Все рубрики
В Омске воскресенье, 7 Декабря
В Омске:
Пробки: 4 балла
Курсы ЦБ: $ 76,0937    € 88,7028

Таможня: участникам ВЭД придется перестроить свою работу в рамках продолжения правительственной политики по обелению рынка товаров, ввозимых из государств – членов ЕАЭС

16 ноября 2025 14:00
0
1465

Бизнесу перестроиться: предоставлять информацию и вносить платежи на счет налогового органа теперь придется до ввоза товаров в РФ. 

В ближайшие годы произойдет серьезная трансформация Федеральной таможенной службы России, призванная продолжить обеление отечественной экономики и ее цифровизацию. О подробностях масштабных изменений профессионалы Омской таможни рассказали обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.

Логистические мощности

Дмитрий ЛУНЕВ, исполняющий обязанности начальника Омской таможни:

– В этом году мы отмечаем 34 года с момента образования Федеральной таможенной службы и юбилей встретим серьезными изменениями. Подчеркну, что Омская таможня – таможня фактического контроля. Мы находимся внутри территории ЕАЭС: сюда прибывают грузы для проведения таможенного декларирования. Проводим в основном контроль импортных и экспортных грузов, контроль товаров, перевозимых физическими лицами, транспортных средств. Помимо международного воздушного пункта пропуска в аэропорту «Омск-Центральный», у нас есть постконтроль и мобильные группы в непосредственной близости от государственной границы с Республикой Казахстан. Фиксируем неуклонный рост количества грузов, поступающих в Омскую область за последние три года.

– Можете уточнить эти объемы?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– В настоящее время Федеральная таможенная служба России открыто публикует только определенный перечень статистической информации. Но могу сказать, что объемы ежегодно увеличиваются на 30% и уже понятно, что 2025 год не станет исключением. Это способствует модернизации склада временного хранения, на котором находится Омский таможенный пост. В этом году владельцу склада предъявлены новые требования, и они выполнены в полном объеме. Площадь увеличена более чем на 1000 кв.м, установлена система автоматического считывания номеров транспортных средств, прибывающих на пост, с занесением их в базу данных. Ведется видеонаблюдение процесса проведения таможенного контроля, изображение передается в режиме реального времени в Омскую таможню и даже в Сибирское таможенное управление. Камеры настолько высокоточные, что при многократном приближении можно легко прочитать написанное на листе бумаги. В следующем году планируется дальнейшее расширение склада временного хранения, поскольку поток транспортных средств стабильно растет. Этим летом стало особенно очевидно, что мощности едва справляются с нагрузкой.

– А пространственные возможности для развития-то есть?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Есть. Анализ проводится и правительством Омской области по поручению губернатора в контексте создания в регионе логистических центров. Мы тоже, совместно с бизнесом, ведем активную работу над развитием инфраструктуры. В этом году открыли таможенный склад закрытого типа на более чем 600 кв.м, где три года после ввоза может храниться сельхозтехника, пока на нее не найдется покупатель. Для дилера это очень удобно. Есть у нас и таможенный склад открытого типа «Фирмы 17», на котором разрешено проводить маркировку товаров, которые не были промаркированы в стране-производителе. Например, в 2025 году этой возможностью воспользовался дистрибьютор автомобильных шин. Очень востребованное направление. Но большинство товаров все же сразу маркируется импортером при отправке, чтобы максимально снизить издержки.

– Контроль маркировки проводится выборочно?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Конечно. Все товарные партии, естественно, невозможно проверить – это сотни тысяч марок. У нас внедрена система управления рисками, в том числе работающая в автоматическом режиме. Разумеется, не все доверяется автоматическому контролю, именно в этом случае назначение проверочных мероприятий проводится по результатам анализа человеком.

Также – продолжу про развитие инфраструктуры – в текущем году планируем открыть склад временного хранения закрытого типа на 150 кв.м для компании, занимающейся ввозом цветов из Китая. В Омскую область перерегистрировалось московское предприятие, в перспективе намереваясь на территории региона организовать цветочный хаб. Конечно, таможенный досмотр такой продукции достаточно сложный, поэтому совместно с бизнесом проработали вопрос обеспечения таможенного контроля при соблюдении надлежащих условий хранения скоропортящихся товаров.

