«Наши мощности сегодня позволяют в два раза увеличить выпуск продукции».
В мае в мэрии Омска подвели итоги городского конкурса «Лучшее предприятие малого и среднего бизнеса (лучший предприниматель)». В номинации «Бренд (товарный знак) года» победу одержало АО «Завод розлива минеральной воды «Омский» с торговой маркой «Русская Аляска». Генеральный директор компании Эдуард СИХВАРДТ пообщался с обозревателем «Коммерческих Вестей» Анастасией ИЛЬЧЕНКО и рассказал, что сегодня представляет собой предприятие, какой ассортимент продукции выпускает и сколько средств компания вложила в реализацию системы «Честный знак».
– Эдуард Александрович, завод минеральной воды в Омске имеет достаточно давнюю историю. С чего она началась?
– Предприятие было основано 4 мая 1973 года. Еще в 1963 году во время исследования недр геологи обнаружили жилу минерализованной воды. В месте ее выхода на поверхность через десять лет и построили завод. Наша скважина глубиной 1506 метров является самоизливная и уже полвека дает известную минеральную воду «Омская 1». В начале 2000-х годов на территории завода была пробурена и оборудована еще одна скважина. Сегодня завод выпускает и другие марки воды – «Русская Аляска», «Вундервелле». Кроме того, в феврале этого года мы приняли решение производить воду со вкусами малины и лимона. Она получилась вкусной, пользуется спросом в местных сетях. Также у нас есть две торговые марки безалкогольных напитков – «Сиропчик» и «Бегемотя», которые представлены в федеральных сетях и торговых точках традиционной розницы.
– Вы выводите на рынок дополнительные продукты. Значит, минеральная вода не очень рентабельна? Какая продукция сегодня самая маржинальная?
– Вся готовая продукция, выпускаемая на заводе, имеет свою маржинальность, что позволяет выдерживать серьезную конкуренцию на рынке. Технология позволяет выпускать качественную продукцию, соответствующую всем требованиям и вкусовым предпочтениям покупателя. А минеральная вода «Омская 1» – это бренд Омского региона. Из всего ассортимента она занимает большую долю.
С завода мы сами практически ничего не реализуем. Этим занимается наш официальный дилер – Торговый дом «Водовозов и партнеры», т.е. вся логистика, доставка на нем. Прямые договоры у завода только с другими регионами.
– Что представляет собой купажированная вода?
– Это наша «Русская Аляска». Если «Омская 1» – лечебно-столовая вода – имеет минерализацию от 4,5 до 6,5 г/л то купажированная – до 2,0 г/л Она состоит из определенного сочетания минеральных вод из разных скважин. Купажированная вода потребителю пришлась по вкусу, что подтверждается постоянным ростом продаж.
– Какие объемы производства сегодня у завода?
– Львиную долю выпускаем «Омская 1», на втором месте «Русская Аляска», на третьем – «Вундервелле». Дальше «Сиропчик» и «Бегемотя». Есть у нас еще квасной напиток, который реализуем только в сезон – с апреля по сентябрь. Ежегодно стараемся прирастать в объемах, порядка 15 млн бутылок за год производим. Но у нашего бизнеса ярко выраженная сезонность и серьезная зависимость от погоды. Мы уже в марте ждем прогнозы, какой будет температура в апреле, мае. Наиболее удачным по объемам продаж за последние пять лет был 2023 год. Прошлый по сравнению с ним оказался провальным. Вы ведь помните, какие были условия?
– Жары особой не наблюдалось.
– Да, если в 2023 году она уже в мае стояла, то в 2024-м и весна, и лето были прохладными. А температура сильно сказывается на объемах наших продаж, ведь когда не жарко, то и пить не хочется. Сейчас прилагаем все усилия, чтобы выйти на цифры выше 2024 года.
– Что именно предпринимаете?
– Все больше уделяю внимания процессу продаж. Минимум раз в две недели лично (а по телефону постоянно) обсуждаем с нашим дилером планы, стратегии реализации, совместно определяем, проводим ли акции, участвуем ли в мероприятиях. Правильно настроенная работа уже дает свои плоды.
– Самостоятельно реализовывать продукцию не планируете?
– Отдел продаж завода занимается только доставкой 19-литровых бутылок воды «Вундервелле», и по заявкам потребителей доставляем нашу продукцию. Параллельно вышли на онлайн-торговлю, т.е. осуществляем продажи через «Озон», «Вайлдберриз», «Самокат».
– Какой объем реализуете через маркетплейсы?
– Пока незначительный. Это даже не 1% от всего объема. Но нам приятно, когда человек во Владивостоке заказывает упаковку «Омская 1». Сегодня мы отправляем в Москву, завтра в Питер, Хабаровск. По всей стране есть любители нашей минеральной воды.
– А омичам выгодно покупать «Омскую 1» на маркетплейсах?
– Упаковка из шести полуторалитровых бутылок стоит 599 рублей, т.е. порядка 99 рублей за бутылку. Это дороже, чем в рознице, ведь в цену маркетплейсов всегда зашита доставка. Что касается магазинов, то есть понятие розничная номинальная цена, т.е. фиксированная, которая не меняется в зависимости от спроса и предложения. Мы пытаемся сформировать такую для нашей продукции на всех торговых точках. Хотя, конечно, каждая сеть самостоятельно проводит акции, чтобы привлечь покупателей.
