Кейсы: как становятся настоящими юристами.
Продолжаем публикацию выступлений в Омске на октябрьском юридическом форуме Lexfort Litigation Forum, приуроченный к 20-летию юридической компании «Лексфорт».
Вячеслав ФЕОКТИСТОВ, управляющий партнер адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры»: «Одному создать адвокатское бюро очень сложно да и не интересно, потому что синергетический эффект партнеров возникает, когда вы абсолютно разные и друг друга дополняете»:
— Я окончил Саратовскую государственную академию права в 1999 году, в 2000-м поступил в налоговую полицию на позицию следователя. А в 2003 году появился указ президента о ликвидации нашей службы – мне государство достаточно рано объяснило, что нужно все-таки работать на себя. После этого началась история моей адвокатуры, я сознательно не размывал практику, сконцентрировавшись на уголовке, экономических и должностных преступлениях. Это очень интересно, потому что каждый кейс уникален: сегодня это нефтянка, завтра электроэнергетика, позавчера, допустим, я представлял в кассации крупного сельхозпроизводителя. Мне нравится выходить в поля, в цеха, разбираться от и до в производственном процессе своего доверителя.
Наш офис в столице – московский юридический рынок очень разношерстный. В регионе все прозрачно, и если ты плохо делаешь свое дело, твоя репутация складывается в момент. В Москве никто никого не знает, потому что там огромное количество людей и идет бесконечная ротация – приезжают из регионов, возвращаются из других стран. Очень частая ошибка многих юристов, которые перебираются в столицу, вливать деньги в рекламу, в маркетинг. В уголовке тебя рекомендуют старые довольные клиенты и коллеги из межотраслевых практик, у которых нет уголовного направления.
Первоначально я попал в кондовую классическую советскую адвокатуру, и мне это очень сильно не понравилось. Потом начал ходить на профессиональные конференции и познакомился с Андреем КАРЕЛЬСКИМ, который пригласил меня в свою команду адвокатского бюро КИАП. Именно там ко мне пришло осознание, как надо делать бизнес. Одному создать адвокатское бюро очень сложно, да и не интересно, потому что синергетический эффект партнеров возникает, когда вы абсолютно разные и друг друга дополняете. У меня такой партнер есть – Руслан ДОЛОТОВ. Я практикующий адвокат, а он ортодоксальный преподаватель, с которым мы работаем с 2016 года.
Основная задача работодателя – правильно выстроить HR-процесс, то есть нанять правильных людей и делегировать им работу по кейсам. Самая большая ошибка – набрать всех, кто тебе понравился на собеседовании, а потом бегать за ними, контролировать, убеждать, что нужно поработать. Для нас приоритетны честность, потому что в нашем бизнесе очень важно доверие, интеллект и вовлеченность. Мы недавно расстались с гениальным юристом и очень эрудированным парнем, который не был вовлечен в интереснейший кейс: центральный аппарат ФСБ расследовал дело по свопам на Московской товарной бирже. К сожалению, если человек не горит, ничего вы с этим не сделаете. У нас, наоборот, есть self-made ребята, которые берут 80% упорства и 20% таланта.
Мы не так давно отбирали среди четырех выпускников МГУ с красными дипломами, и у нас сложилось однозначное мнение, что сейчас наймем уникального мальчика – он отлично продал себя на собеседовании. Дали ему подготовить процессуальные документы по живому, конкретному кейсу, а он их написал просто безобразно. Или к нам просился прокурор управления по надзору за следствием Генеральной прокуратуры РФ. Он с позиции авторитета был уверен, что его точно возьмут, а он выполнил задание хуже всех, даже вчерашних студентов. В итоге мы взяли двух скромных девочек, которые отлично справляются с работой и по сей день.
Также мы организовывали интересные moot court – студенческие игровые процессы. К нам заявлялась 81 команда из 27 российских городов. У нас судили Антон ИВАНОВ (председатель Высшего арбитражного суда Российской Федерации с 26 января 2005 года по 6 августа 2014-го), Анатолий ТОЛКАЧЕНКО (с 2012 года заместитель председателя Верховного Суда РФ по уголовным делам), Владимир ИСАКОВ (бывший председатель Совета Республики Верховного Совета РСФСР, бывший вице-президент Торгово-промышленной палаты России по правовым вопросам), Павел ЯНИ (почетный работник прокуратуры РФ) и другие звезды юриспруденции. Отобрали по итогам мальчика-интроверта – уникально пишет, работоспособность дикая. Пригласили его на работу – оказалось, он уже где-то пишет описи, причем бесплатно. Представляете? Кто-то ведь его не разглядел и забивал гвозди микроскопом! Сейчас он работает у нас адвокатом более трех с половиной лет, недавно сломал очень громкое дело в Чебоксарах.