Сергей КИНСФАТОР, исполняющий обязанности первого заместителя начальника Омской таможни:

– Добавлю, что для участников ВЭД, ввозящих в страну крупное оборудование несколькими партиями, существует возможность создания собственного склада-получателя. Действующие склады временного хранения не способны вместить одновременно, к примеру, 50 партий товаров, а их нахождение в одном месте необходимо для подачи декларации на товары. Заказчик может не оплачивать длительное пребывание крупнотоннажного груза на складе временного хранения, а организовать склад получателя прямо у себя на предприятии, там же мы создаем временную зону таможенного контроля. С целью удобства и ускорения совершения таможенных операций по ввозу комплектующих для строительства инфраструктурного проекта в октябре текущего года открыли склад получателя, а также обеспечиваем проведение таможенного контроля в кратчайшие сроки.

Таможенное декларирование

– В основном вы занимаетесь контролем прибывающих грузов.

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Да, но функция проведения таможенного декларирования с нас все-таки не снимается, хоть это и единичные случаи – в основном это происходит в Центрах электронного декларирования. Определенные категории товаров, допустим, продукция военного назначения может декларироваться и у нас. Кстати, хочу отметить для ваших читателей, что мы способны помочь поставить на учет продукцию, которая незаконно ввезена на территорию Российской Федерации. В этом году к нам сама обратилась добропорядочная компания, именно так и получившая станки. И мы помогли официально легализовать оборудование. В случае проявления инициативы участник внешнеэкономической деятельности не несет административной ответственности и должен только осуществить декларирование и уплатить таможенные платежи. В Омской области пока нет обращений, но коллеги из других регионов рассказывают, что к ним приходят с майнинг-оборудованием – деятельность на государственном уровне легализовали, и чтобы поставить оборудование на налоговый учет, необходимо провести его таможенную очистку. Мы призываем предпринимателей обращаться к нам напрямую – проведем необходимый анализ документов и поможем обелить технику. Уже выявили на рынке четыре случая незадекларированных товаров – телефоны, электроника – предложили участникам ВЭД провести таможенное декларирование, теперь их продукция законно обращается на территории Российской Федерации.

– Какие еще изменения ждут таможню в ближайшее время?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– В декабре будет введена диспетчеризация, которая позволит Сибирской электронной таможне совместно с Дальневосточным таможенным управлением обеспечить равномерную нагрузку в работе в разных часовых поясах. Оформить декларацию можно будет в одном из двух Центров электронного декларирования. Это сделано для ликвидации простаивания грузов. С марта следующего года для ускорения проведения таможенных операций и упомянутого устранения неравномерности нагрузки декларации будут подаваться не в конкретный Центр электронного декларирования, а в единый центр в Москву. А уже оттуда направляться в непосредственно таможенные органы. Получится глобальная сеть распределения таможенных деклараций.

– Как это затронет конкретно Омскую таможню?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Нас это затронет только в части проведения фактического контроля. Сейчас примерно 20% грузов, с которыми мы работаем, – омские, сибирские, по которым декларации на товары подаются в Сибирскую электронную таможню, а в 80% случаев декларации подаются в другие ЦЭДы, в основном Владивостокский и Северо-Западный, так что практика у нас есть. Процесс полностью автоматизирован: от ЦЭД приходит поручение о необходимости проведения форм контроля, и мы их организовываем.

Кстати, несмотря на то, что у нас практически нет декларирования коммерческих партий товаров, нами за этот год в федеральный бюджет РФ перечислено таможенных платежей почти на 400 млн рублей. Это и контроль после выпуска товаров, и платежи физических лиц, и утилизационный сбор.

Иностранные автомобили поступают ежедневно

– Но автомобилей ведь меньше?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Меньше. В предыдущие годы сумма доначислений была существенно больше. Ажиотажа нет – равномерный поток из 3–5 автомобилей в день. Еще одно из направлений нашей работы с физическими лицами – международные почтовые оформления. Большинство заказов с маркетплейсов из иностранных государств проходят через специализированные таможни. Но в некоторых случаях требуются дополнительные сведения – при выявлении возможной покупки не для личного пользования, а коммерческой выгоды. Например, если человек заказал целый десяток одинаковых смартфонов. Центры декларирования находятся рядом с почтовыми логистическими хабами, получить там объяснение от физического лица невозможно, поэтому груз направляется для оформления на таможенный пост. Около 10 таких проверок в неделю приходится проводить. Обращаем внимание не только на коммерческие партии, но и на порошки, специи и прочие подозрительные субстанции.

