С прошлого года плюс 1300% ходатайств об аресте имущества – их и рассматривают целыми днями дежурные судьи.
В Омске рамках Североазиатского международного форума «Право для бизнеса», организованного юридической компанией «Лексфорт» и маркетинговым B2B агентством Partisans, прошла панельная сессия, посвященная актуальным рискам компаний и бенефициаров в 2025 году. Представляем читателям выступление на этой сессии партнера Romanov&Partners Матвея ПРОТАСОВА:
— Как показывает не только уголовная, но и вся остальная практика, все средства хороши для пополнения бюджета. Чтобы не злоупотребляли сроком исковой давности, увеличим его на 10 лет. Чтобы не злоупотребляли дроблением бизнеса, снизим порог доходов на «упрощенке» с 60 млн до 10 млн (свыше платится НДС), и дробить уже будет нечего. Никогда еще государственные деньги не были так токсичны, как сейчас. Любые госзаказы рассматриваются не то что под увеличительным стеклом, а под микроскопом. Вся надежда на применение мер к несовершению преступления и несозданию предпосылок для уголовного дела – до, а не после. Если они приняты не были – медицина бессильна.
Ровно неделю назад встретился со следователем, и он честно признался, что им поставили задачу наполнять бюджет – находить любые поводы и возбуждать дела по статьям, где есть конфискация. Так внезапно появилась фальсификация платежек – спасибо госпоже БЛИНОВСКОЙ – статья, которую даже в институте все пропускали (3 марта 2025 года суд приговорил «королеву марафонов» Елену БЛИНОВСКУЮ к пяти годам колонии общего режима за отмывание денег и неправомерный оборот средств платежей; от ответственности за неуплату налогов блогершу освободили в связи с истечением срока давности преступления – к концу февраля 2025 года с учетом пеней и штрафов ее налоговая задолженность выросла до 1,4 млрд рублей. – Прим. авт.).
Единственное, что меня во этом всем подбадривает, как гражданина, – то, что круг лиц, подвергающихся преследованию, расширился в несвойственном ключе. Пора специальный генеральский СИЗО создавать в Москве. Чиновников, правоохранителей осуждают десятками. Это обоюдоострая история и она показывает, что не все можно решить кулуарно. Четыре из пяти игроков в русскую рулетку скажут, что она абсолютно безопасна. Однако, сейчас в барабан добавили еще пару патронов, и я очень не советую рисковать. Аргумент «все дают откаты, весь бизнес не пересажают» больше не работает. Коррупция становится все более элитарным институтом… Не для простых смертных.
На 40% увеличилось количество уголовных дел по «левым» валютным платежам. Даже торговлю с восточными союзниками очень внимательно изучают. Сколько раз говорили, что IP-адрес – главный триггер? Все слышали, но все продолжают использовать один IP-адрес. Сейчас электронный документооборот, и доказать неаффилированность при такой диспозиции будет очень сложно. Невозможно переоценить важность истории с электронными следами. Доподлинно известно, что спецслужбы очень хорошо платят специально обученным хакерам, добывающим конфиденциальную информацию. А уже потом они прицельно приходят с обыском, заранее зная, на какие компьютеры обратить внимание. Информационная безопасность должна быть запредельно приоритетной.
Что же со всем этим делать? Во-первых, дружить с адвокатом до проблем, а не после. Я вообще считаю, что адвокат должен входить в бизнес-соцпакет… Во-вторых, все сводится к людям. В уголовном праве, тем более при новейших тенденциях, главное не документальная составляющая (документы можно сжечь и прочее), а пара-тройка разговорчивых ребят, которые готовы все подписать, сведя все ваши усилия на нет. Поэтому надо знать своих людей, работать с ними, понимать, чего от них ждать. Нестрессоустойчивые сотрудники не должны соприкасаться с чувствительной информацией! Не должны с ней работать. Все сводится к тому, чтобы у бизнеса была крепость, в которую трудно проникнуть нахрапом. Изъятие в первые несколько дней информации может уничтожить возможности для эффективной защиты. Банально позаботьтесь для начала о грамотном пропускном режиме.
Беседовал я как-то в 22 часа 30 минут с судьей районного суда, спрашивал, отчего мы так допоздна засиделись. Мне ответили, что с прошлого года плюс 1300% ходатайств об аресте имущества – их и рассматривают целыми днями дежурные судьи, арестовывая все, до чего можно дотянуться. Если вкратце, мораль проста: то, до чего суды смогут дотянуться, не должно так выглядеть.
Отжимают не все, но удовольствия в любом случае очень мало. Тренд все тот же – максимальное возмещение ущерба в бюджет, даже если не привлекут к уголовной ответственности. Если раньше главная отчетная палка Следственного комитета, МВД, была направление дела в суд, то сейчас – количество денег, возвращенных в бюджет.
Ранее репортаж был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 5 ноября 2025 года.
Фото © Максим КАРМАЕВ







