Фонд "Петербургская политика" составил рейтинг программ кандидатов в губернаторы из числа действующих вр.и.о. глав регионов
Фонд обнародовал результаты исследования одной из "сфер жизни" губернаторов — ведение предвыборной кампании после назначения исполняющим обязанности. Эксперты выделили два принципиальных подхода к ведению кампании: "прохождение выборов как сугубо технической процедуры, призванной оформить ранее принятое президентом решение по назначению вр.и.о. губернатора" и"использование избирательной кампании для максимального политического усиления".
Как отмечается, при проведении кампании по первому сценарию акцент делается на ее "засушивании" и лишении какой-либо интриги. Из выборов, по возможности, выводятся яркие конкуренты. Сам кандидат демонстративно не отвлекается от основной работы, как бы и не участвуя в предвыборной агитации.
Второй вариант используется для максимального политического усиления губернатора:"повышение собственного электорального рейтинга, выстраивание более эффективной внутриэлитной конфигурации, разработка собственной повестки дня на новый губернаторский срок, минимизация рисков накануне выборов в Государственную Думу РФ", — поясняет Фонд.
Хотя в работе штабов возможно сочетание обеих моделей, в любой кампании можно увидеть "тяготение" к какой-то одной. Индикатором "серьезности" намерений кандидата и его предвыборного штаба политологи считают наличие предвыборной программы — или ее отсутствие.
В этом сентябре выборы губернаторов пройдут в 24 регионах. Программные документы или что-то похожее на них обнаружено у девяти кандидатов. При этом в пяти регионах (Архангельская, Калининградская, Ленинградская, Сахалинская области и Еврейская АО) вр.и.о. пошли на выборы с собственной программой, глава Брянской области использует "агитационный документ с элементами программы", а в Амурской — программу регионального отделения "Единой России". В пяти регионах либо применяют "иной формат", либо упоминают о программе, никак ее не конкретизируя и не публикуя.
Омская область, вр.и.о. главы которой идет на выборы под лозунгом "Наш надежный губернатор", оказалась в самой массовой группе обошедшихся без программ:"Нет данных о наличии программного документа". Между тем, в ходе прймериз Виктор НАЗАРОВ представлял однопартийцам свою программу, в которой фигурировали раздача земли инвесторам без торгов и обещания всего хорошего: сколько планируется построить детских садов, отремонтировать дорог, газифицировать поселков, как поддерживать сельское хозяйство и развивать промышленность.
Изучив тексты имеющихся программ, исследователи также вычленили пять "модных тенденций сезона" — популярные подходы к написанию этого документа:
• обещание повышения качества жизни. Акцент в основном делается на строительстве дорог и развитии физкультурных объектов. Примечательно, что тема создания рабочих мест звучит реже и слабее коррелирует с темой качества жизни;
• апелляция к теме открытости власти и общественного контроля за действиями главы региона. Однако этот блок присутствует скорее количественно, нежели качественно – существенных ожиданий от такого контроля и в части системы взаимодействия граждан и власти, и в части результатов для граждан не создается. Модная тема – привлечение жителей к здоровому образу жизни, популярны желаемые процентные показатели достигших его;
• размытость в описании конечных результатов. Чаще всего описание построено по формуле "Постановка проблемы — желание наметить путь решения – представление соответствующей программы/проекта – предоставление финансирования".
На основании текстов, тактики и стратегии кандидатов был составлен рейтинг предвыборных программ, в котором регионы разделены на группы: лидирующие, старательные, середняки, отстающие. Достаточно сказать, что в первые три категории Омская область не попала. Нет ее и в Календаре ожидаемых событий, составленном на основе обещаний кандидатов — аж до 2025 года.
Фото автора