– А как вы распознаете коммерческие намерения? Вдруг человек хочет десяток айфонов раздарить внутри своей семьи?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Порой это выливается в настоящее детективное расследование, каждый случай всесторонне анализируется. Конечно, мы допускаем мысль, что человек приобрел товары для своей семьи. Но если человек утверждает, что это так, а у самого партия импортных кроссовок разных размеров из одной модной линейки и магазин по продаже спортивной экипировки – вряд ли это чудесное совпадение. Не скрою, доходит порой и до конфликтов, особенно если предыдущие партии не вызывали у нас вопросов. Но почтовые таможни совершенствуются, накапливается база данных и, если поставки в течение одного месяца повторяются, система рекомендует провести углубленный контроль. Так что у нас имеется достаточная практика как отличить заказы для личного пользования от товаров для ведения бизнеса.

Воздушные ворота

– Как себя чувствует международный воздушный пункт пропуска в аэропорту?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Каких-то глобальных изменений нет. Действуют стандартные туристические направления: рейсы в Узбекистан, Турцию, Египет. В зимний период откроются Вьетнам и Таиланд. Из нововведений этого года, пожалуй, включение таможенного поста Аэропорт Омск в постановление Правительства РФ по работе в отношении грузов, которые раньше контролировали фитосанитары и ветеринары. Полномочия по контролю грузов растительного и животного происхождения переданы должным лицам таможенного органа для упрощения и ускорения их декларации. Конечно, проведение экспертиз остается в ведении Россельхознадзора, но документальный контроль, к примеру, питомцев проводят сотрудники таможенного поста аэропорта. Уже зафиксировано 10 нарушений с августа, но в основном они касаются съедобных товаров – например, творог не прошел дополнительную обработку и, не находясь в термической, заводской упаковке, может быть опасен.

– Пассажиры порой недовольны длительным прохождением контроля.

Дмитрий ЛУНЕВ:

– В целом мы укладываемся в час-полтора при принятии международных рейсов. Омский аэропорт, как известно, недостаточно оборудован, в нем нет зеленого коридора с его упрощенной работой с потоком пассажиров. Сейчас мы активно взаимодействуем с проектировщиками «Омск-Федоровки» – там эта система предусмотрена. Как и много других перспективных направлений, которые позволят упростить и ускорить проведение таможенного контроля.

– А зеленый коридор для бизнеса работает?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Конечно. Упрощенным ввозом товаров пользуется по-прежнему только одна компания – «Омское продовольствие». Мы рассылаем уведомления компаниям, удовлетворяющим требованиям зеленого коридора для бизнеса (их в регионе с десяток), но это двусторонний процесс – должна быть встречная инициатива. Предприниматели заявляют нам, что они и так достаточно просто оформляются. Действительно, таможенная декларация в Центре электронного декларирования может быть обработана и выпущена в автоматическом режиме в считанные минуты – то есть уже налажен надежный и оперативный процесс.

– Что происходит с экспортными пошлинами?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– В прошлом году постановление правительства, регулировавшее экспортные пошлины, отменили. Поэтому значительный блок вопросов для экспортирующего бизнеса снят. А практика, например, в отношении зерновых не изменилась. Еще раз подчеркну, что мы открыты к прямому общению с бизнесом. У нас есть и консультирование, и телефон горячей линии. Бесплатные, само собой. Многие вопросы участник ВЭД может решить на этапе до поставки, чтобы избежать сложностей. С крупными импортерами и экспортерами я лично поддерживаю контакты. Продолжаем работать над ускорением, упрощением и повышением комфорта всех таможенных операций, на консультативных советах собираем предложения от представителей деловых кругов по совершенствованию технологий совершения таможенных операций в контексте реинжиниринга таможенных процессов.

Мобильные группы

– Расскажите про направление постконтроля.

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Мы имеем право в течение трех лет провести проверку после выпуска товаров, поэтому убедительно просим участников ВЭД сохранять все документы по таможенной очистке, чтобы можно было впоследствии показать легальность ввоза и правильность оформления. Сейчас акцент работы таможенных органов смещается на максимально оперативный выпуск товаров при декларировании и проведении последующего контроля после выпуска товаров.

Татьяна ТЕРЕХИНА, заместитель начальника Омской таможни – начальник службы таможенного контроля после выпуска товаров:

– В этом году в рамках постконтроля доначислено более 170 млн рублей. Среди выявленных нарушений: недостоверное заявление кода ТН ВЭД ЕАЭС, недостоверное заявление таможенной стоимости товара, занижение размера уплаты вывозной таможенной пошлины. Фискальный эффект в 2025 году превосходит произведенные доначисления: взыскано 182 млн. В настоящее время формируется судебная практика по выявленным схемам уклонения от уплаты таможенных платежей. Это невключение в структуру таможенной стоимости лицензионных платежей, а также дивидендов, выплачиваемых иностранным учредителям. По этим высокобюджетным направлениям ведется особо тщательный и серьезный анализ – фактически аудит на уровне международных стандартов финансовой и бухгалтерской отчетности.

