Заклепочники наступают.
Генри Лайон ОЛДИ
Мужество похвалы
СПб.: ГК «АураИнфо & Группа МИД», 2021 год. – 400 стр.
Серия «Лезвие бритвы»
Тираж 1000 экз.
Прежде всего надо отметить инициатора, ответственного редактора и составителя сборников серии «Лезвие бритвы» Василия ВЛАДИМИРСКОГО. Именно с его подачи – его усилиями, его энергией – появилась эта серия, в которой выходят нехудожественные книги о фантастике. Понятно, что проект некоммерческий. Хотелось бы увидеть в этой серии и его книгу.
Публицистика Дмитрия ГРОМОВА и Олега ЛАДЫЖЕНСКОГО – это особый жанр. В немалой части – устный. Ведь ряд эссе – это расшифровка их выступлений на семинарах. Ярких и парадоксальных. Выстроенных как театральное действие (не зря же один из пары – театральный режиссер, а второй – актер). Не будем выставлять персональные рейтинги, но то, что ОЛДИ располагаются в первой десятке русскоязычных фантастов, несомненно. Некоторая часть эссе посвящена читателям. Авторы бьют тревогу:
— Сначала массовый читатель, причем даже не самый глупый, стал недосказанность воспринимать с раздражением, а потом – со злобой. Намек принимается в штыки. Читатель уверился, что недосказанность имеет место в книге не из эстетических соображений, а потому что автор чего-то не знает. Важным эстетическим достоинством текста становится не намек и недосказанность, а соответствие текста художественного тексту энциклопедии. На том ли месте находится замок в книге, где должен быть согласно географическому справочнику? Соответствует ли третья слева заклепка на хауберке тому изображению, которое я видел в пособии по доспеху соответствующего периода? («Югэн, или Призрак японского городового»).
Параллельно обнаруживается другая тенденция:
— Массовый читатель фантастики отторгает почти все художественные средства выразительности. Они ему не нравятся. Он их называет «красивостями» и «излишествами». Метафора – излишня, развернутый образ – раздражает. Гиперболе – нет… А вот средства выразительности кинематографа читатель воспринимает в книге на ура («Важнейшим из искусств для нас является кино»).
То есть, по сути, читатель требует киноповестей (объемы романов тоже уменьшаются). Хорошо, что сами ОЛДИ по-прежнему пишут для иных читателей. Надеемся, что и наш «Книжный клуб» тоже.