Разбираем ситуации в легкой промышленности на омском примере.
В центре «Мой бизнес» состоялся семинар, посвященный производственной и торговой маркировке для бизнеса и организованный Омским региональным отделением «Опоры России».
Теория
О нововведениях в сфере продукции легкой промышленности по видеосвязи рассказала руководитель управления товаров народного потребления Центра разработки перспективных технологий – оператора системы «Честный знак» – Варвара МИХАЙЛОВА. Третья волна маркировки затронет 12 групп товаров, включая мужское и женское нижнее белье, халаты, пижамы, детскую одежду, купальники, колготки, носки и чулки, перчатки, галстуки, шляпы, вязаные вещи. До 1 ноября участники рынка обязаны промаркировать товарные остатки, а до 1 декабря ввести их в оборот.
Первая волна маркировки товаров легкой промышленности затронула одежду из натуральной и композиционной кожи, женские блузки, рубашки и батники, женские и мужские пальто, дождевики, куртки, ветровки, плащи, анораки. Вторая – мужские рубашки, одежду из искусственного меха, фетра или нетканых материалов, спортивные и лыжные костюмы, пиджаки, блейзеры и жакеты, платья, юбки, комбинезоны, бриджи и шорты, свитера, пуловеры, кардиганы, шали, шарфы, шейные платки.
МИХАЙЛОВА уточнила, что маркировать товар обязаны все, кто с ним работает – продает, покупает, перепродает:
– Маркировка работает для каждого звена логистической цепи – в ней участвуют производители, импортеры, магазины, кассы. В легкой промышленности работает режим индивидуальной поштучной прослеживаемости, то есть поэкземплярной передачи информации в систему. Производителям одежды уже с 1 марта нужно начать производить товар с маркировкой. Для импортеров обязательства вступят в силу чуть позже – с 1 июля 2025 года. С этого момента на территорию РФ уже должен заезжать маркированный товар. Отдельно подсвечу, что для товаров второй волны срок по маркировке остатков закончился. Грубо говоря, если у вас на складах есть костюмы, куртки, брюки, юбки, свитеры, они все должны быть маркированы. Если нет, то вы нарушаете законодательство РФ. Единственный способ получить сейчас маркировку на эту категорию товаров – заказать перемаркировку. Ее мы используем в ограниченных случаях. Перемаркировка не требует сведений о разрешительной документации на вид продукции.
Спикер добавила, что для работы в системе необходимо вести электронный документооборот – можно использовать как предложения коммерческих операторов, так и программы с бесплатным функционалом. Индивидуальный предприниматель может произвести приемку и отгрузку товара с помощью мобильного приложения. Один код обойдется 50 копеек. Наносить его МИХАЙЛОВА порекомендовала туда, где он максимально сохранится и поддастся считыванию на кассе:
– Стартовало две программы поддержки, направленные на маленьких производителей и на маленькую розницу. По одной из них мы даем сканер и принтер с 50%-й скидкой. Чтобы стать участником, нужно на сайте ЦРПТ заполнить заявку. Но нужно быть зарегистрированным в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и иметь ОКВЭД, связанный с торговой деятельностью. Также у нас бесплатно выезжают инженеры помогать решать проблемы с кассами, настраивать кассовое программное обеспечение. Мы сейчас сами оплачиваем нашим партнерам эти выезды, и у нас катастрофически низкое количество обращений – воспользуйтесь этим.
В аудитории задали вопрос о необходимости интеграторов, то есть коммерческих предприятий. Не станут ли они в цепи лишними звеньями? МИХАЙЛОВА объяснила:
– Интеграторы – это технические компании, которые помогают внедрить маркировку на производстве. Если у вас высокоскоростное производство с пятью-шестью линиями, то я бы, честно, обратилась к интегратору. Есть те, кто максимально адекватен в плане ценообразования и работает именно с малым бизнесом, то есть с тем, у кого одна-две производственные линии. Ничего особо сложного в наладке системы нет, просто интегратор делает все под ключ. Некоторые из них уже 7–8 лет работают с маркировкой, у них очень хорошо адаптирован софт. Но если вы принципиально не хотите взаимодействовать с интеграторами, то пишите-звоните-приходите в ЦРПТ, мы вам пошагово объясним и расскажем, что, как, где сделать, какие сканеры и камеры вам нужны.