Дмитрий ЛУНЕВ:

– По линии контроля после выпуска товаров грядут изменения в части усиления контроля мобильными группами. Мы контролируем коммерческие грузы: у нас есть и выявление незаконного ввоза товаров, и фиктивных поставок – материалы передаем в полицию. В ближайшие годы с этим столкнется в том числе Омская область – участникам ВЭД придется перестроить свою работу в рамках продолжения правительственной политики по обелению рынка товаров, ввозимых из государств – членов ЕАЭС. Раньше статформы подавались уже после прибытия груза из иностранных государств на склады. Сейчас рассматривается вопрос введения иного порядка: необходимости предоставлять информацию до ввоза товаров, а также вносить платежи на счет налогового органа. Практика стартует в отношении автомобильного транспорта в первой половине 2026 года.

– А поясните, как это выглядит со стороны бизнеса.

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Участник внешнеэкономической деятельности вносит денежное обеспечение груза, ввозимого в Россию, получает QR-код. Этот код направляется водителю, он показывает его при пересечении государственной границы с Республикой Казахстан, и мы понимаем, что товар ввозится законно. Если раньше приходилось изучать, является ли фирма однодневкой, а поставка фиктивной, то сейчас считывание кода позволит узнать полную информацию о грузе.

– Для таможни это явное упрощение работы. А для предпринимателей?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Для тех, кто работает в белую, это тоже упрощение. Я неоднократно лично слышал предложение добропорядочного бизнеса уравнять для всех правила игры. Новая система как раз решит этот вопрос. Не должно быть не только незаконного ввоза товаров, но и реализации товара на территории РФ иностранцами без уплаты налогов. В ближайшее время будем подробно разъяснять правила, отвечать на вопросы совместно с Торгово-промышленной палатой, Российским экспортным центром, привлекать к освещению СМИ. В 2027–2028 годах такой же порядок планируется распространить и на железнодорожные, морские и речные перевозки. Соответственно, бизнесу нужно адаптироваться к нововведениям.

– А с вашей стороны какая подготовка происходит?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Понимание проведения процесса контроля уже есть – мобильные группы ведь уже функционируют. Но необходимо освоить такую работу не только автомобильным, но и другими видами транспорта, а значит придется увеличить штат, получить новую технику для считывания кодов. Контроль перевозок железнодорожным и речным видами транспорта потребуют серьезной работы над инфраструктурой. Уже ведутся расчеты.

– Какие еще есть направления контроля?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Отмечу еще одно направление, которое осуществляют должностные лица мобильных групп. Тут нам есть чем гордиться, потому что контроль осуществляется не только за грузами, прибывающими в РФ, но и следующими через Омскую область в иностранные государства, в том числе недружественные. Мы особенно тщательно занимаемся этим с начала специальной военной операции в тесном взаимодействии с Федеральной службой безопасности по Омской области. И есть серьезные результаты.

Валерий РАСКОЛОВ, заместитель начальника Омской таможни по правоохранительной деятельности:

– В этом году Омской таможней по результатам проведенного таможенного контроля изъято по делам об административных правонарушениях товаров на сумму 70 млн рублей. Согласно документам товары следовали в Великобританию, Польшу и Германию, то есть в страны, которые ввели санкции в отношении Российской Федерации. В соответствии порядком, установленным Правительством РФ, товары, задержанные таможенными органами и конфискованные по решениям судов, оперативно передаются в распоряжение Министерства обороны для нужд СВО. Отобрано и соответственно передано таможней имущества на общую сумму 33 млн рублей: автомобиль, солнечные панели, планшетные компьютеры, внешние аккумуляторы, фонарики, беспроводные зарядные устройства, электровелосипеды и даже 450 креплений для оптических прицелов.

– А какова судьба, к примеру, изъятых мотоциклов?

Валерий РАСКОЛОВ, заместитель начальника таможни по правоохранительной деятельности:

– В июне 2025 года сотрудники мобильных групп Омской таможни задержали транспортные средства, перевозящие товар из Республики Казахстан в Российскую Федерацию. Документов, подтверждающих таможенное оформление на территории ЕАЭС перемещаемого товара, представлено не было. Мы изъяли 195 единиц мото- и электротехники (квадроциклы, скутеры, питбайки, электрические трициклы) и запасные части к ним. Стоимость товаров составила 21,7 млн рублей. Поскольку владелец не предпринял мер по таможенному оформлению (таможенные платежи составили 3,7 млн рублей), они будут обращены в федеральную собственность. Сейчас мы также проводим проверочные мероприятия в отношении еще 76 единиц мототехники, изъятой в Омске на складе одного из торговых предприятий.

