Мне реально повезло: за все время работы я ни разу не занималась проектами, концепцию и идею которых бы не разделяла.
Сегодня для многих отъезд из Омска является целью, но успешный московский дизайнер одежды Екатерина СЫЧЕВА не мечтала перебраться в столицу. Она рассказала обозревателю «Коммерческих Вестей» Анастасии ИЛЬЧЕНКО, почему времена студенчества в Омском государственном институте сервиса вспоминает с большим теплом и может ли чашка чая повлиять на ее работу ( (20 октября в "Коммерческих вестях" было рядом опубликовано еще одно интервью с другой Екатериной СЫЧЕВОЙ под общим заголовком "Две Кати СЫЧЕВЫ уехали из Омска и счастливы").
– Екатерина, давайте начнем разговор с самоидентификации: кем вы себя считаете? Можете в двух словах сказать, кто вы?
– Это просто. Я – Катя СЫЧЕВА, дизайнер одежды. В последнее время еще и преподаватель Высшей школы экономики, но занимаюсь все тем же дизайном одежды.
– Если пофантазировать: кем могли бы быть, не сложись с дизайном одежды?
– Думаю, легко нашла бы себе место в киноиндустрии, в организации музыкальных фестивалей, концертов, т. е. получается все равно в шоу-бизнесе.
– В любом случае это была бы одна из столиц – либо Москва, либо Санкт-Петербург?
– Честно говоря, мне сложно сослагать на эту тему. Я человек, который никогда не мечтал уехать из Омска. Я воспитывалась в семье с любовью к городу, к месту, где живешь. У меня было безумно интересное студенчество, не представляю, как может быть лучшее. И когда мне предложили уехать, долго думала. Но моя профессия, конечно, предполагает присутствие в той или иной столице. Получается, что амбициозное образование и выбор профессии как бы предопределили мой переезд. Я переехала сначала в Санкт-Петербург, потом в Москву. И все это, не имея такой задачи и цели, скорее просто отдавшись обстоятельствам. Сейчас отъезд из Омска кажется уже естественным, но в момент принятия решения – нет.
– Что замечательного было в вашем студенчестве?
– Мне очень повезло с выбором вуза – институтом сервиса, с педагогом – Мариной Рафаиловной ТИМОФЕЕВОЙ. Я не единственный человек в индустрии моды, кто считает ее своим учителем. Она была рядом, когда я взрослела и формировалась, как дизайнер, она научила думать, как автор и художник, научила много работать и быть амбициозной. Во время обучения в институте я получила прекрасное образование и лучших друзей, многие из них живут и работают в Омске, но главное – я получила профессиональные навыки и амбиции хотеть чего-то большего и лучшего.
– Амбициозность, на ваш взгляд, нужна всем или только людям творческих профессий, вам – как дизайнеру?
– Не думаю, что всем. У каждого свой путь, свое предназначение, разные силы, задачи. Но если ты хочешь реализоваться и добиться успеха, то конечно. Я считаю амбициозность положительной чертой характера – не заставляющую идти по головам (понятно, что ни один результат дизайна не стоит человеческих взаимоотношений), а здоровую, которая не дает соглашаться на меньшее. Если есть возможность бороться за более качественный результат, за более точную реализацию идеи, делай это!
– Расскажите о своих проектах, которые вы считаете наиболее успешными.
