2025 год еще не завершен, но время традиционно подводить его предварительные итоги. Флагман омского банковского рынка – Альфа-Банк – продолжает наращивать доли рынка. Подробности региональный управляющий Омским филиалом Альфа-Банка Павел ГИМБАТОВ рассказал обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ПАВЛОВОЙ.
– Павел Геннадьевич, как – общими мазками – выглядела картина происходящего в 2025 году?
– Текущая ситуация с инфляцией и высокой ключевой ставкой, конечно, не способствовала инвестициям и запуску бизнесом новых проектов. Горизонт планирования сузился до нескольких месяцев. Тем не менее, практика показывает, что трудности лишь закаляют отечественный бизнес. И мы видим, что предприниматели справились лучше, чем того ожидали. Именно в этом году Альфа-Банку удалось стать главным банком для малого бизнеса в Омской области: 28% всех малых предприятий, почти 18 тыс., обслуживается именно у нас. В сегменте среднего бизнеса у нас более 2000 клиентов: наша доля 35% – тоже очень серьезный показатель. И средний, и крупный омский бизнес, в принципе, достаточно неплохо закрывают год.
– А розница?
– Розница чуть снизила темпы роста-мы остались третьими в регионе. Многие топ-банки в свое время так много вложили в кешбэк, что розница принесла им только убыток. Мы по такому пути не пошли. Наша розничная база составляет без малого 290 тыс. человек. Это вполне неплохо с учетом того, что кредитные продукты, и карты, в частности, были не так востребованы, как нам хотелось бы. Однако это тоже один из лучших показателей в стране среди филиалов Альфа-Банка. По объемам выдачи ипотеки мы и вовсе вышли на второе место после Москвы. В октябре, к примеру, выдали почти 650 млн рублей. Наша доля составляет почти 20% – каждая пятая ипотека в Омске выдается Альфа-Банком.
– Это связано с тем, что в городе появилось больше строительных проектов?
– Думаю, секрет нашего успеха прост и сложен одновременно: взять лучших людей с рынка, создать им благоприятные условия для работы и поставить посильные, но амбициозные задачи. Я очень горжусь своим коллективом. Именно благодаря ему нам в июле и удалось выйти на второе место в регионе – мы уступаем лишь Сберу. При этом, у нас всего один ипотечный центр. Безусловно, мы скрупулезно выстраивали взаимовыгодные отношения с застройщиками, совместно с ними разрабатывали льготные ипотечные программы, внедряли рассрочку, снижали первоначальный взнос и использовали другие классические механизмы.
– Кредиты просели?
– Несмотря на давление, мы приросли и в кредитах. В октябре вдвое повысили выдачу кредитов наличными – Альфа-Банк второй в регионе по этому показателю. Внедряем программы с большей защищенностью: либо со страховками, либо с залогом. То есть снижаем степень риска и тем самым – ставку. Да и кредитные карты более-менее оживают, все-таки ключевая ставка медленно, но снижается. Сейчас наш кредитный портфель – 55 млрд рублей, объем пассивов, конечно, преобладает – 66 млрд. Но тренд накопления в силу высокой ключевой ставки характерен для всех банков. Дальше, чем более будет снижаться ключевая, портфель станет вымываться: люди начнут выбирать иные инструменты размещения средств, искать альтернативные варианты сохранения и приумножения.
– Какие инвестинструменты вы предлагали клиентам?
– Абсолютно классический набор, начиная с девелоперских проектов, заканчивая ЦФА. Экстраординарных инвестинструментов на рынке не появилось. Стараемся вникать в положение каждого клиента, индивидуально подбираем продукты. ЦФА, конечно, не так востребованы, как нам бы хотелось. Сейчас разрабатываем объемы, ставки, сроки и прочие условия вхождения в продукт. Если говорить именно со стороны эмитентов, в текущих реалиях он достаточно интересен именно как альтернатива стандартному кредитованию.
– Но подготовка достаточно длительная, да?
– Просто предприниматели стараются семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Это все же относительно новый инструмент. Но, в целом, по объему выдачи цифровых финансовых активов Альфа-Банк лидер рынка в стране. Но интерес к продукту и в Омске все же есть.
