Александр ЧЕРТОЛЯС в Омском районном суде выступил с последним словом.
Сегодня, 16 мая, в Омском районном суде заслушали последнее слово директора Пассажирского предприятия №4 Александра ЧЕРТОЛЯСА и начальника автоколонны Валерия КОЧЕНЕВСКОГО. Их обвиняют в том, что они умышленно в составе преступной группы грубо нарушили режим труда работников предприятия, что повлекло за собой трагические последствия, в результате которых 16 человек погибли и 11 пострадали (ст. 238 ч. 3 УК РФ — оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц; ст. 143 ч. 2 УК РФ — нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
Напомним, 24 июня 2015 года на 21 километре автодороги Омск – Нижняя Омка произошла авария с участием автобуса ЛиАЗ, который развозил работников Сибирской птицефабрики, и автомобиля КамАЗ, груженного кирпичом. В аварии погибли 16 человек, в том числе 55-летний водитель автобуса — Александр ЛЮБОВЦЕВ, работавший в муниципальном «Пассажирском предприятии №4». Согласно данным следствия, в этот день он провел за рулем около 12 часов, о чем знали его руководители. В июне 2016 года суд Омского района вынес решение о виновности водителя в ДТП. Было установлено, что, находясь в утомленном состоянии, он потерял контроль над управлением транспортным средством и выехал на полосу встречного движения, где допустил столкновение с автомобилем КамАЗ с полуприцепом, груженным кирпичом.
Валерий КОЧЕНЕВСКИЙ отказался от последнего слова, а Александр ЧЕРТОЛЯС воспользовался своим правом высказаться. Он начал свое 40-минутное выступление со слов соболезнования пострадавшим и родственникам погибших в аварии. В своей речи ЧЕРТОЛЯС обратил внимание суда на моменты, которые, с его точки зрения, были упущены во время следствия и суда. В частности, на отсутствие схемы посадки всех пассажиров автобуса, а также на тот факт, что в нем находились люди в состоянии сильного алкогольного опьянения, которые могли отвлечь водителя.
Александр ЧЕРТОЛЯС объяснил, что работа по снижению сверхурочных на предприятии велась, и рассказал, как именно:
— Маршруты с низкой рентабельностью передавались частным перевозчикам. Это снижало нагрузку на водительский состав предприятия. Факт можно отследить по договорам, заключенным с частными перевозчиками. Проводились обследования пассажиропотока, вносились изменения в графики движения автобуса, вводились «отстойные» графики. Об этом водители тоже говорили. То есть автобусы работали только утром и вечером, тем самым сокращалось время работы на маршруте.
После ДТП переработку запретили, и заработная плата водителей снизилась с 26 до 20 тысяч рублей в месяц.
— Предприятие за 1,5 года потеряло 50 процентов численности водительского состава. Если в 2010 году работало 338 человек, то в январе 2015 года на предприятии числилось 362 водителя, в октябре 2015 – 277, в апреле 2017 года – 197. Аналогичная ситуация и по заработной плате. Если в начале 2015 года она была на уровне 26-29 тысяч рублей в месяц, то после ДТП в июне было 24 тысячи, в июле – 22, в августе – 19, в сентябре и октябре — 20 тысяч рублей, — рассказал ЧЕРТОЛЯС и добавил:
— Понимая, что снижение уровня заработной платы приведет к оттоку наиболее квалифицированной части водительского состава, я не давал КОЧЕНЕВСКОМУ команду обязать всех водителей предприятия работать не более, чем баланс рабочего времени. Почему никто не задается вопросом, что автобус делал не на маршруте, а на так называемом «заказе»? Уже не первый год городской пассажирский транспорт финансируются по остаточному принципу и работа на заказ – это не что иное, как зарабатывание денег для предприятия, которых катастрофически не хватает. Ведь не зря же прокуратура направила представление мэру и в Городской совет по поводу финансирования предприятия.
Приговор Александру ЧЕРТОЛЯСУ и Валерию КОЧЕНЕВСКОМУ судья Александр ПЕЧЕНИЦЫН огласит в Омском районном суде 29 мая. Напомним, прокурор Анна КОСТИНА просила назначить Александру ЧЕРТОЛЯСУ наказание в виде семи лет лишения свободы, КОЧЕНЕВСКОМУ — пяти с отбыванием наказания в колонии общего режима, а также дополнительное наказание – лишение права заниматься деятельностью в сфере пассажирских перевозок — на два года каждому.
Фото из архива «КВ»