16 августа с 10 до 22 часов в парке на проспекте Королева, 20 (территория, где проходят «Агровыставки» в июле) пройдет Городской Пикник – самый масштабный в Омске фестиваль, который горожане самостоятельно организуют для себя и других горожан. Один из создателей и организаторов Городского Пикника Роман КОВАЛЕВ рассказал корреспонденту «КВ» Ирине БОРОДЯНСКОЙ, что изменится в этом году в формате мероприятия, и каких изменений он сам ждет от города и страны.
— Роман, на сайте Городского Пикника написано, что в этом году "все будет иначе". Это "все" создают те же люди?
— Команда организаторов осталась прежней: Татьяна ОКУЛОВА, Алина БЕГУН, Елена ЗАВЬЯЛОВА, Андрей ШАЛЫГИН, Полина КЛЕЦКИНА. Еще мы разделили направления (наука, экология, искусство, развлечения, спорт, IT, домашняя еда) и на каждое пригласили куратора.
— Чем отличается эта схема от прошлой?
Если раньше все площадки делились по механике действия (если ты танцуешь, то идешь в танцы), то теперь — по тематике. В экологическое направление могут войти и танцы, и иностранные языки, и спорт.
— Музыка будет?
— Как известно, организатор предыдущих концертов Денис КНЯЗЬ трагически погиб. Концерт нужно было делать, и прекрасная девушка и продюсер Юлия ГЛУШНЕВА согласилась позвать и отобрать группы, взаимодействовать с ними. Получился совсем другой концерт, с новыми музыкантами. Есть группы из Новосибирска, из Санкт-Петербурга.
— Торговля остается?
— Да, но от того, что у нас обычно называется ярмаркой, мы всеми силами стараемся уйти.
— А что такое у нас ярмарка?
— Это когда у человека есть набор бус, и с этими бусами он ходит по всем мероприятиям: приходит, ставит свой столик и все — сидит, продает. Людей, которые делают что-то своими руками, у которых есть собственные небольшие производства, мы просим подумать над новым подходом. В общем, чтобы человек не просто пришел, вытащил бусы и продал, а еще и что-то прикольное, приятное для людей сделал. Чтобы от него можно было что-то новое узнать. Многие уже заявились со своими идеями. Надеюсь, получится интересно.
— Пикник переехал с лыжной базы на площадку на проспекте Королева. Вы этому рады?
— Парк имеет структуру, зонирование. В Омске не так много подходящих мест с большой территорией, и это, на наш взгляд, оптимальное для более-менее масштабных фестивалей, мероприятий.
— Рассматривался ведь еще вариант "Зеленого острова".
— Там, насколько я знаю, сейчас большие изменения намечаются. Новые люди приходят и пытаются сделать что-то хорошее, но нам показалось, что пока на "Зеленом острове" сложно будет организовать пространство так, чтобы там комфортно было находиться и не встречаться с постоянными посетителями местных кафе, например. Там могут возникнуть сложности с арендаторами, которые торгуют алкоголем. Будет не очень здорово, если рядом с нашим красивым добрым фестивалем буду под Лепса отплясывать люди в алкогольном ударе.
— Кризис отразился на сборе средств для проведения Городского Пикника?
— Наверное, отразился, да. Если в прошлом году все было очень замечательно: денег было, по нашим меркам, много и у нас даже остались лишние, которые мы потом отдали людям, попавшим в сложную ситуацию, то сейчас все сложнее гораздо. Мы понимаем, что придется изменять план трат. Но все же есть хорошие спонсоры и меценаты. Вот омские IT-компании, например, которые нас поддерживают. Есть компания Ronas IT, они в этом году решили нам помочь. Есть те, которые постоянно помогают различным городским проектам: 7bits Анны ТАРАСЕНКО, ADCI Solutions Александра КУЗНЕЦОВА. Это прекрасные люди, которые без всяких вопросов приходят и поддерживают городские движухи. IT-сообщество — это, наверное, одно из крутейших сообществ, которые есть в Омске.
— Почему?
— Не знаю, но в Омске это сейчас, наверное, единственное интеллектуально, экономически и идеологически цельное сообщество. Эти люди зарабатывают деньги не в этом городе, а на мировом рынке. Возможно, это меняет мировоззрение. Для них город — это не место выкачивания ресурсов. Изменения в его ландшафте нужны им для собственной комфортной жизни. Если кто-то и спасет Омск, то это айтишники. Безусловно, есть и хорошие примеры из других сфер, но здесь речь именно о сообществе.
— Участников Пикника с каждым годом все больше?
— Больше желающих организовать площадки, больше новых идей. Хотелось бы также, чтобы люди больше участвовали материально. Я понимаю, что сложно требовать от жителей финансовых вложений, но все-таки основной упор мы делаем на краудфандинг: все скидываются на прекрасное событие, где потом великолепно проводят время. Идея о том, чтобы каждый из 10 тысяч пришедших скинулся бы по 100 рублей, конечно, утопическая, но расширить круг таких людей, на наш взгляд, очень важно, чтобы все понимали, привыкали к тому, что ничего не бывает на халяву, что никто ничего не должен давать им на лопате. Все, наверное, видели картинки, где на Масленицу народ кормят блинами с лопаты. От такого принципа хотелось бы уйти.
— Не думали продавать билеты, хотя бы дешевые?
— Это подразумевает изначальные вложения организаторов, а затем — отбитие их на продаже билетов. Это очень сложно для городских команд, городских проектов, потому что чаще всего ни у кого из организаторов нет денег. Деньги нужны заранее. Если бы нам удалось в Омске создать схему финансирования, где горожане были бы и заказчиками, и инвесторами, то это дало бы гигантский скачок. Тогда могли бы не только фестивали появляться, но и, например, интересные, нужные горожанам бизнесы. Вот надо нам в Омске набрать критическую массу из двух-трех тысяч человек, которые скидываются по 200, 300, 500 рублей на городские проекты, и тогда город расцветет реализованными идеями. Такая схема даст устойчивость. На мой взгляд, быть человеком, который тянется к лопате за блином, и быть человеком, который сам принимает решение, это абсолютно разные жизненные позиции. Это вопрос привычки и понимания, что если не ты решаешь, то кто-то решает за тебя.
Подробнее можно прочитать в свежем номере газеты «Коммерческие вести» от 12 августа 2015 года