Разглядывание снимков требует особого внимания.
В зале культурных инициатив муниципальной библиотеки имени Александра Лейфера начала работу выставка фотографий Сергея КАЛИСТРАТОВА «Светлые лики земли». Снимки сделаны как в Омске, так и во время путешествий – в Ачаир, Тобольск, Крым и даже Париж. Работы объединяет техника двойной экспозиции. Это наложение двух кадров, соединение их в едином сюжете, что вносит и определенную жанровость, и философию.
Сергея КАЛИСТРАТОВА можно смело назвать фотохудожником. Он окончил омский худграф, занимается живописью и не раз выставлялся именно как художник. Также он много фотографирует, и эти две его ипостаси где-то тоже срабатывают с «наложением».
– У меня отец занимался фотографией на любительском уровне, – вспоминает Сергей. – В нашей кладовке всегда были закрепители, проявители, а в ванной часто горел красный свет. Я тоже увлекся, но потом увлечение прошло и вернулось уже через годы. Так как я все-таки художник, мне нравится что-то необычное, фантазийное, сложное по композиции, я часто экспериментировал с двойными кадрами. Но когда снимаешь на пленку, ты не видишь результат. А когда проявишь и напечатаешь фотографию, переделать ее уже нельзя. И как же я обрадовался, когда купил первый цифровой фотоаппарат Nicon D90, и там тоже была функция наложения кадра на кадр! Только теперь все можно было сразу увидеть и, если нужно, переснять.
При этом наложение двух кадров и в цифровом формате дает непредсказуемый результат, признается Сергей. Единственный плюс «цифры» – возможность быстрого контроля.
Для своей выставки Сергей КАЛИСТРАТОВ отобрал лишь 18 снимков, но у каждого из них хочется останавливаться подольше, проникать взглядом через одну картинку в другую, осмысливать драматургию их соединения.
Снимок «Волшебный дождь» сделан через брызги фонтана, «Херсонес Таврический» – через море, которое кажется, продолжает переливаться и на суше.
«Золото Ачаира» усилено желтизной берез, которые обрамляют храм на земле и в небе.
А плывущий над Омском корабль («Иртышская флотилия») напоминает о «Воздушных фрегатах» Леонида Мартынова.
В снимках Сергея КАЛИСТРАТОВА часто соединяются вода и небо – две родственные стихии, создающие ощущение вселенского простора.
Соединяются небо и земля: цветы на земле и небо, снятое через ветки сухого дерева, в работе «Мелодия Сибири». И это тоже определенное мировосприятие.
Выставку можно увидеть в течение августа.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА