Все рубрики
В Омске среда, 11 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 100,0324    € 106,2024

«Из 80 тысяч договоров, которые были заключены в 2023 году, конкурентных закупок проведено всего лишь около 250»

7 декабря 2024 11:30
0
1078

В ходе круглого стола с представителями бизнеса начальник ГУКС Омской области Наталья ДОХВАТ сообщила, что только десятая часть закупок в рамках ФЗ-223 проходит конкурентным способом. 

6 ноября ТПП Омской области в формате круглого стола провела расширенное заседание совета по развитию системы закупок на тему «Актуальные вопросы регулирования закупок в рамках 223-ФЗ». 

Типовые положения по ФЗ-223

Модератором выступил председатель совета по развитию системы закупок ТПП Омской области Юрий ЛАВРОВ: 

«На первый взгляд, 223-ФЗ повторяет контрактную систему: в ней многие институты присутствуют – и реестр договоров, и реестр недобросовестных поставщиков, и способы закупок. Но чем больше вникаешь в работу с закупками по 223-ФЗ, тем больше понимаешь, что он в лучшем случае по мотивам контрактной системы, но представляет собой совершенно автономный законодательный акт и многое регулирует иначе».

Первым слово предоставили начальнику Главного управления контрактной системы Омской области Наталье ДОХВАТ. Она рассказала, что в 2023 году губернатор Омской области Виталий ХОЦЕНКО дал ей поручение упорядочивать работу заказчиков региона в сфере закупок в рамках ФЗ-223. С 1 июня 2024 года в полномочия управления добавили функции, связанные с мониторингом закупок в рамках данного закона и с разработкой типовых положений для заказчиков. Летом управление провело анализ и выяснило, что в регионе в рамках ФЗ-223 работает около 350 заказчиков. 

По данным этих заказчиков, размещенным в ЕИС, объем закупок за 2023 год составил порядка 7,5 млрд рублей. Анализ структуры заказчиков при этом следующий: большая часть – бюджетные учреждения, около 40 – автономные, 22 – АО и ООО с долей участия Омской области, также есть несколько государственных и казенных предприятий, которых в следующем году ждет реорганизация. 

«Что касается структуры закупок, картинка получилась интересной. Из 7,5 млрд рублей и более 80 тыс. договоров, которые были заключены в 2023 году, конкурентных закупок проведено всего лишь около 250. Объем средств, который прошел через них, – менее 10%. То есть лишь 1/10 часть закупок в рамках этого закона проходит через конкурентные способы. Понятно, что заказчики стремятся облегчить себе жизнь, вынести как можно больший объем закупок в плоскость единственного поставщика, но губернатором, министром финансов Омской области, который курирует нашу деятельность, поставлены задачи повысить эффективность закупок в рамках ФЗ-223», – рассказала Наталья ДОХВАТ.

Она отметила, что анализ показал: в сферах культуры, здравоохранения, образования отсутствовали типовые положения по закупкам. И управление уже подготовило типовое положение о закупках для бюджетных учреждений, а до 1 декабря будет готово такое же для госпредприятий и автономных учреждений. 

«Образно выражаясь, наша цель – привести это безобразие к единообразию», – пояснила Наталья ДОХВАТ.

Читайте техзадание

Заместитель руководителя Омского УФАС России Галина ЛАПТЕВА в своем докладе обратила внимание на тенденцию: с каждым годом количество жалоб в управление снижается. Она рассказала о некоторых моментах, которые важны при подаче жалобы. В частности, в ней обязательно должны быть указаны все необходимые реквизиты. В письменном виде жалоба должна быть подписана лично, в электронном – электронной цифровой подписью. Кроме того, по словам представителя УФАС, заявители часто не соблюдают сроки: подать жалобу можно в течение 10 дней с момента размещения итогового протокола в ЕИС.

«Самая часто встречающаяся ошибка – одна: поставщик невнимательно читает положение аукционной документации. Иногда и не заглядывает в него», – отметила Галина ЛАПТЕВА и привела несколько примеров. 

