Что будет дальше – сложно загадывать, все живем на пороховой бочке из-за экономики, повышения НДС.
«Коммерческие вести» и финансовый тренер Данил МАКАРЕНКО продолжают публиковать интервью с молодыми предпринимателями в рамках рубрики «Ухожу из найма». Очередным гостем рубрики стала Карина КАДРЯН. Карина владеет «Свободным пространством «SP» – это локация в центре Омска для проведения мероприятий по расписанию, арт-свиданий и творческих праздников.
– Карина, привет. Расскажи немного о себе. Чем ты занимаешься?
– Привет! Меня зовут Карина, мне 27 лет, и я руководитель и создатель свободного пространства «SP». Мы проводим всевозможные творческие и развлекательные мероприятия как в нашем пространстве в Омске, так и в выездных форматах. Сейчас нам уже три года.
– Кем ты работала в найме?
– Путь на самом деле долгий, я работаю с четырнадцати лет. Работать начала еще в школе, первая запись в трудовой – «Разнорабочий». Была промоутером, раздавала листовки, корма для животных. Потом поступила в университет на экономический факультет, там тоже продолжала подрабатывать. Параллельно были мелкие бизнес-истории: продавала резинки-пружинки, которых тогда не было в Омске, – девочки поймут, о чем я. Потом бокалы с надписями – их тогда тоже не было. Мы сняли первые сливки, а уже после этого они появились в Ашане, Fix Price и так далее.
После университета начала искать свой путь. У мамы была подруга, которая работала в министерстве экономики на госслужбе, и мне казалось, что это моя мечта: стабильная зарплата, хорошая жизнь, работа в пятидневку. Я пошла по ее стопам, меня взяли секретарем замминистра экономики, потом повысили до специалиста. В итоге я проработала там два года. Очень рада и благодарна этому опыту.
– Как ты приняла решение уйти из министерства и открыть собственное дело?
– Мне в какой-то момент стало всего недостаточно: и свободы, и денег, и работы. Я поняла, что мне нужно очень много работы, так как было много энергии, которую хотелось бы направить на что-то полезное. А на госслужбе этой энергии требовалось значительно меньше. Совпали и личные обстоятельства: мне изменил молодой человек, с которым я тогда жила, нужно было искать новое жилье. Для этого нужен был дополнительный доход, так как зарплаты в министерстве уже не хватало. Собственно, как-то это все в голове и сложилось, пришла идея открыть «Свободное пространство».
– А где ты брала капитал для открытия своего дела?
– Здесь начинается рубрика «Не пытайтесь повторить в домашних условиях» – я взяла деньги в долг. Не в банке, без процентов. Но все равно это была большая для меня сумма, полмиллиона рублей, и она сильно била по нервам, каждый день об этом думала. Отдавала я ее около года, это была нервотрепка. Я ни разу до того не брала в долг и не знала, что для меня это будет морально так тяжело.
– Расскажи подробнее про «Свободное пространство». Чем вы занимаетесь, какие услуги предоставляете, и как пришла идея именно этого бизнеса?
– Есть такая художница Софья МОРОЗЮК. Я на нее подписалась в соцсетях. Она рисовала картины-аффирмации с мотивирующими надписями. Я сама такие рисовала дома и подумала: почему в Омске никто так не делает? Мне показалось, что это хорошая бизнес-идея: арендовать помещение и проводить мастер-классы. На момент открытия у нас было всего пять направлений. Сейчас у нас более двадцати пяти направлений, три пространства и скоро откроется четвертое. Проводим творческие мероприятия – мастер-классы по керамике, изготовлению изделий из эпоксидной смолы, рисованию, а также развлекательные форматы: винные дегустации, игры в «Мафию», нетворкинги. Есть даже немного эзотерики, например, таро, хиромантия, астровстречи. Проводим как мероприятия по расписанию, так и частные форматы: арт-свидания, корпоративы, дни рождения. Работаем и на выезде – проводили мероприятия для Газпрома, Додо-пиццы, РЖД.
– Специалисты, которые проводят мероприятия – это ваши сотрудники? Можешь рассказать про экономику проекта, насколько это выгодно?