Никита КОРОТКОВ, директор по правовому обеспечению ООО «Теплогенерирующий комплекс»: «Пришлось столкнуться и с попытками рейдерских захватов, никто не гнушался способами административного, экономического давления»:
— В 1995 году, на пятом курсе, находясь на преддипломной практике в Центральном суде, я узнал, что в компании ООО «Электротехнический комплекс» есть вакансии, на которые готовы взять буквально начинающих юристов. Говорят, что, однажды попав в энергетику, оттуда невозможно вернуться… Так со мной и получилось. В 1998 году я уже стал начальником юридического отдела компании, в 1999-м – руководителем департамента «Омскэнерго».
В конце 1990-х началось реформирование энергетики, и в 2001 году часть топ-менеджеров «Омскэнерго» решила уйти и организовать собственную компанию, предложив мне поучаствовать. Мы создали открытое акционерное общество «Электротехнический комплекс», приобрели на торгах котельную, ряд электроэнергетического оборудования, посредством которого осуществлялось электроснабжение «Омскводоканала». Понятно, никто не одобрял появление на омском рынке конкурента, приходилось спорить и с бывшими коллегами, и с вышестоящими организациями. Пришлось столкнуться и с попытками рейдерских захватов, никто не гнушался способами административного, экономического давления, но нам благополучно удалось избежать проблем.
Круг вопросов, которые решаются в нашей сфере, достаточно велик. Помимо вопросов энергетики, взыскания задолженности, различных споров, касающихся имущественных отношений, обязательств, закупок, государственного регулирования, есть много внутренних: трудовые правоотношения, налоги, все, что связано с хозяйственной деятельностью предприятия. В юридическом консалтинге проще: когда нужен специалист определенного профиля, его можно привлечь со стороны. А когда на предприятии есть юридический штат, приходится крутиться, постоянно узнавая новое...
Нам, конечно, проще взять начинающего юриста, студента и уже подготовить его самим. Потому что как таковое энергетическое право на академическом поприще появилось только несколько лет назад. И то его преподают только в Московском, в Санкт-Петербургском государственных университетах, да я читаю лекции последние пару лет в нашем Сибирском юридическом.
Евгения ЕРМОЛАЕВА, заместитель директора департамента правового обеспечения и муниципальной службы администрации города Омска: «Представляю интересы структурных подразделений, где речь идет о взыскании довольно-таки больших сумм по нацпроектам»:
— Я окончила с красным дипломом Омскую академию МВД, проходила практику в следственных органах, которые мне оказались не совсем интересны, в органах прокуратуры, попыталась поработать помощником в юридической компании в сфере судебной направленности – именно это мне и подошло. Моим первым местом работы было муниципальное транспортное предприятие, где я занималась проработкой его хозяйственной деятельности, оформлением трудовых отношений, вопросами дисциплинарной ответственности. Мы, как и рассказывал о своем начале карьеры Игорь ЖУРИКОВ, тоже выдумывали разные способы заработать и даже заключали договоры об оказании услуг по размещению оптического волокна.
И, конечно, я занималась судебной работой – прежде всего взысканием кредиторско-дебиторской задолженности, многочисленными спорами с налоговыми органами. Поработав в районе трех лет в этом предприятии и обзаведясь знакомствами с учредителями муниципальных предприятий, я получила дальнейшую рекомендацию трудоустройства на муниципальную службу.
В 2008 году я ушла на должность специалиста в судебный отдел департамента имущественных отношений администрации города Омска, то есть продолжила путь представления интересов в судах в сфере муниципальной собственности. Далее перешла в департамент правового обеспечения, то есть юридическую служба мэра города Омска, которая занимается нормотворческой деятельностью по принятию, согласованию, подготовке правовых актов как администрации города Омска, мэра города Омска, так и Омского городского совета, работой с актами прокурорского реагирования, с обращениями граждан и, конечно, судебной работой. Определенный блок у нас на тот момент был выделен для работы с проблемными дольщиками, то есть по объектам незавершенного строительства, на которых застройщики уходили в банкротство.
В начале 2022 года я была назначена на должность заместителя директора департамента правового обеспечения и муниципальной службы, начальником судебно-правового отдела. Продолжаю работать по судебному направлению – только, конечно, изменились порядок и уровень ответственности, объем работы по поставленным задачам. Например, представляю интересы структурных подразделений, где речь идет о взыскании довольно-таки больших сумм по нацпроектам.
На муниципальной службе мы всегда рады видеть инициативных, интересных, перспективных юристов, желающих профессионально расти и двигаться. Получение диплома – лишь самое начало трудовой деятельности.
Ранее материал был полностью доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 октября 2024 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