С просьбой прокомментировать решение Верховного суда, отменившего ряд пунктов скандального 108 постановления регионального правительства, и высказывания предпринимателей на пресс-конференции по этому поводу обозреватель «Коммерческих вестей» Лев АБАЛКИН обратился к вице-мэру, директору департамента имущественных отношений администрации города Омска Евгению АСТАШОВУ.
– Евгений Геннадьевич, что предстоит сделать департаменту в связи с решением Верховного суда?
– Информация пока разная, противоречивая. Так что необходимо дождаться мотивировочной части решения суда. И только тогда будет понятно, как действовать. Однозначно будем исполнять решение, которое будет законным. То, что было принято 2 ноября 2017 года Верховным судом. Прочитаем, изучим, проанализируем и будем исполнять. В том числе, естественно, проконсультируемся с разработчиком этого 108-го постановления – министерством имущественных отношений Омской области. Администрация города Омска лишь исполнитель данного постановления. Разработчиком и инициатором 108-го постановления является министерство имущественных отношений. Принимало его правительство Омской области: его анализировали, смотрели различные ведомства, в том числе и министерство экономики. Как они его изучали, как считали последствия для предпринимателей — не знаю. Но они были обязаны сделать это еще до принятия постановления. Компетенция департамента имущественных отношений была только в одном – правильно его исполнить и применить. Что мы и начали делать с лета 2016 года.
– Но почему с лета 2016 года? Ведь постановление вступило в силу летом 2015-го.
– Я пришел в департамент в феврале 2016-го. Почему до этого времени департамент не занимался 108-п – не знаю. Эти вопросы остались для меня неясными. Большинство тех, кто руководил департаментом и профильными отделами, на сегодняшний день уже не работают. Не хотелось бы верить, но начинаю подозревать, что затягивание было умышленным. Скорее всего, боялись, что будут затронуты интересы в том числе и некоторых серьезных людей. Не пересчитали ведь арендную плату не только по 108-п, но и по предыдущему 179 постановлению – еще за период с января 2012 года. Еще ГУЗР должен был еще до передачи это начать делать, потом, после передачи неразграниченных земель в администрацию города на администрирование, этим должен был заниматься департамент, но тоже этим не занимался. 1 января 2015 года были произведены изменения в 179-п, и тоже должны были произвести перерасчет. Тем более что оценку участков делать было не нужно – все тогда шло от кадастровой стоимости. Но никто пересчитывать арендную плату не стал. Я не смог получить ответа: почему?
– То есть там повышение было?
– Да. Сюда в департамент пришли тогда специалисты из ГУЗР. Пришли в замы мэра, люди из ГУЗР. Но пересчетом почему-то не занимались. Мы смогли приступить к этой работе только летом 2016-го. Потому что необходимо было провести торги согласно 44-ФЗ, найти оценщиков.
– Есть претензии к этим оценкам…
– Согласно 44-ФЗ мы обязаны заключить договор только с победителем торгов. Основной критерий – предложенная цена. Другие критерии мы применить не вправе, так как в таком случае конкурс будет опротестован. Мы на выбор оценщика повлиять не можем. Кто считает, что на выбор оценщика можно было повлиять, тот, надо полагать, рассчитывал на индивидуальное отношение к себе. Возможно, так раньше и было. Я действую строго по закону, невзирая на лица, поэтому, наверное, и кое-кому неудобен. Прежде всего тем, кто раньше такой подход к себе имел.
– Но действительно же у кого-то стоимость аренды поднялась в десять раз и более.
– Стоимость аренды выросла ведь и у муниципальных предприятий. Среди них тоже есть крупные должники. Еще раз повторяю: величина коэффициентов, влияние получившихся сумм на бизнес – это не мой вопрос, этим должны были заниматься органы, которые готовили 108-п и которые его приняли. Наш вопрос был только в одном – исполнить его. Не АСТАШОВ был бы директором департамента, а кто-то другой – он был бы обязан сделать то же самое. Департамент не должен был исполнять 108-е постановление? Не пересчитывать? Или посчитать выборочно: кому-то коэффициенты применить, а кому-то нет? У кого повышение произошло в три раза, тому счет выставлять, а тому, у кого арендная плата увеличилась в 10 раз, не выставлять? На пресс-конференции в пятницу один из крупнейших в Омске арендаторов земельных участков под торговыми объектами – Валерий КОКОРИН заявил: «Здесь вина не губернатора. Понятно, что в постановлении есть ошибки. Но вина прежде всего за теми, кто в Омске это постановление исполнял». По его мнению, мы не должны были выполнять постановление, подписанное губернатором Омской области? Губернатор каждый день подписывает множество постановлений и распоряжений, значит ли это, что их тоже можно не исполнять? А вдруг там тоже ошибки?
– Сейчас крайним оказывается департамент…
– Почему-то сейчас заявляют, что это было передано на усмотрение департамента. Хотим – пересчитаем, не хотим – не пересчитаем. Пришел злой АСТАШОВ и пересчитал. Но если обо мне так говорят, думаю, что я все сделал правильно. Наверное, наступил на чью-то больную мозоль. Вот пусть оценку сделают сами предприниматели: «Континент» – до перерасчета под половиной «Континента» арендная плата в месяц составляла чуть больше 200 тысяч рублей. Под второй половиной вообще ничего не платилось, потому что земля не оформлена. Сегодня под этой второй половиной сделали пересчет и выставили неосновательное обогащение нескольким собственникам помещений, которые располагаются на этой земле. В департаменте все договора проверены. К изменениям к 108-п, которые вступят в силу с 1 января 2018 года, мы уже подготовились. Если назовут, что это тоже неправильно, мы снова пересчитаем.
Ранее интервью было опубликовано в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 15 ноября 2017 года