Открытое письмо депутатам Законодательного собрания Омской области.
25 декабря у всех «дорогих россиян» был юбилей. Правда, вряд ли его кто праздновал: потому что и за пять лет в обществе, а в особенности в Омской области идея добровольно-принудительного капитального ремонта, введенного Федеральным законом № 271-ФЗ от 25.12.2012 года, не нашла ничего, кроме критических замечаний специалистов и бранных слов простого населения. Задуманная сверху «жилищная революция» так и не завершилась победой чиновников в смысле качественного улучшения жилищных условий и пока только рождает скандалы и уголовные дела.
Ленин и жилищная революция
По-иному и не могло быть, так как изначально цели были неблаговидные: кто забыл – реальной задачей было всего лишь сохранение ненужной паразитической надстройки – так называемого Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства с неким Константином ЦИЦИНЫМ с доходом по итогам 2015 года более 50 миллионов рублей во главе, а также перекладывание после президентских выборов 2012 года бремени расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов с государства (как это было в действовавшем на тот период Федеральном законе № 185-ФЗ) на плечи собственников жилья и бюджеты субъектов Федерации.
Ну а раз у нас жилищная революция – то помочь нам понять ее ход и перспективы сможет только известная работа Владимира Ленина «Две тактики социал-демократии в демократической революции» – ниже все цитаты, если не указан иной источник, взяты оттуда. Сто лет прошло, а донельзя актуально. Сразу поясню, почему тактики три, а не две – а потому что у нас работали три директора Фонда капремонта (не считая и. о.) и у каждого была своя тактика.
Не цель сегодня анализировать общие предпосылки и реальные результаты программы капремонта по стране. Давайте поближе к нашим баранам: обсудим, как работали и к чему пришли наши родные местные чиновники, которые вроде как получают зарплату из наших налогов.
А последний раз, напомним, мы касались этих тем в серии публикаций на страницах «КВ» в ноябре 2016 года, когда бывший министр ЖКК Александр БИРЮКОВ удумал «порадовать» омичей новой областной программой капитального ремонта, сделанной наспех, на коленке и без всякого согласования с органами местного самоуправления и общественностью. Самого БИРЮКОВА и его подручных, кто это реализовывал, через полгода отправили на свалку истории, но дилетантская программа, к сожалению, осталась. Как говорят злые языки, кое-кто решил вопрос с контролирующими органами, хотя очевидно, что она незаконна, поскольку переводя ремонт на так называемые трехлетние периоды, ухудшила положение граждан, неправомерно перенося сроки капитального ремонта на один-два года.
Хотел бы еще раз обратить внимание прокурора Омской области на явную незаконность данной областной программы в целом. Вот выдержка из текста Федерального закона № 271-ФЗ (часть 4 статьи 168 ЖК РФ):
«4. Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, не допускается, за исключением случаев принятия соответствующего решения собственниками помещений в этом многоквартирном доме».
«Мальчиш-Кибальчиш»
Напомню, что сделали тогда тупые чиновники областного Минстроя, чтобы прикрыть свою неспособность организовать должным образом капитальный ремонт.
Главный документ по организации капремонта в любом субъекте Федерации – региональная программа на 30 лет, в которой перечисляются все дома со сроками ремонта, кроме официально признанных ветхими и аварийными под снос (за 30 лет все дома должны быть полностью капитально отремонтированы, напомню – это 2043 год). Конкретные сроки ремонта каждого дома определяются периодами от одного года до нескольких лет.
Внутри областной программы Правительство области решает, сколько домов и где конкретно делать каждый год, какие именно это будут работы. Кроме того, принимается решение: ремонтировать дома комплексно, как принято во многих регионах, или по одному элементу, как у нас.
В Омской области постановлением Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года № 369-п «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Омской области, на 2014 – 2043 годы» ремонт на каждом доме делался за 30 лет пять раз – один раз в шесть лет по одному обязательному элементу крыша, коммуникации, лифт, фасад, подвал). Такую тактику избрала рабочая группа с участием тогдашнего руководителя Фонда капремонта Вячеслава ЖУРАВЛЕВА.
Однако при Александре БИРЮКОВЕ принимается указанное выше противозаконное постановление от 28 декабря 2016 года № 410-п «О внесении изменений в постановление Правительства Омской области от 30 декабря 2013 года № 369-п».
