1 ноября директором Омской филармонии была назначена Ирина ЛАПШИНА. Она стала первой женщиной-директором в этой организации за 75 лет. Первое интервью Ирина Борисовна дала обозревателю «Коммерческих вестей» Льву АБАЛКИНУ.
– Расскажите о работе в ДК им. Красной гвардии. Большой ли там коллектив?
– Во Дворце работают 52 человека, функционируют 20 творческих коллективов, в которых занимается более 750 детей, и есть 4 любительских объединения по интересам для детей и взрослых. Я человек неравнодушный к любым проявлениям творчества, поэтому одной из главных задач для меня было создание условий для реализации разных творческих проектов. Всем, кто хотел себя проявить в новых форматах, клубных объединениях, я всегда шла навстречу. Несмотря на то, что профессиональные хореографы или музыканты порой неоднозначно относятся к самодеятельному творчеству, эта сфера выполняет важную миссию в обществе. Руководители самодеятельных коллективов работают с большим энтузиазмом и высокой самоотдачей. И для меня было важно укрепить имидж самодеятельного искусства как социально значимого направления в целом.
– Какая основная проблема была у Дворца культуры им. Красной гвардии?
– Одной из первостепенных задач, которую мы решали, было укрепление материальной базы. В 2013 году во Дворце произошел пожар – загорелась электропроводка. При поддержке администрации города, которая выделила средства на восстановление зрительного зала, мы провели ремонт – полностью поменяли кресла, починили сценическую площадку, отремонтировали закулисное пространство.
– Нет худа без добра.
– Да, не было бы счастья, да несчастье помогло. Дворец большой – 3,5 тысячи квадратных метров. Тем не менее существует нехватка репетиционного пространства, особенно в вечернее время. Кроме того, постоянно нужен ремонт помещений. В следующем году Дворцу исполняется 50 лет. Для воплощения творческих идей необходима база – свет, звук, новая аппаратура, микрофоны, костюмы. В принципе в филармонии те же самые проблемы. Только другого масштаба. Видимо, в культуре эти проблемы везде одинаковы.
– Как вам предложили эту должность?
– Я уже давно была в кадровом резерве Министерства культуры Омской области. В конце октября меня пригласили в Министерство культуры и сказали, что директор филармонии Андрей ЧУВАШОВ возвращается в Тюмень и в связи с этим будут рассматриваться кандидатуры на должность директора филармонии. А через неделю мне сообщили, что согласована и утверждена моя кандидатура. И вы знаете, наверное, что-то судьбоносное в этом есть, ведь филармония была моим первым местом работы в жизни.
– Как это?
– В 16 лет, во время обучения в музыкальном училище имени Шебалина, я начала работать в Омской филармонии, в лекторской группе, и объездила весь город с концертами.
– То есть вы были организатором?
– Лектором-музыковедом. Был человек, который открыл мне мир высокой музыки, – Ольга Давыдовна ПЕТРЕНКО, лектор-музыковед симфонического оркестра. Когда я только начала работать, она смотрела, как я провожу лекции, и планировала рекомендовать меня к работе в Зале органной и камерной музыки, который тогда готовился к открытию. Но я поступила в консерваторию и уехала учиться в Новосибирск.
– А что за концерты-лекции у вас тогда были тогда?
– Одна из лекций была посвящена рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда». В то время был пик популярности этого произведения и меня приглашали во многие учебные заведения – институты, техникумы, в общевойсковое училище… Помню, даже в колонии выступала с этой лекцией.
– А музыканты играли?
– Нет, у меня был портативный магнитофон «Весна». Я включала записи и рассказывала об истории создания и музыкальных образах рок-оперы, биографии композитора и автора либретто. У меня до сих пор хранится тетрадка с материалами по этой теме.
– Как вы, кстати, относитесь к недавней истории с запретом постановки в Омске рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», после того как какие-то православные активисты выступили против?
– Вы знаете, на протяжении практически всей истории существования рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» ее постановки сопровождались протестами. Несомненно, люди имеют право высказывать свою точку зрения. Я могу дать оценку этому произведению лишь с музыкальной точки зрения.
– А вы с предыдущим директором филармонии Андреем ЧУВАШОВЫМ разговаривали?
– Дело в том, что у Андрея Владимировича, как и у меня, в связи с неожиданной переменой работы дни были насыщенные. Но мы с ним созвонились и в ближайшее время встретимся на форуме в Санкт-Петербурге. У нас есть вопросы для обсуждения.
– Что вас удивило в первые дни работы?
– Первым большим мероприятием для меня стал приезд Дениса МАЦУЕВА. Он играл с нашим симфоническим оркестром Второй фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского. Было приятно услышать от него, что оркестр в очень хорошей форме. В совместном разговоре с Денисом МАЦУЕВЫМ и художественным руководителем симфонического оркестра Дмитрием ВАСИЛЬЕВЫМ мы обсудили возможное участие нашего оркестра в открытии концертного зала в Иркутске. Радует, что столь выдающийся пианист современности дает очень высокую оценку нашему симфоническому оркестру.
В первые дни работы я встретилась с руководителями ведущих коллективов филармонии – симфонического оркестра, Омского хора, камерного оркестра.
– Не может быть, чтобы они, встретившись с новым рукводителем филармонии, говорили в голос, что у нас-де все хорошо и нам ничего не надо.
– Естественно, все они рассказали о проблемах. Требуется время, чтобы детально изучить возникшие вопросы, но все они зафиксированы.
