Омские предприниматели кратко рассказали о том, как построили свой бизнес, и дали несколько советов начинающим.
В Областном конгресс-холле в ноябре состоялся форум для предпринимателей и самозанятых «PRОмск». Омские предприниматели поделились с участниками своим опытом ведения и расширения бизнеса в рамках нашего города, других регионов и стран.
Виктор ШКУРЕНКО, владелец и генеральный директор Торгового дома «Шкуренко»: «Конечно, я горжусь «Низкоценом», потому что это были первые магазины формата самообслуживания с городскими ценами в районных центрах Омской области»:
— Заинтересован ли локальный сетевой ритейл в новых производителях? Ответ очевиден: конечно – 10% покупателей готовы пробовать новинки. И покупателей, и торговые сети привлекают более краткие сроки производства, если оно находится в том же регионе. Имеет значение и логистика – вся сегодняшняя инфляция во многом связана с удорожанием логистики. Близость к рынкам сбыта – огромнейший плюс. Стоит учитывать работу с дистрибьюторами – это дополнительная наценка, если вы намерены выходить на рынки других регионов. В омские же сети омские производители могут попасть без дополнительного звена и сэкономить деньги.
Для работы с локальным ритейлом нужно иметь запас ресурсов, запас прочности, чтобы выдержать, к примеру, отсрочки, которые составляют от семи до 45 дней. Важна бесперебойность поставок. Мы, ритейлеры, очень не любим задержки, потому что за продуктом закреплено место на полке и покупатель ожидает его увидеть там. Если его нет, то мы теряем деньги. И нужно иметь коммерческий персонал с соответствующими компетенциями или самому уметь вести переговоры с сетями. Я уже давно, лет 15-20, не веду переговоры с поставщиками. Но тогда было заметно, что небольшие сельхозпроизводители из районов не умеют общаться с современным ритейлом.
«Низкоцен» в свое время был мощным социальным проектом – 15 лет назад, когда не было ни «Магнитов», ни «Пятерочек». Мы были первыми магазинами формата самообслуживания с городскими ценами в районных центрах Омской области. Конечно, я горжусь этим проектом, потому что мы предложили сельским жителям покупать продукты питания, не отправляясь за ними в Омск. И он был коммерчески успешным.
Владимир ТОЛСТОВ, генеральный директор и собственник ООО «Вито»: «Каждый год существенно прибавляем в выручке, доходило и до 50%»:
— Мы развиваем свои бренды, присутствуем в топ-10 крупнейших федеральных сетей – от «Магнита», «Ленты», «Пятерочки» до дискаунтеров, по всей стране от Калининграда до Сахалина, в Казахстане, Белоруссии. Разрабатываем свою технологию производства фунчозы, у которой пока нет аналогов в мире. Каждый год существенно прибавляем в выручке, доходило и до 50%.
Я железнодорожник, окончил транспортный институт, механический факультет. Где там фунчоза с лапшой, вообще непонятно... Отработал на железке, потом пошел в Газпром, но параллельно искал свою нишу. Не могу работать в системах по найму, есть какое-то неприятие. Долго думал, почему: я ленивый или конфликтный? Не могу принимать чьи-то правила! Тогда понял, что нужно начинать что-то делать самому, иметь свой «свечной заводик». И когда бизнес уже подрос до определенных вершин, принял решение полностью переключиться на свой проект и плотно им заниматься. Если есть чувство, что на кого-то работать не нравится, не гасите его, потому что оно может подтолкнуть действовать самостоятельно – весь вопрос, как это делать и с кем. Я даю своим сотрудникам возможность масштабироваться и выходить на возможность войти со мной в долю.
В связи с высокими ставками думаем сейчас, как нам оптимизировать кредитный портфель, как выйти на коллаборации с другими российскими производителями, чтобы расти дальше. Омский регион, конечно, в этом плане считаю приоритетным. Наш город очень удачно расположен логистически, сырьевая площадка здесь, и мы не собираемся никуда переносить производство.
Фото © Максима КАРМАЕВА