– Это достаточно сложно, потому что в дизайне мы каждый год многое делаем. Если посмотреть назад, то есть три большие вехи. Я много лет отработала в бренде Алены АХМАДУЛЛИНОЙ в Санкт-Петербурге. Это «мои университеты», где я научилась понимать, как профессия, теории которой меня научили в вузе, существует в реальности. Затем достаточно длительный период работала в компании «Русмода» с Александром ТЕРЕХОВЫМ, Оксаной ЛАВРЕНТЬЕВОЙ. Мы реализовали много разных проектов. Тот, о котором точно знают все, – это униформа компании S7 Airlines. Я с гордостью называю себя ее соавтором. Уже лет десять стюардессы, весь наземный сервис авиакомпании ходят в том, что мы для них придумали и отшили. Затем появилась Высшая школа экономики. Это отдельный суперкейс, счастье и возможность работать с молодыми умами со всей страны. В Омске студент из Казахстана был роскошью, а здесь 60-70% – это люди из всех уголков России и СНГ. А сейчас я работаю в бренде WALK OF SHAME. Мы давно знакомы с его автором Андреем АРТЕМОВЫМ. Это, можно сказать, студенческая дружба, которая рождается навсегда. Мы параллельно учились в разных городах: он в Уфе, а я в Омске. Но Андрей всегда был большим поклонником омской школы дизайна, приезжал в гости. Мы знали друг о друге заочно достаточно давно, а встретились и познакомились лично в Москве спустя время. У него свой супермодный бренд, где я занимаюсь налаживанием работы дизайн-отдела.
– Кто вам впервые сказал, что одежда, которую вы создаете, классная?
– Хороший вопрос (смеется). Это не были родители и даже не педагоги. Такая оценка пришла, уже когда я работала и знала, что делаю. Супруг Алены АХМАДУЛЛИНОЙ Аркадий ВОЛК занимался продвижением бренда, и у него была одна веселая присказка: «Катечка, наш главный судья – это кассовый аппарат». Понимаете, отдельное удовольствие, когда ты делаешь одежду, которая тебе нравится, носишь ее и находишь единомышленников в лице покупателей. Когда видишь, что придуманный тобой дизайн востребован, понимаешь, что это и есть тот самый perfect match (идеальное совпадение). Мне реально повезло: за все время работы я ни разу не занималась проектами, концепцию и идею которых бы не разделяла. Так не всегда бывает, но у меня сложилось. Напрямую подойти и сказать: «Какая классная одежда» умеет мой друг Андрей АРТЕМОВ. Он может круто прокомментировать твою работу, похвалить и даже использовать эпитеты уровня «гениально красиво». Эту его черту – щедрость на комплименты, очень ценю.
– Откуда вы черпаете образы, идеи для проектов?
– По-разному. Дизайн одежды из всех творческих профессий, наверное, менее творческая, потому что продукт должен учитывать помимо твоего полета фантазии еще кучу факторов, в том числе экономических. Дизайн одежды хорошо работает, когда имеет точку приложения, когда к тебе приходит клиент, который хочет классную коллекцию или продукт, и ты находишь инструменты для решения именно этой задачи максимально эффективно и эффектно. Дизайн – это интеллектуальная и математическая работа одновременно. Вдохновение надо черпать в самом задании. Ты ищешь творческие источники в гугл-поиске, посещаешь спектакли, кино, слушаешь музыку или из своей же накопленной библиотеки можешь выбрать референсы, которые идеально подойдут для решения задачи. Далее подключается момент полета, без него хороший дизайн не сложится.
– С вдохновением понятно, а такой избитый стереотип, как настроение на вас влияет?
– Мне кажется, это действительно стереотип. Не знаю, как в других творческих профессиях, но уникальность дизайна одежды в том, что, если ты профессионал, можешь создавать в любом состоянии. Другой вопрос, сколько сил тебе на это потребуется. Я не связываю творческость и перемены настроения. Я лично – как слон, у меня ровное, стабильное настроение (смеется). Когда у тебя в работе интересный кейс, с этим нет проблем. Думаю, такие личностные характеристики больше связаны не с профессией, а с тем, как устроена психика человека. Меня окружают спокойные, адекватные, размеренные люди. И надо отметить, с высокой степенью работоспособности.
– И все-таки что помогает работе, а что мешает? Вот вы сейчас пьете чай, кружка чая может увеличить продуктивность?
