Экс-губернатор Омской области, президент регионального общественного фонда "Духовное наследие" ответил на вопросы омичей
23 декабря на сайте регионального общественного фонда "Духовное наследие" были размещены ответы на вопросы, поступившие на имя президента фонда Леонида ПОЛЕЖАЕВА. Экс-губернатор Омской области рассказал, как он относится к монархии и почему не были реализованы планы по производству самолета АН-70 в Омске.
Вопрос: Леонид Константинович, в прошлом году фондом была заявлена и деятельность по присуждению грантов за исследовательскую работу исторической тематики. Получил ли кто-то грант или Вы передумали давать денежное поощрение?
— Нет, не передумали. Сейчас мы рассматриваем две заявки: одна работа поступила от омского автора, другая — из г. Тобольска. Конец года, но ни от омских журналистов, ни от издательств, ни от представителей омского научного сообщества, ни от учащихся школ и вузов не прислано на конкурс никаких работ. Кроме того, у нас учрежден грант имени известного поэта Белозёрова, ждём, когда Омская организация Союза писателей России представит кого-либо, но и они не проявляют активности. Или стесняются, или побаиваются. Лично я больше склоняюсь ко второму варианту, хотя, может, дело в том, что задача поставлена сложная – исследовательская деятельность требует значительных временных затрат и кропотливой, въедливой работы. Подождём. Могу только сказать, что все опубликованные на сайте Фонда "Духовное наследие" конкурсные условия остаются прежними, гранты существуют, и, если поступят тематические работы, претендующие на соискание премий, эти заявки будут немедленно рассмотрены членами конкурсной комиссии, а лучшим — присуждены гранты.
Вопрос: В последнее время, в интернете, печатных СМИ все чаще появляются сообщения о пользе монархического правления в России. Наконец фильм вышел "400 лет династии Романовых". Как Вы думаете, к чему бы это?
Вообще заглядывать в отечественную историю, даже если она имеет много белых пятен, никогда не лишне, в ней можно найти ответы на многие современные проблемы. На мой взгляд, естественный интерес к монархии в России после 80 лет ее проклинания, глумления и лжи, вошедшие в плоть и кровь многих поколений, вряд ли мог возникнуть, поскольку современный российский житель другой ее не знает. Скорее всего, это проба политтехнологов, запущенная в обращение с целью понять, не захватит ли эта идея умы электората. Кстати, эта идея будоражила умы поколения, которое помнило царизм и жило в нем.
Очень точно по этому поводу высказывался русский писатель и мыслитель Ильин И.А., он говорил: "Мы не смеем забывать исторических уроков: народ, не заслуживший законного Государя, не сумеет иметь его, не сумеет служить ему верою и правдой и предает его в критическую минуту. Монархия не самый легкий и общедоступный вид государственности, а самый трудный, ибо он душевно самый глубокий строй, духовно требующий от народа монархического самосознания. Республика – есть правовой механизм, а монархия – есть правовой организм".
В 1917 году в России не стало верноподданного народа. Отдельные люди были – народа, не было. В марте 1917 года не Государь отрекся от престола, народ отрекся от царя, а одновременно и от своей тысячелетней Веры и за это получил "самозваных и жестоких правителей". Страшное и кровавое пророчество Иоанна Кронштадтского сбылось.
Народ был воодушевлен в эти дни 1917 года — дни Свободы. Русский публицист И. Л. Солоневич об этом писал: "Они были счастливы – эти стада. Если бы кто-нибудь тогда стал говорить, что в ближайшие треть века за пьяные дни 1917 года они заплатят десятками миллионов жизней, десятками лет голода и террора, мировыми и гражданскими войнами, полным опустошением половины России, люди приняли бы этот голос трезвого за полное безумие".
Самое страшное, что этот же народ с такой же легкостью отрекся в конце века от коммунистической идеи и с восторгом доверил себя рынку. Люди, возбужденные витринами западных магазинов, полными колбасы и товаров думали, что и у них все так будет. Так стало: народ искренне считал, что стоит уйти коммунистам и у них появится все, но работать они будут, как при социализме. И точно так же в 90-х годах не слыша голоса трезвого, не веря, что их ждет та же разруха и опустошение. В годы отрезвления он снова стал искать виноватых правителей: Горбачева, Ельцина, чиновников, происки Госдепа и т.д.
А что, если заглянуть в себя и не искать виновных, а упорно из поколения в поколение, не надеясь на государство, создавать семейные блага? Тогда столь ли важно, что будет — монархия или республика в России?
Вопрос: Сейчас, в связи с событиями в Украине, вновь встал вопрос производства в России транспортного самолета АН-70. Почти 8 или 7 лет назад Вы настойчиво пробивали производство АН-70 в Омске на объединении "Полет". Будет ли сейчас "Полет" претендовать на этот заказ?
— Действительно, в начале 2000-х годов Правительство Омской области прилагало большие усилия для получения заказа на производство АН-70 в производственном объединении "Полет". Самолет в то время заканчивал летные испытания и генеральный конструктор КБ "Антонов" Волобуев поддержал наше предложение. В ходе совместной работы КБ и объединение!Полет! проделывалась большая работа по передаче документации на оснастку и подготовку производства. В цехах "Полета" военно-транспортный самолет АН-70 проходил ремонт после неудачного взлета в январе 2001 года в аэропорту "Центральный".
Вся работа Омского Правительства проходила в рамках Российско-Украинского сотрудничества. Однако проект АН-70 встретил не очень благоприятное отношение в Минобороны РФ и в частности командующего авиацией. Считалось, что стоящий на вооружение самолет ИЛ-76 устраивает полностью нужды Российской авиации.
В этой связи Правительство Омской области обратилось за поддержкой к Президенту РФ В.В. Путину. Президент поддержал идею производства АН-70 по кооперации с Украиной в Российской Федерации. Тем более что страны НАТО готовились к производству однотипного с АН-70 самолета А-410. По независящим от нас обстоятельствам постепенно тема производства АН-70 в Омске, а значит и в России сошла на нет. Не вдаваясь в причины, скажу, что жалко было потерять такую машину, тем более что европейский А-410 полетел.
Возможно, что сейчас, когда мы возвращаемся к теме сотрудничества в области авиационной техники, интерес к производству АН-70 в России и в Украине найдет свое разрешение. Но времени упущено много. Где будет производиться этот самолет — сейчас трудно сказать, но очевидно не в Омске, так как ПО "Полет" занято другой тематикой. Решись этот вопрос в начале 2000-х годов, страна имела бы современный самолет, а предприятия многолетнюю загрузку и рабочие места. Хотелось бы, чтобы возвращение к теме АН-70 на этот раз было удачным.