– Это наши сотрудники, они работают только на нашей площадке. Про экономику – если бы было невыгодно, я бы этим не занималась. Когда открывала, думала: если буду зарабатывать столько же, сколько в министерстве – буду счастлива. А потом стала зарабатывать в разы больше, и, конечно, стало приятнее развивать свое дело. Поэтому, конечно, выгодно.
– А порядок цифр можешь озвучить?
– Рентабельность по чистой прибыли не скажу, но мы проводим более двух тысяч мероприятий в год, около восьмисот человек в месяц к нам приходит. Команда немаленькая: менеджеры, управляющая, четыре администратора. Это большая гоночная машина, а не просто студия для себя.
– Давай вернемся к первым шагам после увольнения. Как ты существовала, когда не было стабильного денежного потока? Была подушка безопасности?
– Никакой подушки не было, я просто нырнула в неизвестность. Это было что-то сродни сумасшествию. Сейчас я бы так не сделала. Работала двадцать четыре часа в сутки, очень много нервов, стресса. Год в режиме выживания. Я не понимала, что делаю, не было просчитанной бизнес-модели. Все было наобум, хотя у меня экономическое образование. Это опыт, который я никому не советую повторять. Но то, что я имею сейчас – думаю, это мне воздается за тот год сложностей.
– То есть мечта о свободе и занятии любимым делом не оправдалась? Вместо графика с девяти до шести получилось двадцать четыре на семь?
– Думаю, да. Так оно и есть. И на самом деле до сих пор так. Я слежу за многими предпринимателями нашего масштаба – все внутри операционки, все включены в процессы, невозможно просто выключиться.
– Тогда, как ты считаешь, где в итоге больше свободы – в найме или в своем деле?
– Я думаю, точно в своем деле. Потому что ты постоянно выбираешь. Да, это двадцать четыре часа в сутки, но ты выбираешь. Ты выбираешь свой бизнес, нишу, продукт. Все показатели под твоим управлением. Ты постоянно выбираешь каждый следующий шаг в развитии – это и есть свобода. Свобода выбора. Поэтому здесь свобода максимальная. Даже тот факт, что можно поехать в отпуск, когда хочешь, выбрать горящие билеты – это все возможно. Да, в отпуске ты постоянно на телефоне, но ведь у многих и в найме так же.
– Ты упомянула, что стартовала без планов. Потом они появились? Как ты строила работу с командой?
– С командой была сложная история. Открывала бизнес наобум, бизнес-модель была нерабочая. Я отдавала зарплату ведущим мастер-классов больше, чем забирала себе. Несмотря на то, что из этих денег я еще оплачивала аренду, рекламу, уборку помещений. Потом пошла на наставничество, и мне указали на эту ошибку. Что просто невозможно существовать и развиваться с таким уровнем рентабельности. Был сложный разговор с командой, я объяснила, что не подрассчитала, и мне придется понизить им зарплату. Я очень переживала, думала, все уйдут, и я останусь одна. Но вопреки ожиданиям, не ушел никто. Сейчас все по-другому, все просчитано. Зарплата растет с ростом выручки, выручка прозрачна для всех сотрудников.
– Как ты находишь сотрудников, и где вы ищете клиентов?
– У нас все работает через соцсети. Сотрудников находим через вакансии, которые я публикую у себя в личном аккаунте. С управляющей я знакома еще со школы, вместе играли в КВН. Гости приходят тоже через соцсети, сарафанное радио, участвуем в городских мероприятиях. Точек касания много, каждый день над этим работает наш маркетолог.
– Есть ли у вас в Омске конкуренты и как вы взаимодействуете?
– Конечно, есть. Когда открывались, гуглила – таких мастер-классов не было, это было уникально. Потом появились. Есть конкуренты, с которыми мы хорошо общаемся. А есть те, кто вызывает грусть: используют некачественные материалы, и люди потом не хотят идти на мастер-классы вообще, они портят нишу. Мы делаем все, чтобы ниша жила и развивалась, чтобы у гостей оставались только положительные эмоции.
– Что бы ты посоветовала тем, кто хочет уйти из найма в свое дело?
– У меня не было человека, с которым можно было посоветоваться. Ни родственники, ни подруги не имеют опыта в бизнесе, и не понимали моих проблем. Поэтому мой совет – окружить себя такими же предпринимателями или пойти в наставничество. Можно взять франшизу – там есть помощь, опора. Делать все в одиночку и потом разгребать – тяжело.
– Был ли переломный момент, когда бизнес превратился из борьбы за выживание в историю успеха?
– Первая прибыль была через полгода – пятьсот рублей, купила на эти деньги пирог для команды. Потом я пошла на наставничество к Кристине ПОЛЯКОВОЙ, владелице ювелирного салона «CHANCE». Там мы разработали финмодель, как раз Кристина подсветила мне вопрос по зарплатам. Тогда же случился переезд, потому что место изначально я выбрала неправильное: 80 квадратов в центре, на улице Гагарина нам были не по карману. Я уже понимала, что нужно искать более компактное и дешевое помещение, но мне нужно было подтверждение, чтобы кто-то сказал: «Делай, все будет хорошо». И Кристина мне это дала. Мы переехали на Пушкина и начали развиваться. Вначале это было одно пространство, теперь уже три, и скоро открываем четвертое, там же, на цокольном этаже.
– Ты упоминала, что вы работаете и в корпоративном сегменте. Как вы выходили на тот же Газпром или Додо-пиццу?
– Через сотрудников, которые приходят к нам на мероприятия. Им нравится, и они несут идею в свою компанию. Например, к нам постоянно ходил на «Мафию» парень из РЖД. А потом он позвонил нам 7-го марта и спросил, можем ли мы срочно провести мастер-класс для их девушек. Ну мы и провели, на 50 человек. Иногда мы работаем на исходящий поток, пишем сами, или через «Опору России», ходим на нетворкинги. Буквально недавно из тридцати человек на мероприятиях о нас знали только двое. То есть поле не перепахано, нам еще работать и работать.
– Как выглядел твой типичный рабочий день на старте и сейчас?
– Раньше, когда не было сотрудников, я делала все сама: мыла полы, продавала, вела соцсети, встречала гостей. Это была ошибка. Надо было изначально открываться с расчетом, что это будут делать другие люди. Потом началось постепенное делегирование: сначала администраторы, потом маркетолог. Когда начинаешь делегировать, высвобождается время, видишь результат и рост. Сейчас у меня полное доверие к команде, на мне в основном управление. Но я все равно на связи, вопросы могут прилетать в любое время. Полноценных выходных нет, но я сейчас в декрете, и для меня это, наоборот, способ отвлечься от подгузников. Если бы не декрет, возможно, была бы другая ситуация, но по характеру я не могу просто лежать на пляже, мне нужно двигаться дальше.
– Какие продукты у вас самые популярные и прибыльные?
– Самая прибыльная и востребованная история – это керамика. Ее нельзя повторить дома, нужна печь для обжига. Плюс этот мастер-класс универсален – и для мужчин, и для женщин. Мужчине легко объяснить: «Пойдем сделаем кружку, будешь из нее чай пить». С картинами так не работает, от них практической пользы мужчины не видят.Также прибыльны частные форматы – дни рождения, корпоративы.
– Какие у тебя планы на развитие бизнеса?
– Мы открываем четвертое пространство по тому же адресу. Оно будет больше, для масштабных мероприятий и корпоративов. Развивать свою франшизу пока не планирую, по крайней мере, пока я в декрете. Но есть партнерская история: я помогаю подруге как наставник и как инвестор с открытием похожего проекта в Калининграде. Что будет дальше – сложно загадывать, все живем на пороховой бочке из-за экономики, повышения НДС. Хочется оставаться доступными для наших гостей, не повышать цены, но, вероятно, придется. Цель – расти, увеличивать все показатели, чтобы о нас знало все больше людей, и чтобы гости были довольны.
– Есть ли финансовые цели по выручке?
– Рост. Конкретных цифр «достигнуть сколько-то миллионов» нет. В текущих реалиях сложно строить глобальные планы, но мы всегда ставим цели на рост и понимаем, за счет чего его достигать.
– Есть книги, которые ты бы порекомендовала нашим читателям?
– Да, я всей свой команде сейчас рекомендую книгу «Работа, которая заряжает», автор Елена РЕЗАНОВА. Она о том, как не выгорать, заниматься тем, что любишь, и жить на энтузиазме. Любую работу можно адаптировать под то, что тебе нравится.
– Я тебе желаю достижения всех твоих планов. Спасибо за интервью!
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 19 ноября 2025 года.
Фото © из архива Карины КАДРЯН