– Влияют образованность и насмотренность. Наша работа на 70% состоит из того, чтобы держать себя в состоянии наполненности, чтобы ты всегда мог достаточно легко скреативить дизайн. Сейчас с этим сложнее, поскольку нет возможности путешествовать, как раньше, но, несмотря на все ограничения, мы продолжаем развиваться. Работа дизайнера состоит, например, в просмотре фильмов победителей Каннского фестиваля. Нравятся они тебе или нет, это та информация, которую ты должен потребить – посмотреть картины, номинированные на Оскар, посетить выставки ключевых современных художников. Это даже не обсуждается. Это часть работы. Например, в дизайн-отделе часто можно услышать: я сегодня в пять часов иду на открытие «Гаража». Это не значит, что сотрудник ушел раньше, нет, он продолжил работу вне отдела. Ты продуктивен, когда много видел. Чай тут не поможет (смеется).
– Вы затронули тему ограничений. Скажите, а пандемия или, скажем, политика влияют на модели, которые вы создаете?
– Мы видим, как разные бренды так или иначе высказались на тему масок, ограничений и новых границ, которые сейчас действительно пересмотрены. Буквально два года назад нам казалось, что мир открыт и границ нет, но пандемия выявила – границы существуют, и жестче, чем может показаться. Что касается политики, мне нравится думать, что мода – социальное явление, а не политическое. Когда кто бы то ни было одеждой высказывается на политическую тему, это политический активизм, но не мода.
– Екатерина, можете назвать людей, которые оказали наибольшее влияние на ваш выбор профессии?
– Это очень сложно, поскольку происходило в таком неосознанном возрасте. Я много раз пыталась вспомнить, по какому стечению обстоятельств решила поступить именно в этот вуз, но увы. В тот момент разводились родители, им было не до того, чтобы мне что-то подсказать по выбору профессии. Я окончила школу с золотой медалью и только сейчас стала понимать, что это давало возможность поступления в любой вуз страны без экзаменов. А в том, который я выбрала, золотая медаль не имела веса. Не помню, как приняла решение. Оно было неосознанным. Удивлена и очень рада, что все так сложилось. Много вижу людей, которые в 30 лет начинают менять профессию, понимая, что ошиблись, поддались настояниям родителей, что в 17 лет нельзя выбрать специальность на всю жизнь. А я тот человек, который случайно сделал выбор, отучился и много лет работает только по профессии.
– Как получилось, что вы стали преподавателем Вышки?
– Еще когда я училась в вузе, мне нравилось, как происходит взаимодействие студентов и преподавателей, казалось, преподавание – очень интересное и (хотелось бы избежать пафоса, но) благородное занятие. Ты коммуницируешь с молодыми ребятами, отвечаешь на их вопросы. Они обсуждают с тобой творческие моменты, кризисы, и ты можешь их направить, поделиться опытом. Я всегда хотела преподавать. Втайне надеялась, что меня пригласят в Омский институт сервиса, но тогда не было мест, кафедра стала расширяться уже спустя годы после моего отъезда. В Москве я тоже постучалась в несколько вузов, но преподаватели не требовались. И в какой-то момент ко мне обратился мой давний друг Анзор КАНКУЛОВ. Это большое имя в мире моды, когда увидела, что он звонит, даже привстала. Он сказал, что в Высшей школе экономики открылась Школа дизайна, и предложил мне курировать курс. В этот момент я почти не дышала и понимала – мне сделали предложение мечты. Школа дизайна открылась некоторое время назад и уже выпускала графических дизайнеров, специалистов по рекламе, набрали курс дизайна одежды. Стало понятно, что к проекту есть интерес, было решено расширять штат, и мне сделали предложение. В итоге мы уже шесть лет вместе работаем. У нас сложился стопроцентный Dream Team, команда мечты. У всех кураторов направления «мода» есть свои бренды, проекты и работа в вузе, на которую идем, как на праздник. В Вышке все здорово устроено, много возможностей, приезжают самые талантливые ребята – те, кто рискнул и уехал из своего города, те, кому очень хочется учиться именно в Москве, именно у нас.
