В книге Натальи МЮРРЕЙ «Невоспетый герой русского авангарда. Жизнь и судьба Николая Пунина».
16 +
(М.: Издательство Слово/Slovo, 2018 г.) описывается столетней давности российское беззаконие, которое стало законом.
«Создание нового пролетарского искусства считалось одной из главных задач в большевистской России. Однако первостепенной и насущной задачей, с которой сразу после революции столкнулась новая власть, была реорганизация уже существующих музеев и спасение опустевших дворцов от мародерства. Уже 30 октября 1917 года нарком просвещения Анатолий Луначарский заявил, что Зимний дворец и Эрмитаж получили статус государственных музеев. В 1918 году во имя «защиты» картин старых мастеров Эрмитаж предложил «принять на временное хранение» произведения западноевропейского искусства из частных коллекций.
Во время голода и повсеместного разгула преступности многие коллекционеры и представители аристократии сдавали в музей картины, скульптуры и драгоценности. Некоторые понимали, что уже никогда не вернут свои коллекции, но надеялись, что благодаря этим пожертвованиям, по крайней мере, заслужат себе место в новом «рабочее-крестьянском обществе». И декрет от 14 ноября 1918 года провозгласил, что отныне ни одно произведение искусства, отданное в Эрмитаж на реставрацию, оценку или временное хранение, нельзя забрать из музея ни под каким предлогом. Началась «экспроприация экспроприаторов».
Тех, кто отказывался расставаться со своим бесценным имуществом, насильно заставляли декларировать его согласно «Декрету об обязательной регистрации», принятому 10 октября 1918 года. Многие из этих произведений искусства вскоре были конфискованы новым режимом. Девятнадцатого сентября 1918 года Совнарком издал декрет, запрещающий экспорт произведений искусства и антиквариата. Все, кто не успел вывезти свои коллекции на Запад, должны были заявить о них в органы власти.
С 1917 по 1928 год Эрмитаж «приобрел» 5 480 картин, 69 657 гравюр и 18 648 рисунков. На раннем этапе создания государственного музея западноевропейского искусства директором Эрмитажа по-прежнему был граф Д. И. Толстой, а несколько членов дореволюционной аристократии, таких, как барон Ф. Г. фон Коскуль, – кураторами. До 28 октября 1918 года Толстой оставался директором Эрмитажа и под его председательством Совет музея проводил еженедельные совещания, обсуждал новые приобретения и изыскивал новые средства. Однако большинство этажей музея были по-прежнему закрыты для посетителей, а бóльшая часть коллекции все еще находилась в Москве, куда ее эвакуировали во время Первой мировой войны. «Республика полагается на вас!» – заявил Луначарский в ходе одной из своих бесед с Пуниным, когда 31 июля 1918 года его назначили комиссаром Эрмитажа».