН. Но 21 апреля 2023 года он уменьшил свою долю до 92,5%. У компании появились три новых владельца – у каждого по 2,5%: это Татьяна РЯБИНИНА, Маргарита ЕГОРОВА и Сергей БАННИКОВ – гендиректор ООО ФК «Инвеста» и ООО «Инвеста-Тула», которые в 2019-2020 годах заявлялись с проектом платного моста через Омку.

6 октября 2022 года (в редакции допсоглашения от 3 февраля 2023 года) оба учредителя ООО «ИнфраГЧП-А» подписали с Газпромбанком (залогодержателем) договоры залога своих 50%-х долей в уставном капитале в обеспечение надлежащего исполнения ООО «ИнфраГЧП-А» обязательств перед  банком по договорам о банковской гарантии и об открытии кредитной линии.

Банк-гарант по письменному заявлению принципала («ИнфраГЧП-А») обязался выдать в пользу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Омской области, именуемого в дальнейшем «бенефициар», банковскую гарантию на сумму 50 млн российских рублей со сроком действия по 30 июня 2024 года (включительно) «для обеспечения исполнения обязательств принципала по компенсации бенефициару причиненного ущерба в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением принципалом концессионного соглашения на этапе создания объекта».

Что касается условий кредитного договора: лимит кредитной линии составил 1,57 млрд рублей под ключевую ставку ЦБ плюс 4% со сроком до 28 июня 2024 года.

Кредит должен был использоваться заемщиком на финансирование:

– затрат на разработку проектной документации;

– расходов на содержание деятельности заемщика;

– расходов на проектный аудит и мониторинг проектно-изыскательских работ;

– затрат на оплату соглашения о финансовом консультировании;

– затрат на оплату услуг юридического консультанта и технического консультанта;

– расходов на разработку ПСД по договору генерального подряда.

Газпромбанк

В договоре с Газпромбанком было забито, что  «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком/принципалом (залогодателем) обязательств по кредитному договору/договору гарантии, а также в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 351 ГК РФ, залогодержатель вправе по своему выбору обратиться в суд с иском об обращении взыскания на предмет залога либо обратить взыскание на предмет залога без обращения в суд (во внесудебном порядке)» – через нотариуса.

5 августа 2024 года Омская концессионная компания получила от одного из московских нотариусов уведомление с требованием в течение 7 дней исполнить обязательства, обеспеченного залогом по договорам о банковской гарантии и об открытии кредитной линии.

6 августа Омская концессионная компания обратилась в арбитражный суд Омской области  с заявлением о принятии предварительных обеспечительных мер в виде приостановления обращения взыскания и реализации доли ООО «ОКК» в уставном капитале ООО «ИнфраГЧП-А» до рассмотрения искового заявления ОКК к «Газпромбанк» о прекращении обращения взыскания во внесудебном порядке.

6 августа, в этот же день, ОКК подало иск к Газпромбанку в Арбитражный суд города Москвы. В качестве третьих лиц были привлечены к участию в деле ООО «ГПБ-Инфраструктурный холдинг» и ООО «ИнфраГЧП-А».

7 августа Арбитражный суд Омской области удовлетворил заявление ОКК о принятии предварительных обеспечительных мер. Как заявили омичи, Газпромбанк  «намеренно способствовал нарушению обязательств концессионером по кредитному договору с целью обращения взыскания на предмет залога, а именно: необоснованно нарушал ранее достигнутые с участниками проекта договоренности относительно его финансовой структуры; злоупотребил правами кредитора по кредитному договору; блокировал принятие корпоративных решений в концессионере относительно поиска источников финансирования для погашения задолженности по кредитному договору».

21 августа Арбитражный суд города Москвы отменил предварительные обеспечительные меры, принятые Арбитражным судом Омской области. На это решение повлияли предоставленные Газпромбанком:

– встречное обеспечение в виде внесения 2,5 млн руб. на депозит суда в целях покрытия возможных убытков, связанных с удовлетворением ходатайства банка об отмене предварительных обеспечительных мер;

– дополнительное встречное обеспечение в виде «независимой гарантии, выданной ООО «ГПБ-Инфраструктурный холдинг» (Гарант), принципал – Банк ГПБ (АО), бенефициар – ООО «Омская концессионная компания», сумма гарантии – 64 млн руб., выплата гарантом бенефициару осуществляется в случае причинения бенефициару убытков в связи с удовлетворением ходатайства принципала об отмене предварительных обеспечительных мер.