Недавно УФАС рассматривало жалобу по поставке дизельного топлива. Заказчик указал в техзадании целую таблицу технических характеристик топлива и в конце сделал пометку: «Указывать конкретные показатели не обязательно». Поставщик, прочитав пометку, послал пустую таблицу, указав: «Топливо дизельное, класс такой-то». Заказчик не видит характеристик, заявка отклоняется, аукцион проходит без заявителя, вторую часть заявки заказчик не видит. Поставщик подает жалобу, где указывает, что во второй части заявки все написал. «Почему-то термин «Технические характеристики» и «Показатели» у поставщика смешались. Жалобу признали необоснованной», – резюмировала Галина ЛАПТЕВА.

«Некоторые заказчики, проведя закупку, увидев, кто на нее явился, отменяют ее. В этом году у нас была такая жалоба. 22-го числа подведены итоги, 24-го заказчик отменяет закупку. Мы посчитали, что жалоба обоснована, должны были заключить договор. По истечении срока отмены конкурентной закупки и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика и исполнителя только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы», – рассказала Галина ЛАПТЕВА. 

В указанной ситуации заказчик пояснил в УФАС, что у него резко поменялось техзадание к услуге по охране предприятия.

Семь раз отмерь перед закупкой

УФАС ежегодно получает 10–20 обращений для занесения предприятий в реестр недобросовестных поставщиков. Галина ЛАПТЕВА рассказала о последней тенденции, когда предприниматели принимают участие в закупке, недооценив свои силы, и в итоге уклоняются от подписания договора, поскольку по истечении одного-двух месяцев понимают, что не в состоянии его исполнить. 

«Лучше семь раз посчитайте, запаситесь подтверждением ваших поставщиков перед тем, как вступать в любую закупку. К нам приходят и разводят руками: я посчитал, что честнее будет не подписывать договор, потому что понимаю, что не выполню, мне это не выгодно, мы придем к банкротству. Мы понимаем все эти резоны, но оснований для невключения в реестр у нас в таких случаях не бывает, – заметила Галина ЛАПТЕВА и привела еще один пример: – Буквально две недели назад рассматривали случай с реестром. В феврале была закупка, предприниматель посчитал, понял, что достаточно выгодно, упал на 15% по цене. Он был вторым. Когда после аукциона стали оценивать вторые части заявок, оказалось, что у победителя несколько стоп-факторов, и его просто отклонили. Обратили свой взор к №2, а когда он срочно начал опрашивать своих поставщиков, те сказали: простите, у нас оборудование в цене подросло на столько-то. Предприниматель говорит: для меня это убыток, я не потяну. По-человечески жаль, сочувствуем, но в реестр включаем. А вы понимаете, что эта мера – очень ограничивающая любого предпринимателя».

Галине ЛАПТЕВОЙ и Наталье ДОХВАТ участники круглого стола адресовали много вопросов. В частности, одна участница призналась, что ей непонятна схема применения национального режима (особого регламента закупки, который предполагает ограничения для участников с иностранными товарами) к закупкам в электронном магазине: 

«Как правило, в электронном магазине закупаются товары с конкретным наименованием, т.е. конкретного производителя, и не факт, что к этому товару не будет применяться полный запрет». 

Наталья ДОХВАТ пояснила, что в проекте постановления указано – запрет распространяется на все: 

«Если товар попадет в этот перечень, то его купить нельзя будет никак, кроме как обратившись за разрешением в Минпромторг РФ. Товары в перечень попадают не от балды, простите за сленг, Минпромторг анализирует, какое производство есть в РФ. Только при наличии производства этого товара в России он попадет под запрет. Если у вас очень специфичная продукция, которая в целом в России производится, но у вас с какими-то плюшками и бантиками, то здесь только через Минпромторг».

Кто-то продает мою продукцию

Другой участник круглого стола поднял тему контрафактной продукции и отслеживания таких случаев: 

«Мы являемся производителем. К нам обратился заказчик. Поставщик – не мы – указал наш реестровый номер. Но мы точно знаем, что данную продукцию поставляем только по аукционам, т.е. она не наша. Начали проверять, нашли еще 12 контрактов с 2022 по 2024 год включительно. Последний был в августе 2024 года, в нем указано наше наименование, наш продукт. Мы эти контракты обнаружили абсолютно случайно. И сейчас возникает вопрос: как производитель должен узнавать, что под его наименованием поставляется продукция, которая, по сути, контрафактная?» 