Я тогда назвал чиновников Минстроя наперсточниками, а они обиделись, до сих пор не понимаю на что. Ведь ладно бы как-то грамотно народ развели, как Сергей Мавроди. Так даже на это ума не хватило – просто к указанному в программе 2013 года сроку капремонта прибавили два года и назвали это не однолетним, а трехлетним периодом: типа если ремонт в 2014 году – то период стал 2014 – 2016 годы, если ремонт должен быть в 2015 – то период 2015-2017 годы и т. д. Реально это ничего не меняет: все равно за 30 лет нужно сделать все ремонты на всех домах. Но раз они переносили все на 1-2 года, то таблица не сходилась. И все остатки перенесли на 2043 год. И пусть мне кто скажет, что эти граждане действительно думали о капремонте – расчет был самый простой, о чем писал еще Аркадий Гайдар в «Мальчише-Кибальчише»: «Нам бы ночь простоять да день продержаться» – в смысле пополучать нехилую зарплату за ничегонеделание за счет наших налогов.
Если что непонятно, поясняю для уважаемых прокуроров. Как выше приведено из Жилищного кодекса РФ, изменять сроки ремонта без решения общего собрания незаконно.
Раз в первом варианте программы 2013 года период, например, 2014 года оканчивался 31 декабря 2014 года, а в новой программе он уже оканчивается 31 декабря 2016 года, то есть дает возможность переноса срока ремонта, что есть незаконно.
Кроме того, ведь мы должны анализировать все правовые акты в их совокупности, так, выражаясь прокурорской терминологией, «для придания своим действиям внешних признаков законности» приняли эту программу, а потом в конкретизирующих ее Краткосрочных планах на 2017 – 2019 годы ясно виден перенос сроков ремонта.
Прямое противоречие Жилищному кодексу РФ. Причем при первом же взгляде на документ видно, что это липа: все «периоды» перекрещиваются между собой, как так может быть: 2014 – 2016, 2015 – 2017, 2016 – 2018 годы – просто к каждому сроку ремонта приписали себе два года, но и это не помогает чиновникам. То есть если следовать этому документу, можно два года собирать взносы, получать зарплату, а ремонт не делать вообще – деньги положить на депозит, а все сделать за третий год периода.
К сожалению, год назад сменилось руководство Минстроя и кураторы, но ничего не меняется в подходах. Документы, нарушающие права граждан, не отменены, ремонт стали делать еще меньше, чем раньше и так же некачественно.
ЖУРАВЛЕВ, РУДЮК, КАРАСЬ
Вернемся к заголовку материала. Тактика первого руководителя Фонда Вячеслава ЖУРАВЛЕВА строилась на том, что большинство населения с пониманием отнесутся к обязанности уплачивать взносы в Фонд капремонта, Федерация перечислит свою долю в качестве субсидии, и сам Фонд для обеспечения выполнения плана в первые годы, пока дисциплина плательщиков не будет стопроцентной, станет брать кредиты – именно для этого с согласия рабочей группы было внесено в областное законодательство понятие «устойчивости фонда» – несжимаемый остаток на счете в банке 20% от сбора средств как гарантия для получения кредитов. Получилось так, что Вячеслава ЖУРАВЛЕВА освободили от должности в самом начале процесса ремонта, потому давать оценку правильности его тактики некорректно.
Совершенно другой тактики придерживался Александр РУДЮК. работавший в 2015 – 2016 годах. Хороший экономист, он просчитал, что при сохранении существующих условий фонд выйдет в минус в ноябре 2016 года, и ровно так и получилось (просто повезло, что в это время Дмитрий МЕДВЕДЕВ выпустил постановление о новом порядке проведения конкурсов по выбору подрядчиков и контракты не заключались три месяца, иначе Фонд стал бы банкротом).
Сильной чертой Александра РУДЮКА было умение найти общий язык с населением. У РУДЮКА всегда велась специальная тетрадь, где были все обращения по срокам ремонта от губернатора и ниже, заканчивая личными приемами у самого Александра РУДЮКА. Он посылал комиссию, и если на доме действительно нужен ремонт, находил пути решения вопроса. Потому при Александре РУДЮКЕ, хотя процент выполнения плана тоже был небольшим – жалоб на сроки не было, так как тем домам, где жильцы действительно хотели ремонта и сделали все, что их касалось (оформили документы собрания) – ремонт проводился.