– Омичи приезжают?
– Да, но нечасто. Мне кажется это справедливым: если ты хочешь заниматься дизайном одежды, в Омске для этого есть прекрасные возможности. Чаще омичей встречаю, например, на мультипликации и графическом дизайне. Подозреваю, что в Омске пока нет таких специальностей. За шесть лет у нас «на моде» из Омска училась только одна девочка, и та вернулась, ей было комфортнее дома. Когда родители поддерживают, обучение идет совсем другого качества.
– Какие самые яркие воспоминания, связанные с Омском, родителями, друзьями?
– Я еще застала пионерию (смеется). Детство до 90-х годов было потрясающее: любила детский садик, загородные лагеря, была очень общительным ребенком.
– Что для вас значит быть успешной?
– Много было совершено ошибок, были вещи, которые я бы хотела переделать, но если говорить о месте, где я сейчас нахожусь, то мне грех жаловаться. Успех? Главное, чтобы человек был наполнен энергией, здоров, счастлив… Для кого-то счастье – в семье, в жизни в деревне, в отключении телефона, а для кого-то успех – это в 20 лет купить квартиру в Москве. Мы все разные. Важно, чтобы человек понимал, что это его цель и ее достижение приносит счастье.
– Можете поделиться творческими планами, о чем мечтаете?
– У меня есть несколько идей, связанных со студентами. Я всегда расстраиваюсь, когда на 2-3 курсе они говорят, что хотят уехать. Понимаю, почему возникает такое желание: у нас Fashion индустрия пока работает со сбоями, а есть страны, где она отлажена, как часы, и там достижение успеха, карьера более реалистичны. У меня есть идея, как изменить ситуацию. В Антверпене в свое время на государственном уровне выбрали шесть самых сильных выпускников-дизайнеров, финансово поддержали их, чтобы заявить — бельгийская мода существует. Эти бренды до сих пор работают, они вошли в историю. И мне кажется, это осуществимо и в России, нужно создать условия для ребят, чтобы у них не возникало желание смотреть налево. Это пока на уровне идеи. Считаю ее вполне реалистичной. Получилось же у Александра СОКУРОВА создать кабардино-балкарскую мастерскую в Нальчике! Всего один набор, из которого трое кинематографистов стали лауреатами ведущих кинофестивалей мира! Я считаю, он гений.
– А сами вы смотрите налево – в Италию, Францию?
– Нет, у меня никогда не было желания уехать. В силу своей работы я много где была, даже жила и про себя точно знаю: я фанат места, где нахожусь. Плюс я понимаю, что тот путь, который я прошла, невозможен больше нигде. В России можно в 20 лет стать руководителем любой компании. Больше нигде в мире так не получится (возможно, кроме Кремниевой долины, но это другая сфера, которая развивается по иным законам). Что касается нашей индустрии, в ней созданы прекрасные возможности, удивительная степень доверия и свободы.
Ранее интервью было доступно только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 20 октября 2021 года.
Биография
СЫЧЕВА Екатерина Сергеевна
Екатерина СЫЧЕВА родилась 14 августа 1982 года в городе Мензелинске Республики Татарстан. В 1999 году окончила среднюю школу № 56 в Омске и поступила в Омский государственный институт сервиса. Окончила вуз в 2004 году и переехала в Санкт-Петербург. В 2008 году переехала в Москву. В 2002 – 2004 годах – скаут модельного агентства «Эскимо». В 2004 – 2010 годах – арт-директор, руководитель дизайн-отдела бренда Alena Akhmadullina. В 2012 – 2015 годах – руководитель дизайн-отдела Alexander Terekhov, 2015 – 2019 – руководитель отдела спецпроектов в ООО «РУСМОДА». С 2015 года – старший преподаватель Школы дизайна НИУ Высшая школа экономики. С июля 2021 года – руководитель дизайн-отдела в бренде WALK OF SHAME (WOS).