В ответ своим опытом поделился другой участник мероприятия – директор ООО «Арис Групп» Дмитрий ЛОСЕВ: 

«По 44-ФЗ только сквозной мониторинг всех закупок в своей отрасли позволяет видеть такие вещи. Мы на сегодняшний день мониторим 28 регионов (не считая нашей дилерской сети) – это 1200 закупок».

Наталья ДОХВАТ пояснила ситуацию: 

«Проблема предоставления недостоверной информации в заявках участников существует давно. К сожалению, даже если вы напишете письмо заказчику, в уполномоченный орган, отклонить заявку участника только на основании вашего письма я, как член комиссии, не смогу. Здесь у заказчика должны быть ушки на макушке при приемке, ведь вы, как производитель, насторожите его, что скорее всего это будет не ваша продукция, которая включена в реестр».

Дмитрий ЛОСЕВ заметил, что его компания пишет письма закупщику и участнику, извещая, что представляет компанию-производителя: 

«Пишем, что данный участник никогда не закупал у нас данную продукцию, поэтому возможен факт предоставления фальсифицированной и контрафактной. На сегодняшний день у нас уже четыре контракта расторгнуты по обоюдке после этих писем».

«Формально на момент закупки поставщик не обязательно должен иметь товар в наличии, поэтому он может сказать, что сегодня у меня его нет, а завтра я его куплю. Нужно особое внимание при приемке», – заметила Наталья ДОХВАТ. 

А Галина ЛАПТЕВА предложила подать заявление в УФАС о недобросовестной конкуренции. 

Творческий подход заказчиков по ФЗ-223

Заместитель председателя комитета по закупкам Омского регионального отделения «Опора России», руководитель ООО «Меркатор Рус» Антон ПОПОВ поделился с участниками круглого стола своим опытом. Он рассказал, что иногда в закупках по ФЗ-223 предъявляют неправомочные требования: 

«Некоторые заказчики требуют обеспечения заявок только внесением денежных средств на расчетный счет заказчика. Если это закупка более-менее серьезного объема, например на 100 млн рублей, то нужно положить 2–3 млн рублей обеспечения. Просто, чтобы они у заказчика полежали на период проведения закупочной процедуры. Все это выливается в ситуацию, когда денежные средства оказываются замороженными на два-три, а то и пять месяцев. С моей точки зрения, это механизм ограничения конкуренции».

Также ограничить ее заказчики могут при помощи сроков поставок, когда позаявочно предлагается поставить продукцию в сжатые сроки. 

«Силовой кабель на большое количество киловольт. Его технологическая длина в производстве – от километра. Стоит он, как крыло от самолета. И при этом заказчик может дать заявку – в течение 3 дней привезти 5 метров данного кабеля. Сейчас кабельные заводы очень загружены: срок производства – 60 рабочих дней. Соответственно, уложиться в такие сроки никак нельзя. Либо Хабаровск просит в течение 10 дней с момента заключения договора поставить продукцию, которая изготавливается в течение 80–120 рабочих дней. Это не складские позиции, их нельзя в корзину положить! Это конкретные отраслевые позиции, которые даже у производителей на складах не лежат. Соответственно, мы понимаем: либо данная продукция уже заранее в плане производства какого-то производителя, либо потом будет решаться вопрос смещения сроков поставки. В этом плюс ФЗ-223: он гибче. Если возникает потребность, проще согласовывать аналоги и эквиваленты. В ФЗ-44 – это боль. С точки зрения диалога и взаимодействия с заказчиками (если они не заточены на другого поставщика), по ФЗ-223 общаться проще. Если заточены, то сложнее», – заметил Антон ПОПОВ.

Он рассказал, как иногда у заказчиков зашкаливает «творчество» в отношении требований к поставке: 

«Был случай. Заказчик предлагал привезти продукцию к нему на склад. Если у предприятия возникнет в ней потребность, они ее возьмут, выпишут отгрузочные документы на тот объем, который забрали. Если потребность не возникнет, продукция останется лежать, а по истечении срока договора (это был двухлетний контракт) все, что они не использовали, нужно вывезти обратно. Контракт был на 50 млн рублей! К сожалению, такие нюансы встречаются при работе с ФЗ-223».

Ранее статья была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 13 ноября 2024 года. 

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий




Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.