– Ваша офисная сеть не изменилась?
– В конце прошлого года мы открыли офис в районе ж/д вокзала, и клиентский поток заметно вырос – у нас в городе уже семь отделений. Продолжаем подбирать помещение на активно развивающемся Левобережье. С расширением в области пока взяли паузу. Скорее всего, появится офис в Таврическом во второй половине 2026 года – мы уже представлены в Таре, Калачинске и Черлаке. Расширяем географию доставки наших карт, чтобы покрывать как раз те районы, где нет наших отделений. Могу с уверенностью сказать, что в крупных населенных пунктах региона наш банк доступен. Также мы единственный банк, который предоставляет услугу снятия наличных на кассах «Пятерочки». Это как раз особо востребовано именно в области.
– Какие сервисы, какие услуги наиболее были популярны в этом году?
– Постоянно расширяется функционал мобильного приложения благодаря партнерским интеграциям. Допустим, до Нового года у нас действует коллаборация с «Золотым яблоком», где можно крутить барабан кешбэка и получить до 100% возврата денег за покупки. До этого была интересная история с оплатой общественного транспорта. Есть Альфа-Маркет, где можно приобрести товары, Альфа-Тревел и Альфа-Афиша с билетами и прочие сервисы. Наша задача – предоставить в электронном виде максимальное количество услуг широкого спектра со снижением издержек. Поскольку это для всех быстро и удобно (выпустить карту, открыть счет, получить справку и т.д.), а для молодых поколений, привыкших больше общаться с телефоном, чем с человеком, и вовсе необходимо. Но при этом мы остаемся приверженцами классического банкинга с реальными отделениями – есть совершенно другой тип клиентов, которым, наоборот, важно решить свой вопрос, глядя глаза в глаза сотруднику. Стремимся расширяться максимально органически, во всех клиентских сегментах.
– А что с вашими социальными проектами?
– В 2025 году Альфа-Банк провел в Омской области огромное количество ярких, красивых мероприятий. Второй раз в Омске прошла Альфа-Конфа, снова продемонстрировав высочайший уровень организации и собрав первоклассных спикеров для тысяч омичей. Активно участвовали в подготовке празднования Дня города Омска и Омской области. Выступили спонсорами областных спортивно-культурных мероприятий «Праздника Севера» и «Королевы спорта», Сибирского международного марафона, городского культурно-спортивного праздника «ВелоОмск», первенства Юношеской футбольной лиги, первого музыкального фестиваля Skuratov Fest и многих других значимых событий. Также стараемся поддерживать молодые таланты, их научно-образовательную деятельность. Достойно зарекомендовал себя проект «Альфа-Будущее», направленный на популяризацию нашего HR-бренда: проводим кейс-чемпионаты для студентов. У нас 29 стипендиатов и четверо молодых ученых, получивших гранты Альфа-Банка по 250 тыс. рублей. Помимо этого, помогаем бюджетным учреждениям в рамках зарплатных проектов. За неполный 2025 год объем помощи бюджетным организациям превысил 20 млн.руб. и это ежегодная регулярная помощь.
– Вы упомянули собственный HR-бренд. Расскажите про него.
– У нас даже есть внутренний термин – «Альфа-ДНК». Наши сотрудники ею обладают. Конечно, универсального рецепта нет, это сочетание различных качеств, свойств характера. Но в целом команда должна быть амбициозная, заряженная, стабильная. Тогда и адаптация новеньких происходит быстрее и успешнее. А уже наш опыт, наш авторитет позволяют нам принимать нестандартные решения, разрабатывать эксклюзивные вещи под конкретных клиентов. Помимо прочего, важен эффект открытости: когда в банк могут обратиться в любой момент, задать вопрос и получить ответ. Таков наш бренд.
– Если резюмировать, каким был 2025 год для Альфа-Банка в Омске?
– Очень сложным, но продуктивным. Мы идем к его закрытию с хорошими показателями, причем по всем направлениям бизнеса. Продолжим качественно, максимально эффективно работать, быть гибкими и готовыми к изменениям.
Фото © Максим КАРМАЕВ