– Весной стоимость вашей минералки выросла.
– Учитывая общую тенденцию роста стоимости входящих материалов, энергоресурсов и услуг, как и все производители, мы были вынуждены поднять отпускную цену.
– Что сильнее всего повлияло на экономику?
– На себестоимости продукции сказались многие факторы – и рост заработных плат, и вложения в производство и т.д. Кроме того, постановлением Правительства РФ была определена дорожная карта с указанием сроков внедрения в производства системы «Честный знак». Мы это сделали и понесли большие затраты. Это вынужденная мера. Процесс внедрения «Честного знака» продолжается. Если до этого был объемно-сортовой учет, то сейчас поэкземплярный. Это проблема и для бизнеса, и для дилера. Например, раньше в газель загружали 100 упаковок «Омская 1», выписывали документы, экспедитор развозил воду, как ему удобно, раздавал документы – и все. Сейчас каждая упаковка предназначается для конкретного магазина, невозможно отдать ближайшую. Дилер вынужден нанимать дополнительных людей, сокращать запасы готовой продукции, чтобы освободить площади под сортировку по торговым точкам. Если экспедитор ошибется и привезет мою упаковку вам, вы ее продать не сможете.
– Проблема только у дилера?
– Не только. Мы более 12 миллионов рублей потратили на оборудование для маркировки системы «Честный знак» для всех линий розлива. Многие компании спохватились чуть ли не в январе текущего года, а мы начали ставить оборудование с 2021 года, т.е. готовились в течение 3,5 года. Сначала наносили DataMatrix коды на бутылки, потом перешли на упаковочную агрегацию, затем создали палетную, начали обмениваться с дилером продукцией по системе «Честный знак». Проблем с ней хватает. Бывает, что производство до 30% времени простаивает, пока решаем вопросы, связанные с работой «Честного знака». Если падает скорость интернета, программа зависает, надо перезапускать. Случаются сбои, когда камера почему-то не считывает маркировку. Мы собираем продукцию в упаковки, потом в палеты, на каждом этапе маркируем, а в конце «Честный знак» говорит: одна упаковка в палете не учтена. И мы его уже не можем отправить, нужно распаковывать, искать. Остается много вопросов, на которые даже операторы «Честного знака» не могут ответить. Все предприятия с таким сталкиваются. Эта система уж точно не увеличила производительность труда.
– Другие регионы пытаетесь завоевывать?
– Мы готовы, но есть серьезные вопросы к логистике. Продукция, которая развозится по городу, перекрывается прибылью, та, что доставляется в радиусе 100 километров, выходит в ноль, свыше – уже пошли минусы. Например, чтобы воду доставить в Тару (а это надо делать два-три раза в месяц), придется преодолевать более 600 километров в обе стороны. Поэтому мы очень взвешенно подходим к открытию других регионов. Заходим только с «Омская 1», потому что это эксклюзивный продукт. Можно двигаться двумя путями. Первый – через дилера, второй – через федеральные сети.
– Предприятие планирует развивать производственные мощности?
– Мы за последние два года обновили практически все технологическое оборудование, усовершенствовали системы охлаждения продукции, очистки воды.
– Кто производитель новых аппаратов и систем?
– Китай. Мы сотрудничаем с новосибирской инжиниринговой компанией, которая занимается поставками оборудования из КНР. В Поднебесной специально под наши потребности и задачи его изготовили. В августе 2024 года установили розливо-укупорочный и выдувальный автоматы.
– Новое оборудование более мощное? Значит, и объемы могут вырасти?
– Наши мощности сегодня позволяют в два раза увеличить выпуск продукции.
– За счет чего финансировалась модернизация производства – прибыли предприятия или заемных средств?
– До прошлого года компания обходилась собственными. В 2024 году поступило предложение от Фонда поддержки малого предпринимательства воспользоваться заемными средствами на приобретение выдувального автомата. Сделка свершилась, в настоящее время возвращаем заемные средства. Наши погрузочные и разгрузочные машины, легковой парк, спецтранспорт обновили за счет лизинга. Предприятие относится к малому бизнесу, у нас работает до 100 человек. Коллектив устоявшийся, многие трудятся практически с основания завода. Мы тесно сотрудничаем с Омским областным союзом предпринимателей, ТПП Омской области, участвуем в благотворительной деятельности, например, отправляли питьевую воду в Усть-Ишим, когда было наводнение, а сейчас – нашим бойцам, участвующим в СВО.
– Эдуард Александрович, знаю, что вы не так давно руководите заводом. А чем занимались раньше?
– Я пришел на предприятие в марте 2024 года. До этого более 20 лет трудился в банковской сфере. Меня пригласили заниматься экономикой, и несколько месяцев я в качестве заместителя генерального директора курировал финансовые вопросы. В августе 2024 года акционеры, которые много лет самостоятельно управляли предприятием, доверили руководство мне.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 июля 2025 года.
© Фото автора




