Моряки прилетели в Омск на самолете. Яхта, на которой они добирались до Антарктиды, осталась в Санкт-Петербурге.
Сегодня, 26 апреля, утренним рейсом экипаж яхты «Сибирь», совершавшей экспедицию в Антарктиду, прибыл из Санкт-Петербурга в Омск. Яхта осталась в порту Санкт-Петербурга. Ее подняли на сушу и завернули в тент.
Яхта «Сибирь» пришвартовалась к причальной стенке пирса в Петербурге в начале недели, 21 апреля. Капитан яхты «Сибирь» Сергей ЩЕРБАКОВ сообщил, что экипаж здоров.
В пути Сергей ЩЕРБАКОВ делился в социальной сети Facebook зарисовками о возвращении в Россию.
Напомним, омский экипаж яхты «Сибирь» под командованием капитана Сергея ЩЕРБАКОВА участвовал в экспедиции к Антарктиде. Поход экипажа был посвящен 200-летию открытию материка Антарктиды русскими моряками. Экипаж решился на отчаянное плавание – на маленькой деревянной яхте «Сибирь» пройти тем же маршрутом, что и русские первооткрыватели, и достичь Антарктиды.
В 1819 году корабли «Восток», и «Мирный» под командованиями Беллинсгаузена и Лазарева отошли от берегов Санкт-Петербурга и взяли курс в неизведанные районы мирового океана. На морских картах территория южнее Южно-Американского материка была помечена белым пятном. До русских английские моряки предпринимали попытки проникнуть через пролив Дрейка, но их постигала неудача. Например, прославленный английский капитан Джеймс Кук после плавания написал в своем отчете, что, возможно, на юг от американского материка вообще ничего нет. После такого заверения никто не осмелился заглянуть «за горизонт». Но январе 1820 года русские корабли достигли берегов Антарктиды.
В феврале экипаж на яхте «Сибирь» достиг берегов Антарктиды. Однако из-за поломки двигателя, ремонт которого в антарктических условиях был невозможен, яхта была поднята на теплоход «Академик Трешников», находившийся в тот момент у берегов Антарктиды. Планировалось, что яхту сгрузят с борта «Академика Трешникова» в порту государства Уругвай и экипаж отремонтирует двигатель. Однако случилось непредвиденное. Над миром нависла угроза пандемии СOVID-19. По причине карантина правительство Уругвая не разрешило яхте «Сибирь» заходить в порт. Далее по курсу было государство Бразилия. Правительство этой страны также из-за угрозы коронавируса не разрешило заход яхты в порт. Теплоход «Академик Трешников» продолжал свой намеченный маршрут к берегам России.
Капитан Сергей ЩЕРБАКОВ на своей странице в интернете написал:
«Впереди нас идёт циклон, к моменту спуска (с борта «Академика Трешникова») уйдёт на восток, поэтому всё должно получиться нормально, да и Балтика не такая уж большая, чтобы волны сутками волновались.
Мы почти в Балтике. Вчера вышли из Бременхафена (Германия), а сейчас уже прошли Скагеррак (пролив), бежим со скоростью 14–15 узлов. Как и в Монтевидео, нам так и не удалось наступить на землю, хотя здесь мы стояли у причала левым бортом. Даже на левый борт, не говоря уже про причал, запрещено было выходить всем, кроме специальной команды, которая надевала маски, перчатки, и все при заходе с улицы проходили дезинфекцию. Последний раз на берегу мы были на Беллинсгаузене (Антарктида) 6 марта: вот и посчитайте, какая у нас самоизоляция. Теперь, как я понимаю, две недели в Питере просидим на карантине, а когда до Омска доберёмся, ещё на две недели будем сидеть дома. Думаю, не ранее середины мая выйдем на свободу. Или, может, я ошибаюсь? Был бы счастлив!»
В следующем выходе в интернет капитан Сергей ЩЕРБАКОВ сообщал:
«Появилась мобильная связь, сначала в Германии, затем в Дании, сейчас в Швеции. Мобильная все же дешевле, чем через спутник, поэтому изучаю прогнозы погоды, поднимаю глаза и руки к небу, и говорю: «Ооооо!» Иногда помогает…
Всё ближе точка выгрузки, примерные координаты – 55-55 севера и 19-00 востока. Фактически это широта Омска, даже чуть севернее. В этой точке намечено быть утром 18 апреля, так что завтра крайний день на подготовку. Не хотелось бы, чтобы что-то пошло внештатно, стараемся предусмотреть всё и поэтому в первую очередь обращаем внимание на главное (хотя у нас мелочей и не бывает). В общем, сами понимаете, сбрасываемся в самом центре Балтики, до ближайшего берега 70–80 миль, в любую сторону. От выгрузки до Петровской косы (яхт-клуб в Питере, откуда мы уходили 3 сентября 2019 года) – 450 миль, столько же, сколько пролив Дрейка».
Возле острова Сааремаа, который входит в состав Эстонии, экипажу пришлось ремонтировать флюгер.
«Идем под парусами мимо острова Сааремаа, родины Беллинсгаузена: символично – только с Беллинсгаузена и опять к Беллинсгаузену. Ветер 13–15 узлов (вымпельный), был на порывах 25–27 и все в морду (встречный ветер). Так что за двое суток после разгрузки прошли менее 200 миль. Волна короткая, крутая, долбило так, что флюгер на топе мачты заклинило, теперь без указателя направления ветра ориентируемся по парусам. Сегодня, как море успокоится, самого молодого на мачту пошлём ремонтировать флюгер. У него, правда, конкуренция. Николай желание изъявил, но обычно старпом (старший помощник) поднимается на мачту, так что конкурс объявлять будем (путем жребия).
Саша вытянул счастливую спичку и полез на мачту. Оказалось, флюгер весь в саже от теплохода «Академика Трешникова», а на волне сажу натрясло в подшипник, и флюгер остановился. Теперь работает. Саша молодец! После двух суток долбежки на волнах, получаем удовольствие от хождения под парусами. Курс на восток, до Кронштадта 144 мили. 21 апреля проходим «Таллиннский маяк».
В следующем посте капитан ЩЕРБАКОВ сообщает:
«Появилась связь, можно выставить некоторые видео (в интернете). Например, пингвины на Беллинсгаузене специально выступали перед нами и соревновались в прыжках через канат…»
А вот еще одна запись:
«Надо же так судьбе сложиться: идем проливом Каттегата, вдоль острова Лангеланн. Через 10 миль наш маршрут совпадет с маршрутом «Сибири», пройденным в сентябре 2019 года, когда мы втроём добирались по Балтике в Киль (Германия). Интересный факт. Но сейчас наши пути расходятся в разные стороны. Мы возвращаемся из Антарктиды. Прошли Петровскую косу. Мы дошли до Петербурга».
Экипаж яхты «Сибирь» выложил в интернете фото и видео, уже отснятые в Петербурге.
Накануне, в субботу, капитан ЩЕРБАКОВ написал:
«Сегодня был напряженный день. Поднялись, установились, поломали антенну речной рации, немного продавили корпус, упаковались, практически все нормально (бывает намного хуже). Встретились с друзьями, даже в бане попарились, утром в воскресенье (через 4 часа) будем дома, в Омске, пока не верится».
Желаем экипажу крепкого здоровья и рады видеть вас в родном Омске!
Фото © Сергей ЩЕРБАКОВ