Доходы бюджета Омской области на 2025 год составят 137,6 млрд рублей.
В ноябре в Законодательном собрании Омской области прошли публичные слушания по проекту бюджета региона на 2025 год и плановый период 2026-2027 годов.
НДФЛ вырос на 14,3%, или 5,1 млрд рублей
Министр финансов Вадим ЧЕЧЕНКО отметил главные факторы, повлиявшие на параметры областного бюджета:
— Во-первых, это умеренная динамика по налоговым и неналоговым доходам. Обусловлена она прежде всего сдержанным прогнозом по ключевому и при этом наиболее волатильному источнику – налогу на прибыль. Во-вторых, на федеральном уровне формируется обновленный пакет национальных проектов. В связи с этим на момент формирования региональных бюджетов основные объемы межбюджетных трансфертов регионам не были распределены. И третий фактор: в связи с удорожанием стоимости коммерческих заимствований принято решение отказаться от их использования в целях финансирования расходов.
В целом бюджет Омской области на 2025 год выглядит так: доходы – 137,6 млрд рублей, расходы – 138,1 млрд рублей, дефицит – 548,2 млн рублей.
Налоговые и неналоговые доходы составят 115,7 млрд рублей, что на 6,4%, или 6,9 млрд рублей, больше, чем в уточненном бюджете 2024 года. Более 80% этой суммы представлены двумя налогами – на прибыль организаций и на доходы физических лиц и акцизами по подакцизным товарам.
Как отметил Вадим ЧЕЧЕНКО, налог на прибыль организаций потерял лидирующую позицию в структуре налоговых поступлений и составит 31,1 млрд рублей. На первый план вышел налог на доходы физических лиц – 40,5 млрд рублей. В связи с прогнозируемым ростом фонда начисленной заработной платы он увеличился на 14,3%, или 5,1 млрд рублей. Акцизы по подакцизным товарам выросли на 3,3%, или 0,7 млрд рублей, и составят 21,6 млрд рублей.
Отмена пониженных ставок по многим видам экономической деятельности и рост налогооблагаемой базы увеличат поступления по налогу, взимаемому в связи с применением УСН, до 10,7 млрд рублей, что на 68,6% (4,3 млрд рублей) больше текущего года. Имущественные налоги бюджета составят 9,1 млрд рублей, из которых 7,8 млрд рублей – налог на имущество организаций. Он вырос на 11% в том числе за счет увеличения налогооблагаемой базы крупнейших налогоплательщиков в результате модернизации основных средств.
Неналоговые доходы ожидаются в объеме 1,8 млрд рублей, что на 18,6% больше уточненного бюджета 2024 года.
Вадим ЧЕЧЕНКО отметил:
— Распределение основного объема межбюджетных трансфертов между регионами, в том числе целевых средств на мероприятия новых национальных проектов, состоялось накануне на пленарном заседании Государственной Думы РФ во втором чтении федерального бюджета, и в представленном проекте регионального бюджета, разумеется, не учтено. В сравнении с нашим первоначальным проектом общий объем безвозмездных поступлений будет увеличен на 19,5 млрд рублей.
Кроме того, глава Минфина региона подчеркнул, что при действующей ключевой ставке Банка России – 21% годовых – привлекать банковские кредиты для финансирования расходов бюджета и увеличивать объем существующих рыночных обязательств представляется неэффективным и нецелесообразным:
— Поэтому в бюджете 2025 года дополнительное привлечение коммерческих заимствований предусмотрено только на погашение задолженности по бюджетным кредитам – в размере 1,7 млрд рублей. В 2026 – 2027 годах коммерческий долг увеличивать не планируется. Объем госдолга на конец 2025 года составит 71,9 млрд рублей, в том числе коммерческие заимствования – 27,1 млрд рублей. Снижение общего объема госдолга к уровню текущего года – 1,3%, или 0,9 млрд рублей.
Более 60% от общего объема расходов бюджета приходится на три госпрограммы – по образованию, здравоохранению и социальной поддержке населения. На дорожный фонд Омской области выделено 11,9 млрд рублей: 6,2 млрд рублей – на содержание и ремонт региональных и межмуниципальных дорог, 4,5 млрд рублей – на межбюджетные трансферты местным бюджетам на дорожную деятельность.
— Пока в дорожном фонде не учтена федеральная субсидия, которая накануне была распределена региону. С учетом субсидии и пересмотра налоговой службой прогноза по акцизам на нефтепродукты общий объем регионального дорожного фонда уже в первом чтении будет увеличен до 16,9 млрд рублей, что фактически на уровне текущего года, – пояснил Вадим ЧЕЧЕНКО.
В 2025 году основной объем инвестиций придется на объекты здравоохранения, образования и спорта (1,5 млрд рублей) и на объекты транспортной и инженерной инфраструктуры (2,9 млрд рублей).
Также в докладе министра финансов Омской области прозвучали цифры финансирования нового аэропорта: «В плановом периоде 2026 – 2027 годов федерация будет предоставлять по 4,9 млрд рублей ежегодно на строительство аэропорта Омск-Федоровка».
Кроме того, из бюджета РФ Омской области выделят средства на строительство Северного обхода: 8,4 млрд рублей на 2026 год и 7,5 млрд рублей – на 2027-й.
Межбюджетные трансферты местным бюджетам в 2025 году составят 43,2 млрд рублей. Это почти треть расходов бюджета области. И ожидается, что данная цифра в ходе исполнения увеличится.
