Их автор – известный художник-экспериментатор Игорь НИКОЛАЕВ.
В Городском музее «Искусство Омска» открылась персональная выставка художника-графика, преподавателя ДШИ №3 Игоря НИКОЛАЕВА «Природа происхождения» (0+). Ею художник отмечает свой первый большой юбилей – 50-летие.

– Это вовсе не какой-то итог или рубеж – это очередная презентация результатов творческого поиска художника, – подчеркивает куратор выставки заместитель директора музея «Искусство Омска» по научной работе Анастасия ГАРАЕВА. – Игорь Анатольевич, он такой художник-исследователь, который всегда ищет для себя новую загадку, новую задачу и начинает ее решать очень продуктивно, очень насыщенно и всегда по-разному. И это, конечно, покоряет всех, кто находится рядом.

Игорь НИКОЛАЕВ известен своими концептуальными проектами, авторскими книгами, открытками, марками, где он по-своему пересматривает омскую и мировую историю, историю искусства, экспериментирует с художественными техниками. Сегодня посетители могут увидеть более 120 работ, созданных в технике фрактальной и печатной графики с использованием компьютера и специальных программ. Новая выставка – визуальный авторский дневник, рассказывающий о том, с чего начинались и как трансформировались опыты художника в области цифрового искусства.

Фрактал – термин, придуманный в 1975 году французским математиком Бенуа Мандельбротом, он происходит от слова «раздробленный» и означает «множество, обладающее свойством самоподобия». Игорь НИКОЛАЕВ объясняет это проще:
– Фрактал – это, помните, как в детстве: вы берете в руки калейдоскоп, там разные стекляшки, и когда вы его крутите, они начинают соединяться в интересные орнаменты. Примерно то же самое и здесь. Вы берете фрагмент фотографии, крутите его, складываете, и из этого вырастает новое изображение, которое вы сами формируете. Моя техника исполнения основана на возможностях плагина редактора Photoshop и различного софта. Новые инструменты позволяют добиваться необыкновенных визуальных эффектов. Используются принципы фрактального формообразования, схожие с теми, что мы встречаем в природе. И фрактальность, то есть повторение одного и того же, дает возможность гармонизировать пространство картин за счет самого объекта изображения.

Конечно, все это делается не просто так – в каждой работе заложено и какое-то наблюдение, и размышление, и часто философский смысл.

Очень много работ посвящено теме дома («Воспоминание», «Сущность дома», «Цветной ажур» и пр.), который НИКОЛАЕВ рассматривает не только как жилище, но и как некое сакральное место, окно в большой мир.

По признакам «анатомии» можно объединить работы «Черепаха. Формула жизни», «Череп. Эволюция» и ряд других.

Детство автора прошло в поселке Березово Ханты-Мансийского автономного округа, и в его творчестве сейчас звучат отголоски мифов, обычаев, ритуалов, народов, населявших Сибирь: «Кровь медведя», «Возвращение солнца», «Принцесса Сибирского ханства».

Конечно же, художник обращается и к примерам мирового искусства, в частности к серии Франсиско Гойи «Капричос», где все офорты – словно раздробленные элементы одной большой карины. Игорь НИКОЛАЕВ усиливает этот эффект, размышляя над природой творческого замысла.

«Природа происхождения» – в названии выставки делается акцент на конструировании новой реальности, схожей с происхождением мироздания и вселенной.

– Для меня эта выставка – эксперимент, – признается Игорь НИКОЛАЕВ. – Я впервые показываю компьютерную графику в таком количестве и в таком формате, впервые вывожу ее в разряд картин. Каждая работа выстроена как отдельный мир, каждая – самоценна, но при этом еще может иметь бесконечное цифровое продолжение. И мне очень интересно, как эти работы увидят и воспримут зрители. Может быть, они даже что-то мне подскажут. Потому что все-таки выставка – это общение через искусство, а зритель – тот человек, который обогащает искусство своим вниманием и своим восприятием.

Выставка будет работать до конца января будущего года.
Фото © Алексей ОЗЕРОВ