19 августа в Арбитражный суд города Москвы поступил второй иск ОКК к Газпромбанку «о признании». Пока неясно о чем идет речь, но к третьим лицам добавилось Министерство транспорта и дорожного хозяйства Омской области. В рамках этого дела тоже было подано ходатайство«о принятии обеспечительных мер в виде запрещения нотариусам совершать исполнительную надпись на договоре залога доли в уставном капитале».

В обоснование Омская концессионная компания  сослалась на утрату ею «корпоративного влияния на принимаемые концессионером решения при реализации проекта, что может привести к убыткам истца, а также к возможной упущенной выгоде».

29 августа Арбитражный суд города Москвы отказал омичам в этом ходатайстве.

30 августа из учредителей ООО «ИнфраГЧП-А» официально исключено ООО «Омская концессионная компания»: все 100% концессионера отныне принадлежат  столичному ООО «ГПБ-Инфраструктурный холдинг».

Следующим шагом, надо полагать, должна стать смена генерального директора, которым пока еще числится омич Андрей ХАФИЗОВ, до этого назначения работавший председателем профсоюзной организации Казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Омской области».

Мост через Омь

Интересно, что Андрей ХАФИЗОВ параллельно возглавляет ООО «ИФР-Омь». Именно эта фирма будет строить платный мост через реку Омь. Она стала единственной, кто принял участие в торгах на право заключения концессионного соглашения по его проектированию, строительству и эксплуатации (впрочем она же была и инициатором этой концессии).

8 февраля 2024 года был подписан протокол итогов торгов.

15 февраля Газпромбанк официально заявил на своем сайте:

— Подведены итоги приема заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении проекта создания автомобильной дороги от ул. Раздольной до ул. 1-й Заречной с мостовым переходом через реку Омь в Омске.

Решением конкурсной комиссии рекомендовано заключить концессионное соглашение с ООО «ИФР-Омь» – специальной проектной компанией, созданной Газпромбанком как инфраструктурным #МЕГАИГРОКом и ГК «Стройтраст».

С учетом планов развития Омска и прилегающих территорий четырехполосный автомобильный мост станет важной частью опорной транспортной системы города и позволит соединить жилые и промышленные зоны Центрального и Октябрьского округов Омска. Прогнозная интенсивность трафика к 2035 году превысит 14 тысяч транспортных средств в сутки.

Условиями проекта предполагается, что создание нового моста займет не более 3 лет с момента заключения концессионного соглашения.

Но почему-то лишь 7 марта было подписано распоряжение правительства Омской области № 25-рп  "О заключении концессионного соглашения в отношении проектирования, строительства и эксплуатации автомобильной дороги от ул. Раздольной до ул. 1-я Заречная с мостовым переходом через р. Омь в г. Омске с платным участком". Срок концессии – 49 лет, капитальный грант – 300 млн руб.

И вот здесь произошли очень странные события.

Изначально 50% ООО «ИФР-Омь» принадлежали «Омской концессионной компании-М» с гендиректором и единственным владельцем Геворгом АКОПЯНОМ, а другие 50% – ООО «Инфраструктура ГЧП», учредителями которой в свою очередь являются ООО «Финпроект» и ООО «Новые финансовые технологии», бенефициар обоих – Газпромбанк.

Однако 29 марта 2024 года газпромбанковское ООО «Инфраструктура ГЧП» вышло из состава учредителей ООО «ИФР-Омь». Его заменил Арман АКОПЯН (на фото в очках), брат Геворга, генеральный директор и владелец ООО «Стройтраст», отремонтировавшего в Омске Ленинградский мост за 1,9 млрд руб. и выигравшего право ремонта  моста имени 60-летия ВЛКСМ за 2,74 млрд руб.

Ранее статья была доступна в полном виде только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 4 сентября 2024 года.

Фото © правительственный портал «Омская губерния» и Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
омскому 12 сентября 2024 в 17:14:
ага ага...вахту привезут)))омичи будут строить)))))не смешите
hant5562 12 сентября 2024 в 16:15:
куда не кинь, везде уши Николы Пашиняна
Иван 9 сентября 2024 в 08:57:
Разница очень большая во-первых концессия 49 лет, во-вторых возьмите М-12, состоит из множества участков в концессии у разных лиц, на некоторых даже ФАС не имеет отношение к регулированию цен. Также и здесь, у дойной коровы не хватает сосков для всех желающих доить
Арина 8 сентября 2024 в 20:20:
Какая нам разница, главное пусть строят
Омский 8 сентября 2024 в 19:23:
Сомневаюсь, что все так запутанно в этой истории. Омичи или нет, а строить северный обход нужно, там они же и будут на подряде работать
Показать все комментарии (5)

Ваш комментарий


Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.