— Также мы продолжаем поддерживать местные бюджеты за счет передачи нормативов по региональным налогам. Общая сумма средств, передаваемых в местные бюджеты едиными и дополнительными нормативами в 2025 году, оценивается в 15,8 млрд рублей, – отметил министр финансов Омской области.
Рост промышленного производства на 4,8%
Министр экономического развития региона Анна НЕГОДУЙКО представила на публичных слушаниях прогноз социально-экономического развития региона до 2027 года.
Она отметила, что объем валового регионального продукта Омской области в этом году оценивается на уровне 1 трлн 152 млрд рублей. В сопоставимых ценах он увеличивается на 2,2% к уровню 2023 года.
— Оперативные данные Росстата свидетельствуют об устойчивом росте промышленного производства. И несмотря на высокую базу прошлого года, в этом году мы прогнозируем рост не менее чем на 4,8%. Это выше, чем в среднем по Российской Федерации, – озвучила основные цифры Анна НЕГОДУЙКО и перешла к данным по АПК: – Объем производства продукции сельского хозяйства – 140 млрд рублей. Произошел рост на 10,9% к уровню прошлого года. А в целом по стране, напомню, идет снижение. Все знают, что у нас собран рекордный объем зерна. И рост растениеводства стал ключевым фактором повышения показателей в сельском хозяйстве.
Министр экономического развития отметила, что ряд инвесторов сдвигают свои проекты, однако есть и реализованные в 2024 году. Среди них она назвала распределительный центр Логопарка «Солнечный», первая очередь распределительного центра «Озон», строительство корпуса по производству колбасных изделий компании «Сибирские колбасы», строительство солнечной электростанции.
— Племзавод Омский ввел в эксплуатацию первую очередь молочно-товарной фирмы на тысячу фуражных коров в Марьяновском районе. Отрадно, что у нас инвестиционные проекты реализуются не только на территории областного центра, но и в районах, – заметила Анна НЕГОДУЙКО и привела еще один пример: – КФХ Белимов осуществил расширение зернотокового хозяйства в Нововаршавском районе.
Прибыль прибыльных организаций в этом году показала рост к уровню прошлого года 9,5%. Также наблюдается увеличение зарплат в организациях реального сектора экономики.
По прогнозам, инвестиционная активность вырастет: по реалистичному варианту незначительно – на 0,7% к 2027 году, по более оптимистичному – на 8%. Валовой региональный продукт в 2025 году оценивается в 1,3 триллиона рублей. Определенное замедление ожидается и на федеральном уровне, что объясняется невысокой динамикой в отраслях.
Темпы прироста продукции в сельском хозяйстве оцениваются в 1-2,3 % за счет увеличения объемов производства продукции растениеводства и сохранения положительной динамики в животноводстве.
Что касается уровня жизни населения, то величина прожиточного минимума, по оценке Министерства труда и социального развития Омской области, в 2025 году составит 15 428 рублей (рост на 12,4 %). В прогнозируемом периоде ожидается поэтапное повышение: по реалистичному прогнозу – 16 700 рублей, по оптимистичному – 16 800 рублей к 2027 году. Рост заработной платы будет оцениваться выше инфляции – 6,7% и 7,6%.
Не ждите сверхдоходов от райцентров
В конце заседания слово взял первый секретарь омского отделения партии «Коммунисты России» депутат Владимир КАЗАНИН. Он немного прошелся по процессингу и в очередной раз обратился к теме повышения эффективности деятельности в районах области:
— Основная тенденция сохраняется на протяжении последних лет – донором является город Омск. Я всех люблю, всех уважаю, но! В прошлый раз предлагал ввести критерии оценки работы глав районов (теперь это главы округов), потому что налоговая база практически ни в одном из районов не выросла. Говорится, что все сбалансировано, но как увеличивалась доля города Омска в налоговых отчислениях и в федеральный бюджет, и в районы, так и продолжается. Мы все держимся на городе Омске. Пока у нас четких критериев эффективности работы главы по привлечению инвестиций нет. Хотелось, чтобы были введены.
Председатель Законодательного собрания Омской области Александр АРТЕМОВ с ним не согласился:
— Я бы вас отослал лет на 50-60 назад. Поинтересуйтесь Госпланом СССР. Была такая организация, которая выстраивала инфраструктуру по всей стране. Хорошо бы спросить тех людей, которые отвели сельской местности в Омской области роль аграрного придатка города Омска. Таких регионов, как мы, где весь промышленный потенциал сосредоточен на 95-97% в городе, очень мало. Лишь слабенькие попытки были в 80-е годы построить в Таре небольшой филиальчик телезавода, в Исилькуле, в Черлаке. И на этом все. Все остальное в лучшем случае – колбасные цеха и молочная переработка. Сегодня требовать, что мы немедленно должны превратить наши районные центры в подобие Омска, невозможно. Это нужно честно признать. Говорить, что должны какие-то сверхдоходы получать? Нет, мы их не получим в ближайшие годы, пока не поменяем полностью структуру экономики. На это уйдут десятки лет.
Кроме того, Владимир КАЗАНИН заметил, что неплохо бы ввести ответственность финансовых блоков министерств за свою деятельность:
— У нас на комитете по экономике, в частности, замминистра спокойно мог сказать, что износ сетей составляет 30%. Хотя губернатор говорит: 70-80%. Это же некомпетентность! Да, потом приходит министр, и мы видим, что объемы серьезные, но хотелось, чтобы и замы, и остальные были в курсе и работали эффективно по нацпроектам. От исполнителей – не рядовых, а чиновников среднего и чуть выше звена – зависит очень многое.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии и газеты «Коммерческие вести» от 20 ноября 2024 года.