С зарубежного IP-адреса не всегда получится зайти в китайскую систему или оформить платную подписку, потому что для этого нужно иметь китайскую сим-карту или карту местного банка.
В Cosmos Omsk Hotel в рамках Североазиатского международного форума «Право для бизнеса», организованного юридической компанией «Лексфорт» и маркетинговым B2B агентством partisans, в сентябре прошла панельная сессия, посвященная актуальным проблемам внешнеэкономической деятельности. Представляем читателям выступление на этом мероприятии старшего менеджера компании «Технологии Доверия» Марины ЗВЯГИНЦЕВОЙ:
— Бизнесу важно проверять контрагентов в любой юрисдикции – хоть в Китае, хоть в России. В первую очередь, чтобы убедиться в том, что компания реальна, не является технической, действительно зарегистрирована и ведет бизнес в стране регистрации. Второй момент – наличие необходимого опыта: обладает ли контрагент заявленными мощностями для производства и поставки товара. Также стоит выявить скрытые риски – например, вовлеченность в крупные судебные разбирательства, нестабильное финансовое положение. И, конечно же, установить реальных бенефициаров, потому что компания – это оболочка, а по факту мы работаем с людьми. При проведении проверки своего делового партнера важно узнать, действительно ли ключевые люди принимают решения от лица контрагента и обладают необходимым опытом и позитивной репутацией на рынке.
Выделю пять ключевых моментов, на которые мы обращаем внимание при работе именно с китайскими партнерами. Первое – юридический статус. В Китае встречаются компании, которые работают под поддельными лицензиями либо имеют просроченные лицензии. Иногда фирмы даже не имеют права вести деятельность в той сфере, где предлагают сотрудничество. Второй важный момент – финансовая информация. В Китае компании очень редко публикуют финансовую отчетность, поэтому не всегда просто составить впечатление, нет ли у компании финансовых трудностей либо других проблем, способных помешать выполнению условия договора.
Далее. Часто встречаются случаи, когда китайские компании могут заявлять о наличии собственных производственных мощностей, но потом передавать контракт мелкой фабрике – собственно, из-за этого возникает риск поставки товара низкого качества. Репутация и отзывы. Это доступно на китайских ресурсах, в локальных базах данных. Отсутствие информации в публичном поле является индикатором того, что мы можем иметь дело с недобросовестным партнером или даже мошенником. И наконец, условия договора при работе с китайскими компаниями. Нужно быть готовым к тому, что вам на переговорах предложат внести предоплату. Это нормальная практика, демонстрирующая серьезность ваших намерений.
Приведу пример классической мошеннической схемы, с которой продолжают иногда сталкиваться наши клиенты. Предприниматель планировал расширение производственных мощностей. Он провел первичную проверку самостоятельно, изучил сайт компании – он был оформлен довольно качественно, что, кстати, редкость для китайских производителей. Менеджеры, с которыми общался клиент, очень оперативно, на хорошем английском отвечали на все вопросы. Клиент даже посетил производство, договорился о скидке, перевел предоплату, и поставщик перестал выходить на связь, отвечать на имейлы, предоплата не была возвращена. После этого клиент обратился к специалистам, которые находятся непосредственно в Китае и помогают с определением репутации контрагентов.
Выяснилось, что человек, с которым общался наш клиент, вообще не имеет отношения к фабрике. В Китае распространена история, когда третьим лицам дают возможность приводить иностранных клиентов на производство, организовывать экскурсии: агенты получают комиссию, а фабрика – заказ. Наличие такой лазейки позволяет недобросовестным игрокам рынка брать предоплату, но по факту не поставлять товар и даже не передавать заказ фабрике.
Мы с вами привыкли, что в России хорошее раскрытие информации: можно найти информацию о компаниях, владельцах, проверить отзывы, репутацию, почитать материалы в прессе о потенциальном бизнес-партнере. В других юрисдикциях, конечно, тоже есть такая информация, но если говорить именно про Китай, то существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при проведения проверки.
Китайские ресурсы не содержат достаточного количества информации о компаниях, особенно если речь идет о среднем и малом бизнесе. Здесь возрастает значимость доступа к локальным источникам данных. Но даже к ним доступ может быть ограничен. Например, с зарубежного IP-адреса не всегда получится зайти в китайскую систему или оформить платную подписку, потому что для этого нужно иметь китайскую сим-карту или карту местного банка. И самый серьезный аспект, конечно, языковой барьер. В 90% случаев информация о китайских компаниях будет на китайском языке. Поэтому углубленную проверку стоит проводить со специалистом, владеющим китайским. И есть отдельные особенности: у Гонконга и Макао свои нормы раскрытия, свои регистры, к ним проверки по обычным китайским источникам будут неприменимы.
В ходе проверки нужно анализировать все доступные открытые источники: веб-сайт, контактные данные, отзывы. У веб-сайта полезно посмотреть, когда он был зарегистрирован, когда в последний раз был обновлен. Если сайт создан давно и существует в статичном виде, это тоже может быть признаком компании-однодневки. Также можно посмотреть, на кого домен зарегистрирован, совпадает ли регистратор с компанией, с которой вы ведете переговоры. Всегда можно запросить бизнес-лицензии, документы, подтверждающие полномочия директора, сертификаты качества. Все это обязательно нужно изучить, верифицировать и желательно сравнить с информацией о компании из открытых источников.
Также можно использовать сервисы геолокации и хотя бы на карте посмотреть, действительно ли по указанному адресу расположены заявленные производственные мощности. Либо привлечь специальную компанию, которая занимается выездными проверками и может подтвердить, что необходимый товар действительно там производится. Помимо международных баз данных, существуют локальные провайдеры, которые уже наладили отношения с Россией и предоставляют отчеты о местных предприятиях.
Работа с китайскими контрагентами, безусловно, открывает новые возможности, но при этом несет риски, и проверка благонадежности контрагентов – не просто формальность, а эффективный инструмент для того, чтобы эти возможные риски нивелировать.
Ранее репортаж был доступен только в бумажной версии газеты «Коммерческие вести» от 8 октября 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ




