Про современные тенденции в области судебной экспертизы рассказывает генеральный директор ООО «Бюро судебных экспертиз», кандидат юридических наук Алексей АЛГАЗИН.
– Алексей Игоревич, как вы оцениваете современное состояние судебной экспертизы? Появились ли какие-то изменения в этой сфере?
– Без преувеличения могу сказать, что мы живем в очень интересное время – время появления новых уникальных судебных экспертиз. Наука криминалистика, а вместе с ней все профильные экспертные специализации – от судебной медицины, до судебной лингвистики активно развиваются. Появляются современные цифровые экспертные технологии, передовые открытия в области исследования ДНК и других следов человека. Однако главным двигателем появления новых видов экспертиз и исследований, на мой взгляд, является судебная практика, и, конечно, опыт раскрытия и расследования новых видов преступлений.
– Алексей Игоревич, вы можете рассказать об основных тенденциях в судебной экспертизе более подробно?
– Могу выделить несколько направлений, по которым сейчас развивается практика судебных экспертиз. Первое, что могу отметить, это то, что судьи судов общей юрисдикции и арбитраж, уже не сомневаются в возможностях частных экспертных организаций, и всё больше экспертиз назначают именно им. За последние полгода наше Бюро провело в два раза больше экспертиз, чем за 2020 год.
Государственные эксперты, лидируют в основном в проведении ведомственных экспертиз по уголовным делам и административным материалам. Однако и здесь наметилась тенденция привлечения правоохранителями частных экспертных организаций. Так, например, эксперты нашего Бюро судебных экспертиз проводят экспертизы по постановлениям СУ СК России по Омской области, подразделений УМВД и МЧС Омской области.
Вторая тенденция – это рост числа назначаемых экспертиз цифровых данных: аудио, видео-записей, файлов с цифровой информацией, цифровых фото, компьютерных программ, приложений, сайтов, мессенджеров и страниц социальных сетей. Это связано не только с развитием цифровых технологий, но и с тем, что цифровые следы чаще становятся предметом доказывания по судебным спорам.
Третья тенденция связана с активным использованиям сторонами и принятие судами рецензий (критических замечаний) на экспертные исследования. В большей степени доверие судов к рецензиям в последнее время объясняется с тем, что Верховный суд РФ, официально признал данный вид письменных доказательств важным при оценке доказательств, требующей применения специальных познаний.
Четвертая тенденция в сфере судебной экспертизы – это рост количества назначаемых экономических экспертиз по налоговым спорам и арбитражным делам. Так, проблематика проведения данных экспертиз стало темой московского научно-практического семинара «Финансово-экономическая экспертиза в уголовном процессе», в котором приняло участие наше Бюро. На мой взгляд, одним из интересных видов налоговой экспертизы стала, так называемая, «налоговая реконструкция».
Пятая тенденция – это применение судами и следствием смелой практики назначения уникальных экспертиз, которые раньше не назначались.
Так, например, расследуя уголовное дело экс-губернатора Хабаровского края Сергея ФУРГАЛА, Следственный комитет России (СКР) впервые применил новейшую методику проверки показаний обвиняемого на предмет их достоверности. Использованные в этом исследовании зарубежные компьютерные программы и методы некоторых российских психологов-новаторов позволили экспертам усомниться в искренности господина ФУРГАЛА, а их выводы, в свою очередь, стали уликой против него. Комплексное психолого-лингвистическое исследование Сергея ФУРГАЛА было проведено по заданию следователя по особо важным делам СКР Юрия БУРТОВОГО. В течение трех часов его подчиненные в присутствии адвокатов задали господину ФУРГАЛУ более полусотни вопросов, дав ему возможность в свободной форме не только высказаться по сути уголовного дела, но и заявить о проблемах, которые волновали самого экс-губернатора.
Видеопротокол мероприятия, сначала обработали с помощью двух программ, позволивших создать своего рода математическую модель допроса. Компьютерная технология анализа голоса Layered Voise Analysis (LVA), разработанная израильской компанией Nemesysco как «дополнительный инструментарий для оценки достоверности представляемой респондентом информации», позволила разбить речь господина ФУРГАЛА на отдельные фрагменты и выявить таким образом «вокальные характеристики» каждого ответа.
Такие, как изменение тембра, увеличение громкости, снижение скорости речи и так далее. В автоматизированную систему для выявления лицевых экспрессий человека FaceReader фирмы Noldus Information Technology (Нидерланды) была заложена видеочасть допроса. С помощью этой программы, называемой в быту лицевым детектором лжи, специалисты планировали распознать, какие эмоции переживал господин ФУРГАЛ, отвечая на тот или иной вопрос следователей: счастье, грусть, гнев, удивление, испуг, отвращение либо безразличие.
Интерпретировать результаты компьютерного моделирования допроса было предложено комиссии, в которую вошли четверо экспертов – психолог, психиатр, лингвист и даже специалист в области наркологии и сексологии.
– Алексей Игоревич, а есть ли примеры интересных экспертиз, которые проводились вашим Бюро?
– Да, могу привести несколько примеров из недавно проведенных исследований из разных областей экспертизы. Так, недавно, мы закончили лингвистическое исследование по делу о взятке, где лингвист определял наличие признаков провокации, исходя из анализа содержания диалога между взяткодателем и взяткополучателем.
По другой экспертизе, наш психолог определял по рисунку марихуаны на футболке, какое психологическое воздействие данный рисунок оказывает на потребителей.
За последние два месяца из разных городов нам поступила серия заявок на экспертизы по авторскому праву – сравнение патентных моделей конструкции домов, текстов музыкальных произведений и сценариев документальных фильмов.
На этой неделе мы закончили рецензирование психиатрической экспертизы по делу об убийстве, где пожилой мужчина по версии следствия поджег лечебную палату, в результате чего погибло четыре человека.
Сейчас наши эксперты приступают к проведению судебно-медицинского исследования – практически, как в фильме «Молчание ягнят»: наши эксперты будут определять время наступления смерти по личинкам насекомых на скелетированном трупе.
ООО «Бюро судебных экспертиз»
www.omsksudexpert.ru
expertiza.sud@yandex.ru
8-913-159-1810
Фото © ООО «Бюро судебных экспертиз»