К сожалению, Александа Сергеевича сгубил излишний интерес к регулированию конкурсов по вопросам выбора подрядчиков. Нет, впрямую его никто за руку не ловил, но слишком длинная цепь случайностей не может быть ничем иным, кроме как закономерностью. Одни и те же компании, зачастую с самыми невыгодными условиями, выигрывали конкурс за конкурсом. Кто тогда читал публикации «КВ» – венцом явилась победа организации, созданной неделю назад, над всеми поставщиками лифтов, включая заводы по их производству.
Вот что, например, писали «КВ» в ноябре 2016 года: «Не менее занимательными оказались протоколы конкурса № 214 от 11 октября 2016 года по дому № 8 по ул. Кучерявенко, где планировался ремонт крыши. Ситуация почти один в один с предыдущей. Наш подрядчик, поскольку пролазил со старшей по дому по этой самой крыше, дает минимальную цену 4 миллиона 100 тысяч рублей (сколько это реально стоит по факту), а его снимают с конкурса, причем тут врать не стали, прямо так и написали в протоколе «присутствует техническая ошибка», а победу отдали фирме, которая предложила самую большую цену из всех пяти участников – 4 713 625 рублей и еще 35 копеек (на 613 тысяч рублей больше) – врут и не краснеют: на кровле не были, а вот подсчитали цену работ из кабинета с точностью до копейки. Победили опять по показателям этой самой финансовой устойчивости и т. п. Очень надеюсь, что прокуратура и документы этой конторы проверит, в том числе и по другим конкурсам. Потому и денег нет в Фонде, что таких победителей определяют с самой высокой заявленной ценой».
Мы публично просили тогда прокуратуру вмешаться и отменить итоги этого и ряда других подозрительных конкурсов. К сожалению, этого не произошло. Работы на доме выполнили, но с таким низким качеством, что кровля протекает. Какие уж тут договорные сроки гарантии пять лет.
Сейчас будем создавать судебный прецедент: раз Фонд жильцам дал этого подрядчика, пусть Фонд и отвечает. Люди же платили деньги в полном объеме, работники Минстроя и Фонда получали этот период зарплату в полном объеме – значит, и ремонт должен быть сделан в полном объеме и качественно.
В 2017 году Фондом руководил Дмитрий КАРАСЬ. Дмитрий Леонтьевич пытался делать все по закону и начал ремонт не с тех домов, кто жаловался, а кому это было положено по плану еще с 2014 года. Вот жильцам дома, где я живу, аж три раза присылали письма, что мы должны согласовать ремонт, хотя мы еще в 2014 году написали в Фонд, что пока мэр не сделает ремонт по суду – за свой счет ремонт делать не будем. КАРАСЬ разработал комплекс предложений по изменению схемы ремонта, но никто их рассматривать не стал, и человек уволился.
Сказки чиновников
К чему мы пришли, объективно показала проверка Контрольно-счетной палаты. Сказки, которые распространяют чиновники через пресс-службы, это сказки для внутреннего потребления более старших начальников, московских отчетов и совсем тупых буратин. Мы помним заветы Ильича: «… не верьте ни единому слову из того, что рассказывают. Требуйте только документов, подлинных документов. И не забывайте: предубеждение дальше от истины, чем незнание».
Вот и посмотрим подлинный документ – самый свежий отчет аудитора Контрольно-счетной палаты Омской области Натальи НОВОСИЛЬЦЕВОЙ за 2017 год – серьезный фолиант аж на 20 листах. Не буду занимать время читателей тем, что как-то не так почтовые марки по бухгалтерии оформили и еще затерялся путь брошюр о работе Фонда (лично подтверждаю – председателям советом домов раздали на семинарах – ну, не станешь же подписи с них спрашивать), также меня не привлекла таблица о том, сколько проели Дмитрий КАРАСЬ и его водитель в командировках.
Давайте о серьезном. Первое. КСП дает официальные данные о том, что в 2017 году капитальный ремонт выполнен на 514 домах (см. таблицу 2 на стр. 6) или 47% скорректированного плана (а если брать реальный план по постановлению № 369-п – вообще менее 1/3).
Для справки: в 2016 году при плохом Александре РУДЮКЕ выполнили 800 домов, почти в два раза больше.
Но самое интересное другое. 1 марта по итогам заседания Правительства Омской области средства массовой информации сообщили о том, что капитальный ремонт в 2017 году произведен на 680 домах (или 62% скорректированного плана). Конечно, что 47%, что 62% – суть одна, но врать то нехорошо. Вот мне интересно: кто-то за вранье ответит или как всегда нет? Ладно бы приписали 3 – 5 домов, это можно понять: ну, сдали документы 10 января после праздников. Но треть домов приписать – это тема.
Второе. В девяти районах области за год не отремонтировано ни одного дома – это Большеуковский, Колосовский, Москаленский, Нововаршавский, Оконешниковский, Русско-Полянский, Саргатский, Тюкалинский, Усть-Ишимский районы. А еще в шести районах, среди которых крупные Большереченский, Кормиловский, Муромцевский – отремонтировали всего по одному дому. В переводе на русский – работали там, где выгоднее подрядчикам – в Омске и Омском районе.
Третье. Омская область твердо обосновалась на последнем месте среди соседей по Сибирскому федеральному округу (см. таблицы 3 и 4 на стр. 10), при том что по размеру взноса мы на первом месте (если не считать области, где взнос ранжируется для разных типов домов: там есть ставки выше и ниже омской).
Чтобы понимали степень разрыва: Омская область – 47% выполнение плана 2017 года, вторая с конца Иркутская – 84,3%, все остальные план выполнили полностью или больше 90%.
500 млн руб. в заначке
В связи с этим Общество потребителей в сфере ЖКХ не может согласиться с проектом изменений в областной закон о капитальном ремонте № 1035-6, подготовленным Минстроем Омской области, который будет рассматриваться на сессии 12 апреля 2018 года (был принят 12 апреля в первом чтении – «КВ»).
Суть – в трех принципиальных позициях, которые не только я лично расцениваю как плевки областной власти в омичей.
1. В пункте 8 проекта предлагается вновь принять в новой формулировке пункт 1 статьи 19 Закона, суть которого – право регионального оператора тратить на капитальный ремонт только 80% от объема собираемых средств, а остальные 20% прокручивать под проценты в банке.
Как указано выше, с января 2017 года Минстрой противозаконно перенес сроки ремонта домов по общему котлу на два года со ссылкой на отсутствие средств (на тот период их действительно не было – данные, которые дали депутатам и на которые ссылался Минстрой на профильном комитете ЗСОО – фактически фальшивые, и они это прекрасно знают: сейчас по статистике там действительно были переходящие средства с 2016 на 2017 год, но это связано только с тем, что осенью 2016 года подделали торги и УФАС их отменило, потому деньги по факту остались (иначе они все ушли бы на лифты).
Про эту заначку я знал всегда, но пока не было переноса сроков ремонта, не видел смысла поднимать данный вопрос, а когда сроки перенесли: раз нет денег – отдайте заначку.
Размер заначки составляет 500 миллионов рублей (это более 200 лифтов при существующей стоимости 2,2 млн. рублей за один лифт).
Формальное обоснование заначки Минстроем состоит из двух составляющих – погашение за счет процентов по вкладу платы за банковские услуги при оплате жильцами за капремонт и резерв на случай массового перехода домов на спецсчета.
Мы с Дмитрием КАРАСЕМ проводили расчеты в декабре 2017 года: можете проверить – реальная потребная сумма на погашение почте и банкам составляет всего 1,6 млн. руб. в месяц. А что касается спецсчетов, то, во-первых, сами средства берутся не с процентов, а с ранее оплаченных жильцами средств, во-вторых, динамика перехода на спецсчет далеко не критична (по-русски: кто хотел, перешли уже на спецсчет тремя волнами: сразу в 2014 году; в 2016 году, когда областным законом расширили возможности для спецсчетов; и во второй половине 2017 года, когда люди поняли, что в общем котле их надули, перенеся сроки ремонта на два года). Все. Больше никто массово переходить на спецсчета не будет: кто хотел – перешли.
Соответственно, потребная сумма на депозите просчитывается очень просто: на год нужно иметь процентов на 1,6 млн. руб. х 12 = 19,2 млн. руб. (при том что за эти годы процентов уже накопили, что до конца программы капремонта хватит).
У людей крыши текут, лифты контрольные органы не останавливают просто потому, что иначе на вилы всех поставят (в городе около 1 150 лифтов (плюс – минус 50, могу ошибиться, так как отнимаю замененные) не должны юридически эксплуатироваться ни при каких условиях, а 500 млн. руб. используются чиновниками.
Еще в феврале 2016 года подготовлен и подписан лично Виктором НАЗАРОВЫМ соответствующий проект об уменьшении этой заначки с 20 до 5 или 2%, последнее распоряжение Минстрою на этот счет датировано 30 августа 2017 года ИСХ-17ГБ-118801 (пункт 3). И главное – в этой рабочей группе были те же г-да ШИШКИН и МИХАЙЛЕНКО (депутаты от ЛДПР и СР сменились, но и они голосовали за это).
Законный и незаконный планы ремонта
Предлагается наконец выполнить решение рабочей группы и поручение прежнего руководителя: снизить процент средств на депозите до расчетной потребной суммы либо дать поручение еще раз все просчитать, а пока просто исключить из проекта закона данный пункт.
Ведь просчитывается просто: нужно иметь такую сумму средств на счете, чтобы по итогам года получить на 20 млн. проценты. Весь 2017 год, по данным КСП, на счете по общему котлу лежало более одного миллиарда рублей – при 5,14% это дает искомые 20 миллионов рублей.
Причем сначала год говорили, что просто денег нет. Теперь, чтобы обосновать свою заначку, риторика должностных лиц сменилась: уже убеждают депутатов, что на счете много средств и региональный оператор не успеет все истратить и без заначки.
Но это не так. Согласно статье 15 областного закона № 1568 можно проводить 16 разных видов работ. Там есть дешевые работы типа составления техпаспорта (30-80 тысяч рублей на дом), а есть замена лифта (2,2 млн. руб. за штуку, то есть 8,8 – 13,2 млн. руб. на дом), замена крыши, инженерных сетей – также по нескольку миллионов рублей на дом. Если делать дешевые работы или не делать вообще ничего, как в 2017 году, конечно, деньги останутся, а если работать честно и поменять людям лифты, чтобы никто не упал и не погиб – так сразу денег не останется на счету.
2. В пунктах с 4 по 6 проекта предлагается лишить город Омск и другие муниципальные образования права формировать муниципальные краткосрочные планы капитального ремонта домов. Сохранять ли у муниципалитетов такие полномочия – вправе решать субъект Федерации.
Прежний губернатор потратил полтора года, мы добровольно-принудительно напрягали местные администрации это делать и заключали договоры о совместной деятельности, а теперь прямо противоположное решение.
Если кратко, подоплека в следующем.
Когда областные чиновники самоуправно и неправомерно в январе 2017 года перенесли сроки ремонта на два года, город Омск в лице мэра и Сергея ФРОЛОВА не подчинились (и еще два сельских района).
То есть весь 2017 год и до настоящего времени в Омске действуют два плана ремонта: законный – городской и незаконный – областной, не соответствующие друг другу.
Так как сломать городских чиновников не удалось (лично не раз был свидетелем, как это пытались делать), просто решили исключить такое право муниципальных образований.
Если кто-то верит, что отдел Минстроя в лице реально одного человека – Николая МАШКОВА – способен грамотно расставить более 8 000 домов в ежегодно корректируемый план, то я убежден в обратном.
КСП провела выборочный анализ соответствия регионального плана и муниципальных планов по 10 районам, и в 9 из 10 случаях планы не совпадали (на стр. 8-9 акта перечислены конкретные дома), или депутаты правда, считают, что руководители Большереченского, Калачинского, Саргатского и других районов, которых я знаю лично, совсем не знают свои райцентры, где всего менее ста этих самых домов?
Если это будет принято, это идет в разрез с заявленной линией на поддержку местного самоуправления, а на практике повлечет еще большее снижение качества документации по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Предлагается пункты с 4 по 6 из проекта исключить и руководствоваться действующей редакцией областного закона, предполагающей составление муниципальных краткосрочных планов на основании Областной программы с последующим формированием на их основании областного Краткосрочного плана капремонта.
3. В пункте 1 проекта предлагается внести многочисленные дополнения в текст статьи 8 Закона, регламентирующей взаимозачет.
Суть взаимозачета, если кратко, состоит в том, что жильцы по квитанциям УК либо за счет нежилого помещения первого этажа или иным образом (часто сбором средств на сберкнижку старшего по дому) делают капитальный ремонт, потом приезжает комиссия из Минстроя, проверяет, что все реально сделано, и проводит взаимозачет – что на эту сумму жильцы могут не сдавать деньги в фонд капремонта. Это очень удобно и выгодно для жильцов (меньше бумажек писать и работы дешевле и качественнее, так как без конкурса – а зовут, кто реально хорошо делает ремонт), и для областных показателей (не нужно тратить время чиновников Минстроя и Фонда на ремонт данного дома, а выполнение идет в план).
Остричь дважды одну овцу
Не касаясь вносимых поправок, суть нашего возмущения в том, чего нет в тексте.
Как известно, по ЖК РФ собственники могут формировать Фонд капитального ремонта дома двумя путями: в общем котле или на спецсчете. В сегодняшней редакции статьи 8 взаимозачет проводится только для домов общего котла.
В результате страдают интересы и жильцов домов со спецсчетами, но еще больше – интересы области.
Запросите отчет Омскстата за 2017 год: всего по области отремонтировано капитально 904 многоквартирных дома.
В том числе Фонд – 514 домов, департамент городского хозяйства (это по решениям судов) – 11, остальные 389 домов – это могло честно пойти в отчет области, это реально сделано за счет средств жильцов и УК, в основном на домах со спецсчетами, но в силу ленивости областных чиновников – никуда не пошло, так как нет соответствующего пункта в статье 8 закона № 1568-ОЗ.
Хотя, как и по 20%, еще с 2016 года проект изменений в Закон Омской области в этой части подготовлен, Виктором НАЗАРОВЫМ подписан и есть несколько поручений Минстрою его внести (там спор идет, как назвать это – зачетом, учетом или еще как).
Одну овцу нельзя остричь дважды. Люди внесли по нескольку тысяч (больше, чем эти 6-70), например, на кровлю, а с них теперь требуют еще долги на спецсчет. Это же несправедливо и непонятно омичам.
Предлагается в данном проекте или отдельным проектом дополнить соответствующим образом статью 8 Закона, чтобы предусмотреть зачет (учет) оплаты фактически выполненных работ на спецсчетах. «В такой период, какой переживается Россией, непозволительно ограничиваться старым шаблоном», – отмечал В. И. Ленин.
Всегда удивляюсь двум правдам у чиновников: для себя и для остального электората. Вот с людей 6-70 берут с пенями и из пенсии высчитывают, кто не платит. А для себя, родимых, другая правда, другой подход. Даже я открыл для себя новое в справке КСП. Всегда удивлялся: как ответственные чиновники получают премии и не получают взыскания, а очень просто. Оказывается, сама программа прописана так, что так называемые целевые индикаторы взяты от фонаря и не имеют ничего общего с годовыми планами. Сами посмотрите на стр. 25-26 справки КСП: оказывается, мы не на последнем месте, а самые что ни на есть передовики: на 2016 год по индикаторам должны были отремонтировать всего 525 домов (в полтора раза перевыполнили), а в 2017 году – всего 450 домов (опять мы впереди на 64 дома). Спрашивать, почему в 2017 году запланировано на 100 домов меньше, чем в 2016 году, неприлично. А раз план перевыполнили – и премию положено. Легко жить, когда нет совести.
Есть ли совесть у депутатов или омичи зря отдавали свои голоса – покажет голосование 12 апреля.
Никто не требует вообще снять данный проект с рассмотрения. Необходимо организовать публичные слушания, обсудить все с расчетами и после этого принять решение, которое послужит не интересам отдельных чиновников для прикрытия одного места, а интересам всех омичей. По регламенту ограничений нет: документ принят к рассмотрению, пока можно вносить в него изменения, и срок его внесения к первому чтению также не ограничен.
Нельзя жить без оптимизма. Когда материал был уже подготовлен, позвонили из Минстроя и сообщили, что с учетом обсуждения всех спорных вопросов Минстрой разрабатывает регламент ускорения ремонта на тех домах, где это объективно необходимо срочно. Если эти вопросы будут решены, во многом проблема переноса сроков ремонта будет нивелирована. «Мы вовсе не склонны к безрассудному оптимизму на этот счет, мы вовсе не забываем о громадной трудности этой задачи, но, идя на борьбу, мы должны желать победы и уметь указать настоящий путь к ней. Тенденции, способные привести к этой победе, неоспоримо есть налицо».
Александр ЛИХАЧЕВ, председатель Общества потребителей в сфере ЖКК
Ранее полный текст был доступен только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 11 апреля 2018 года