«PROАвто» — новая колонка «Коммерческих вестей».
— Время подвести итоги первых пяти месяцев этого года и весеннего автосезона. По данным AEB, второй месяц падает рынок новых автомобилей – на 80%. Общее падение года с января по май – 52%. Автомобильная отрасль пострадала сильнее многих в связи с ограничением импорта и заморозкой отечественного производства. Большое количество брендов приостановило поставки на российский рынок, некоторые сворачивают дистрибуцию, в частности VAG, BMW, Volvo, Mercedes, Subaru, Renault, Land Rover. Все это привело к снижению складских запасов и серьезному падению продаж. Есть существенные проблемы с логистикой у корейских и японских брендов, которые продолжают работу в России, но не способны из-за санкций доставить нам автомобили. К сожалению, и нашего отечественного производителя АвтоВАЗ коснулась эта ситуация – не хватает комплектующих, закупаемых за рубежом. Новые Lada Granta будут выходить облегченные, но спрос будет высокий, потому что в бюджетном сегменте у них практически не осталось конкурентов. Дилеры пытаются продать подороже, сохранить рентабельность, клиенты покупают, понимая, что потом авто может и не быть.
АвтоВАЗ тоже входит в топ производителей по падению продаж в мае – 84%. 86% показал Renault, 92% – VAG (Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Seat, Skoda, Volkswagen, MAN, Scania, Volkswagen, Ducati). 94% потеряла Toyota. Kia, Hyundai – по 80%. Если брать в целом имеющиеся данные за 2022 год, то АвтоВАЗ упал на 58%, чуть лучше себя чувствует Корея – менее 50%. В штуках продажи авто снизились со 150 000 до 25 000! Наименьшее падение продемонстрировала китайская группа: Geely – минус 6%, Haval – 21%, Changan – 8%.
Наблюдается некоторое снижение в салонах, видимо, для высвобождения денежных средств, поскольку многие закредитованы. Повышение кредитных ставок не добавило, разумеется, покупательной активности. Параллельный импорт пока не в ходу, дилеры пересматривают свои портфели, пытаясь заместить приостановившие работу в России бренды китайскими. Так, в Новосибирске за последние два месяца появилось около десяти заявок на новых дилеров массовых и люксовых китайских марок.
Мультибренды взяли курс на стратегию сохранения средств: экономят в первую очередь на персонале, на маркетинге. Закрываются программы по развитию, по строительству дилерских центров. Однако за весну не было новостей о чьих-то банкротствах и закрытии салонов, очевидно, что у дилеров накоплены ресурсы за последние два года, да и текущая ситуация не критическая. В среднесрочной перспективе есть возможность переориентироваться на сервисное обслуживание. В Омске услуги на него не выросли, заработал параллельный импорт запчастей, появились различные альтернативы, которые используют и дилеры.
Продажи автомобилей с пробегом снизились за весну на 10%, этот рынок не так волатилен в кризисы. Но если на рынок новых машин давит только отсутствие поставок и высокие ставки по кредитам, то в б/у-сегменте дополнительно сказывается падение спроса само по себе, неопределенность в будущем, отказ и от покупки, и от продажи своего авто. Лидерами продаж по-прежнему остаются Lada и Toyota. В востребованную пятерку также входят Kia, Hyundai и Nissan. Сильнее всего упали корейцы, у которых и так были проблемы с представленностью на вторичном рынке в силу высокого спроса и недавнего присутствия. Цены росли весь прошлый год, достигли пика в марте, но сейчас пошло снижение – примерно на 10-15% из-за отсутствия спроса. Это заметили все классифайды. Падать они дальше не будут, поскольку новых поставок из-за рубежа не ожидается (высокие таможенные пошлины), а предложения внутри нет. Трейд-ин в салонах также упал, рынок опять разворачивается в сторону перепродавцов.
Этим летом будет актуален отложенный спрос: кризисный лаг спада редко длится дольше трех месяцев. В связи с экономией на путешествиях, ремонтах и осторожностью с покупкой недвижимости сбережения россиян сместятся на авторынок, тем более что кредитные ставки будут снижены до уровня осенне-зимнего периода прошлого года. Притязательность в отношении конкретных марок и моделей у соотечественников снизились, а вот требовательность к специалистам дилерских центров, напротив, увеличилась. Учитывая, что некоторые производители одежды уже вернулись на российский рынок, не исключено, что подобная участь постигнет и автобренды. В целом перспективы неоднозначные, но не пессимистичные. Мы все получаем большой опыт в исследованиях и стратегиях. Наступило время повышения качества работы во всех сферах, поиска новых решений в менеджменте и бизнесе.
Иван БЕЛАНОВ.
Ранее колонка была доступна только в печатной версии газеты «Коммерческие вести» от 16 июня 2022 года.