– Какие?
– Необходимо обновление инструментальной базы симфонического оркестра. Если мы хотим держать высокую планку, требуются инструменты хорошего европейского уровня, минимальную стоимость которых можно оценить в 15 миллионов рублей. Так дорого стоит искусство. Хотя, как говорят, искусство стоит столько, сколько оно стоит.
Омскому народному хору нужна помощь в организации гастрольной деятельности, необходимы костюмы и реквизит для новых постановок.
– А сколько человек в хоре?
– 72 – это только творческий состав. И такой брендовый коллектив может воспитать на нашей омской земле достойного слушателя, любителя народной вокальной культуры – и тут работы непочатый край. Когда я была школьницей, студенткой, мы буквально ловили концерты Омского хора в нашем городе, потому что эти выступления были редкостью, благодаря постоянным гастролям коллектива по России и зарубежью. Весь мир рукоплескал нашему хору. Конечно, сегодня другая ситуация: такого количества поездок сейчас не может быть. Но есть другие задачи, которые нужно решать.
В филармонии главные люди – те, кто на сцене, артисты. И нужно создать для них такие условия, чтобы они могли полностью посвятить себя творческому процессу, чтобы они имели возможность заниматься выполнением своей высокой миссии.
– Всего сколько в штате филармонии человек?
– 433. Конечно, познакомиться со всеми и месяца не хватило.
– Что с помещением ресторана под органным залом, аренду которого выиграл небезызвестный МЕНЬКОВ?
– По решению суда с ним расторгнут договор аренды. Сейчас решается вопрос о проведении торгов под кафе или ресторан, в том числе и в органном зале.
– Директор филармонии – художественный руководитель или экономист-хозяйственник?
– И то и другое. Филармония – это сложный организм. Если даже сравнить филармонию, например, с театральными учреждениями по количеству – в театре служат около 120 человек, а у нас только в симфоническом оркестре столько сотрудников. Каждый филармонический коллектив можно сравнить с отдельным государством. Так что директор филармонии обязан разбираться и в хозяйственно-экономических, и в правовых вопросах, хотя по всем этим блокам есть заместители, которые специализируются на определенном круге тем. Но я думаю, что руководителем филармонии все-таки должен быть человек с профессиональным музыкальным образованием, который бы концептуально выстраивал общую стратегию развития учреждения. Музыкальная сфера сложна, имеет свою непохожую ни на что специфику.
– Руководить творческими коллективами, наверное, непросто. Каждый ощущает себя если не гением, то, по крайней мере, талантом. Тут нужно быть психологом.
– Разумеется, здоровые амбиции должны быть обязательно у творческого человека. Творческие люди часто очень ранимы. Они ревностно реагируют на критику в адрес своего коллектива. Хотят, чтобы больше внимания оказывали, хвалили, ценили, замечали их достижения. Поэтому приходится быть и психологом, и дипломатом.
– А как с зарплатой? Как известно, в культуре она далеко не на первом месте по величине.
– Для того чтобы удержать хороших артистов, необходимо серьезное финансовое обеспечение. У нас нет консерватории и хореографического училища, и к нам многие приезжают из других городов. Вот недавно исполнитель, играющий на английском рожке, уехал из города, и его некем пока заменить, это очень редкий инструмент. Ищем. Два года назад я была в командировке в Мюнхене. Когда мы были в Королевской опере, менеджер организации сказал: «Учите-учите своих музыкатов в музыкальных школах и консерваториях. Лучших все равно заберем. Мы им оказываем такую финансовую поддержку, что они не смогут отказаться». Так что есть проблема. Конечно, кто-то уезжает по разным причинам из города, но кто-то не хочет и не собирается покидать город. Вот Геннадий ХАБЕНСКИЙ или Вениамин РЕНКОНЧИНСКИЙ всю жизнь работают в Омской филармонии и не собираются уезжать. Так что есть разные есть варианты.
– Холодно только бывает.
– Мы же сибиряки. Я вот вообще не представляю, как жить в городе, где нет настоящей сибирской зимы. Как можно не кататься на лыжах, на коньках, с горки?
– Катаетесь?
– Обожаю! Как только разрешают идти по Иртышу – сразу на лыжи.
– Почему по Иртышу?
– Так мне больше нравится – впечатляют просторы.
– Чем вы занимались сегодня утром?
– В 9 часов была назначена встреча с отделом продаж, отделом рекламы и PR-деятельности, отделом работы со средой.
– С чем, с чем?
– Со слушательской средой. Целью этого отдела является создание лояльности среди существующих и потенциальных слушателей. Сотрудники изучают спрос, реализуют программы сотрудничества с различными коммерческими, профессиональными и творческими сообществами города и области. В маркетинговом секторе филармонии есть также отдел продаж, отдел рекламы и PR-деятельности. Результатом работы этих специалистов в идеале должен быть аншлаг на концерте. Совещание продолжалось более двух часов. Есть разные взгляды и подходы к продвижению концертов и реализации билетов – система распространения билетов и абонементов через уполномоченных по организации зрителей, интернет-продажи и так далее.
– Весь этот месяц вы последняя уходили с работы?
– Не каждый день, конечно. Я по кабинетам не хожу не проверяю.
– А по ощущениям?
– Ну, по ощущению – да, потому что, когда ухожу, плутаю по лестнице в потемках, так как свет в коридорах уже выключен.
Первая публикация – в газете «Коммерческие вести» от 30 ноября 2016 года