Омичи чаще связывают имя Филиппа Штумпфа с его домом, в котором в настоящее время находится музей Кондратия Белова.
Омский писатель-публицист Леонид РАБЧУК известен читателям по своим книгам: «О чем не расскажет баян», «Мужество жить», «Музыка над Иртышом», «Первая музыкальная. Вечное движение. Том I», «Первая музыкальная. Вечное движение. Том II», «В унисон со временем». Несколько дней назад в Омском музее просвещения Леонид РАБЧУК презентовал свою новую книгу «Четыре жизни Филиппа Штумпфа». Она посвящена известному омскому предпринимателю, общественному деятелю и меценату начала ХХ века Филиппу Филипповичу Штумпфу, немцу по национальности.
Леонид РАБЧУК в своей книге указал:
«Какие же разные жизни прожил Филипп Штумпф! Эта мысль пришла мне в голову, когда в подшивке Азовской районной газеты «Ihre Zeitung» («Ваша газета») за 1993 год я наткнулся на заметки об омском предпринимателе Филиппе Штумпфе. Автором статей был краевед Иван Павлович ШИХАТОВ. Из-под его пера вышел тогда целый цикл материалов о людях немецкой родословной, ставших частью истории нашего края. ШИХАТОВ много писал, давал материалы едва ли не в каждый номер. Он надолго захватил «монополию» в газете писать о немцах. Много позже исследователи стали находить в материалах Ивана ШИХАТОВА неточности и даже, мягко говоря, беллетристику. Я тоже старался кое-что шихатовское «подчистить», а может, даже изъять из биографии. Но в какой-то момент я понял, что ШИХАТОВ – автор колоссальной рекламной кампании по омскому краеведению. В ранее написанных статьях наряду с достоверностью историография Штумпфа имеет комплекс множество легенд, мистификаций и вымыслов».
Во время презентации автор книги показывал вырезки статей из газет, написанные о Штумпфе:
«В ходе своих исследований я нашел не только статьи Ивана ШИХАТОВА, но и Владимира СЕЛЮКА. Тогда сразу понял, что будет все непросто. Впоследствии в их работах оказались ничем не подтвержденные заявления и факты. Характерно и то, что эти факты успели перекочевать в справочники и энциклопедии. Вместе с тем они цитируются на десятках ресурсов, от туристических порталов до британской энциклопедии. В итоге из огромной стопки публикаций мне остались только сборники документов, опубликованные исследователями истории российских немцев в Сибири и несколько обзорных работ по теме сибирского предпринимательства, а также статьи из журнала «Культура российских немцев». Но для написания книги этого было недостаточно. Для написания книги я просто изучил биографию Филиппа Штумпфа. Выяснил, что в одном Штумпфе были скрыты четыре человека, только в разных отрезках времени».
Леонид РАБЧУК рассказал, что начал искать сведения о Штумпфе в библиотеке имени А.С. Пушкина, государственном архиве, президентской библиотеке, региональных библиотеках Сибири и Урала:
«Нашел финансовые отчеты, подписанные Штумпфом, его речи, с которыми он выступал на городских заседаниях. Я искал записи актов гражданского состояния моего героя в церковных книгах в Уфе. С помощью уфимских краеведов нашел свидетельства о моем репрессированном прадеде протоиерее Иване Слесареве. Также нашел и узнал, что мой дед Иван Рабчук был агрономом в Уфе и уфимском районе Башкирии, где работал агрономом Филипп Штумпф. Такое открытие еще больше подталкивало меня к дальнейшему исследованию биографии Филиппа Штумфа. Это был интересный клубок, который я распутывал. Такой метод поиска доставлял мне удовольствие. В некоторых источниках Филипп Штумпф значится специалистом с дипломом «кандидата сельского хозяйства». Почему-то многие авторы статей о Штумпфе отнесли его к обучению аграрным наукам в Томске».
Леонид РАБЧУК для доказательства сказанного сделал следующую ссылку:
«Известный омский краевед Владимир ПАНАСЕНКОВ в журнале «Национальные приоритеты России» за 2020 год в №4, в соавторстве с Людмилой ОЛЕЩЕНКО, в своей работе к 100-летию ухода из жизни Филиппа Штумпфа указал: «Данной специальности в те годы в Томске не обучали, и в списке томских студентов того времени Штумпф не числился».
Возможность изучать агрономические специальности была в то время у немцев в Саратове, так как в сорока верстах от города было Мариинское земледельческое училище с трехлетним курсом обучения.
Далее Леонид РАБЧУК об образовании Филиппа Штумфа сделал следующую ссылку:
«По воспоминаниям его друга, коллеги, предпринимателя и издателя книг, журналиста Иосифа Познера, он учился вместе с Филиппом Штумпфом в Петровской сельскохозяйственной академии (ныне знаменитой Тимирязевке). Это был передовой вуз того времени с высоким уровнем проникновения новых научных и общественных идей. Генерал-губернатор Степного края Таубе, приглашая Штумпфа на ответственную должность главного агронома Степного края, обладал сведениями о его высоком образовании».
В Уфе у предпринимателя Штумпфа не было своего дома. Однако его называли «ушлым немцем», за то, что он женился на красивой и богатой вдове Надежде Белышевой. По приезде в Омск Штумпф пообещал своей жене, что у них будет настоящая усадьба, а не квартира над винной лавкой.
В 1901 году в Омске Филипп Штумпф построил дом с двускатной крышей, с двумя балконами на противоположных сторонах. На первом этаже было 16 окон. На крыше установлена башенка с красивой балюстрадой и резными балясинами. Два конька на крыше, еще четыре на башенке. Это был необычный по своей красоте дом.
В 1911 году в Омске открылась Первая Западно-Сибирская сельскохозяйственная выставка. Филипп Филиппович Штумпф был не только организатором выставки, но и одним из самых ее активных участников. По итогам выставки он получил несколько наград.
В книге «Четыре жизни Филиппа Штумпфа автор отвел целую главу «Кони Штумфа» животным. Предприниматель испытывал любовь к лошадям. На его конезаводе были самые породистые лошади.
Далее Леонид РАБЧУК продолжил:
«Во время сбора материала о Филиппе Штумпфе у меня иногда возникали даже не трудности, а курьезы. Например, чтобы поместить в книгу фотографию, на которой запечатлен Филипп Штумпф среди делегатов съезда кооператоров в 1916 году, мне пришлось приобретать на нее права для публикации».
В заключение Леонид РАБЧУК подчеркнул:
«Я писал не монографию о Штумпфе, а его портрет на фоне эпохи. Книга «Четыре жизни Филиппа Штумпфа» во многом экспериментальна. Однако в ней все доказано источниками. Книга написана в публицистическом ключе. Поздравляю всех с наступающим Новым 2025 Годом! Желаю всем здоровья и счастья!»
Леонид РАБЧУК подарил всем присутствующим на презентации по одному экземпляру книги с дарственной надписью.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