Судебные дела

– Какова статистика по уголовным и административным делам?

Валерий РАСКОЛОВ:

– В этом году Омской таможней возбуждено 10 уголовных дел: шесть экономической направленности и четыре по линии борьбы с контрабандой наркотиков. В 2025 году из незаконного оборота изъято 124 кг прекурсоров и наркотических средств, 13 кг сильнодействующих веществ, которые были незаконно перемещены через государственную границу РФ. По результатам проведенных оперативно-розыскных и следственных мероприятий пресечена деятельность организованной преступной группы, осуществлявшей реализацию на территории Омской области запрещенных веществ, два гражданина РФ по приговору суда осуждены на 3,6 года и исправительные работы. Также в этом году выявлена и пресечена деятельность двух нарколабораторий, на которых осуществлялись изготовление, фасовка и дальнейшая реализация НС и СДВ на территории РФ. Остальные уголовные дела в настоящее время расследуются, но у нас нет сомнений, что они завершатся обвинительными приговорами. Помимо этого, за девять месяцев 2025 года таможней возбуждено 1201 дело об административных правонарушениях. Наибольшее количество возбуждено по следующим составам: непредоставление и несвоевременное предоставление в таможенные органы статистических форм учета перемещения товаров, нарушение валютного законодательства, недекларирование и недостоверное декларирование товаров, несоблюдение запретов и ограничений на ввоз (вывоз) товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в РФ. В этом году мы назначили наказания в виде административного штрафа на сумму более 5 млн рублей, 4 млн уже взысканы. Сумма назначенных и взысканных отличается, поскольку государство позволяет физическим, должностным, юридическим лицам оплачивать 50% штрафа, если это происходит в течение 20 дней после вынесения наказания. Взыскиваемость по наложенным штрафам у нас высокая и составляет 99%.

– Напомните, сколько вы в прошлом году передали средств в федеральный бюджет?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Более 700 млн рублей. В этом году объем будет меньше, поскольку меньше уплачивается утилизационного сбора.

Таможенные кадры

– Как решаете кадровый вопрос?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Укомплектованность у нас высокая, но единичные вакансии имеются, всегда готовы к принятию новых сотрудников. Таможенников готовят ОмГУПС и ОмГТУ, мы присутствуем на защите дипломов, приглашаем студентов на практику. Многие из них работают не только в Омской таможне, но и по всей России – специальность очень востребована. Однако мы принимаем на работу и людей с высшим, но не профильным образованием. В этом году в качестве эксперимента проводим профориентацию по таможенному делу в школе №11. Дети очень интересуются, задают много вопросов, ведь с таможней и таможенными правоотношениями в жизни приходится сталкиваться многим, даже по личным вопросам.

Галина КОБЗЕВА, заместитель начальника отдела государственной службы и кадров Омской таможни:

– Адаптироваться молодым должностным лицам помогает Молодежный совет таможни. Не менее активен и Совет ветеранов, особенно душа нашего коллектива – первый начальник Омской таможни Валерий ХАЛЕЦКИЙ. Даже выходя на пенсию, наши сотрудники остаются членами команды. Большое внимание уделяется занятиям спортом: в этом году Омская таможня заняла в соревнованиях «Динамо» первое место по гиревому спорту и второе в командном зачете по стрельбе из боевого стрелкового оружия. В чемпионате Сибирского таможенного управления первое место заняли омские кинологи. Принимаем участие в благотворительной акции Народного фронта «Все для Победы». За активное участие в акции четыре должностных лица таможни поощрены Исполкомом Народного фронта в Омской области. На постоянной основе Омская таможня оказывает помощь подшефному детскому дому.

– Когда у Омской таможни появится начальник, а не исполняющий обязанности?

Дмитрий ЛУНЕВ:

– Это решает Федеральная таможенная служба. Вопрос на стадии рассмотрения.

Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» 29 октября 2025 года.

Фото © Максим КАРМАЕВ



Реклама. ООО «ОМСКРИЭЛТ.КОМ-НЕДВИЖИМОСТЬ». ИНН 5504245601 erid:LjN8KafkP
Комментарии
Комментариев нет.

Ваш комментарий

С начала года дистанционные мошенники сцапали у омичей полтора миллиарда рублей

В частности, люди продолжают доверять предложениям в интернете о заработке через инвестирование денежных средств. 

6 декабря 18:00
1
350

Наверх
Наверх
Сообщение об ошибке
Вы можете сообщить администрации газеты «Коммерческие вести»
об ошибках и неточностях на сайте.