А точнее – нарисовала.
Персональная выставка Дилары ТОРИК (ХУРМАТОВОЙ) «Золотая середина» открылась в Художественной галерее Полины ЗАРЕМБЫ. До этого Дилара уже принимала участие в выставках галереи («Живопись №1», «К светлому» и др.) единичными работами, сейчас их представлено несколько десятков. Это акриловая живопись и графика, которую художница считает наиболее подходящей для камерного пространства.
Дилара ТОРИК родилась в Уфе, двадцать лет прожила в Омске, поэтому омичи наверняка хорошо помнят ее, а шесть лет назад по семейным обстоятельствам снова вернулась в Уфу. Колористический строй работ Дилары ТОРИК всегда узнаваем. Ее работы пряные и таинственные, как узор восточного ковра, в каждой заключены мудрость и загадка.
Декоративные композиции, абстрактная мозаика наиболее часто встречаются на полотнах художницы, но даже реалистические изображения далеко не прямолинейны, о чем говорят их названия. Например, «Черная сторона эмпатии» – работа, на которой мы видим манекены в театральных костюмах. Кстати, в нынешней экспозиции пополам черно-белых и цветных работ.
Кроме графических и живописных техник, Дилара ТОРИК владеет приемами прикладного искусства, в частности вышивки. Это оказалось нужным, когда она работала театральным художником.
– В начале 1990-х в Театре оперы и балета в Уфе ставили «Дон Кихота», – вспоминает Дилара. – И Юрию ГРИГОРОВИЧУ понадобились веера для испанского танца. Срочно заказать их в Москве уже не было возможности, и тут все вспомнили про мои вышивальные опыты. Конечно, пришлось применить машинную вышивку, а не ручную. Потому что, представьте, какое количество вееров нужно было сделать! Я разработала эскизы, сама всё изготовила. Принесли на сцену, показали ГРИГОРОВИЧУ, он одобрил. Это вот такая маленькая деталь, которая пригодилась в театральном творчестве.
И все же Дилара предпочитает работать с красками, нежели с нитками и тканью.
– Мы подружились в 2020 году, и наша дружба привела к такому замечательному событию, как эта выставка, – рассказывает владелица галереи Полина ЗАРЕМБА. – Мне нравится абсолютно каждое произведение Дилары. Тут разные темы, но они объединены одной: золотая середина. Художник вкладывает в нее особую философию.
Диптих «Золотая середина» был написан прямо в галерее. Солнечный (золотой) круг разделен пополам границами холстов. Вообще понятие «золотая середина» означает компромисс, но, глядя на эту работу, думаешь о некоем идеальном соотношении, о золотой сердцевине, спрятанной внутри простого «плода». Впрочем, возможны и другие трактовки.
– Я люблю такие вещи, которые провоцируют зрителя на размышления, а не предлагают готовых решений, – говорит Дилара. – Очень часто на протяжении моей выставочной деятельности, а выставляюсь я уже 25 лет, мне говорят: «А вы действительно подразумеваете именно это? Мы видим тут совсем другое». Я отвечаю: «Слава богу! Значит, я свою творческую задачу выполнила». Каждый должен увидеть что-то свое.
Выставка будет доступна к просмотру до 22 августа. Все работы на ней можно приобрести.
Фото © Эльвира КАДЫРОВА