Как и на предыдущей аналогичной встрече, подробно освещенной в номере «Коммерческих Вестей» от 26 февраля 2025 года, омичей волновало, на каком этапе нужно маркировать импортируемую одежду. МИХАЙЛОВА пояснила, что есть три опции:
– Первая – маркировка у производителя. В нее я верю слабо. Она работает только тогда, когда очень крупный производитель очень сильно любит Российскую Федерацию и грузит 90% продукции в ее сторону. Понятно, что если он грузит товар еще в 115 стран, то заставить его делать маркировку для России будет достаточно сложно. Такие кейсы есть, но это не массовая история. Следующий вариант, когда вы находите логистический транспортный хаб за пределами РФ: такие есть в Казахстане, Белоруссии, в Таджикистане. И наконец в России есть таможенные склады особого режима, на которые приезжает товар, который хоть и физически пересек границу, формально еще не прошел растаможку – можно нанести маркировку там.
Также эксперт посоветовала обкатать систему маркировки загодя, не доводя дело до штрафов:
– Если в эти несколько месяцев у вас что-то не получается, что-то сломалось, вы можете продать товар обычным способом и обратиться за решением проблемы к нашим инженерам. Так лучше, чем когда вы столкнетесь с неполадками, и у вас встанут продажи. Роспотребнадзор может в любой момент зайти в магазин и, не обнаружив маркировки, конфисковать товар. Обычно с возвратом, конечно, – не помню на своем веку, чтобы доходило до утилизации.
Практика
Опытом работы с системой «Честный знак» поделилась Сауле ЛУЦИК (на фото), директор ООО «Охана Маркет», занимающегося производством и продажей изделий легкой промышленности. Та рассказала, что два года назад собственница бизнеса Оксана ШЕВАЛЬЕ решила освоить текстильное направление:
– Завезти его в России оказалось не так просто – мы импортеры с производством в Индии. Возить туда-сюда товар и так нервно! Первый наш опыт был неудачным. Мы заказали коды в «Честном знаке», но постоянно расширяли ассортимент, и на каждое новое наименование, на каждую новую модель приходилось вручную заполнять карточку. Плюс они модерировались в течение недели. Коды скачиваются по 500 штук, а я заказала партию 715 тысяч. Какие-то файлы сохранила дважды, на производстве тоже ошиблись и распечатали лишнее – на исправление проблемы ушло полгода! Потом мы все-таки обратились к интегратору, который взял эти хлопоты на себя. Поскольку отгружаем оптом, коды наносятся на упаковки, и они вводятся в оборот буквально одной кнопкой. Печатаем любое количество кодов, не по 500 штук, а сколько угодно: хоть 10 тысяч, хоть 120 тысяч – все зависит от технических характеристик компьютера. Также в прошлом году мы стали экономить на этикетке, начав печатать на ней и QR-код, и, собственно, наименование товара: она из полипропилена и ее не съедает даже скотч. Термотрансферная экоэтикетка дороже бумажной, но зато если товар продается хоть три-четыре года, с ней ничего происходит, и перемаркировать товар не нужно. Просто мы стали торговать изделиями, которые завезли два года назад с QR-кодами, которые начали стираться.
ЛУЦИК призналась, что не рекламирует конкретную компанию, но подтверждает, что с интегратором работа с системой «Честный знак» стала куда удобнее и понятнее. Например, есть возможность посмотреть статус кодов: в обороте ли он, распечатан ли, нанесен ли на упаковку, кто его владелец – все доступно и видно. Правда и стоит круглосуточная поддержка более двух сотен тысяч рублей в год, не считая более трехсот тысяч рублей и четырех месяцев на индивидуальные разработки, внедрение и настройку системы:
– Еще хочу сказать, что штат однозначно увеличивается, поскольку работы очевидно прибавляется – иного выхода нет. Нам пришлось нанять четырех человек, и они работают без остановки.
Что касается ввоза товара в Россию, директор отметила, что индийцам оказалось невозможно объяснить, что в конкретную упаковку нужно вложить конкретный QR-код, а предоставить доступ в учетную систему компании слишком рискованно. Зато узбеки в этом плане проявили чудеса понимания. О становлении бренда «Охана Маркет» можно прочитать в большом интервью с Оксаной ШЕВАЛЬЕ в «Коммерческих Вестях» от 17 января 2024 года.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 марта 2025 года.
© Фото автора